|
||||||||||||||||||||||
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Лев ЗАЛЕССКИЙ
Вольфганг Амадей Моцарт
Исследовать гениальность не легче,
чем электричество.
НЕМНОГО АРИФМЕТИКИ, СТАТИСТИКИ И МЕТАФИЗИКИ
Общеизвестно, что под руководством своего строгого и целеустремленного отца, скрипача и композитора Леопольда Моцарта, Моцарт-сын начал заниматься музыкой в три года, а концертировать и сочинять в пять-шесть. И уже не останавливался буквально до самой смерти. Более всего впечатляет полный список сочинений композитора. Не каждый сможет пройти его до конца без передышки. Классифицировать творчество Моцарта столь же сложно, ибо мы имеем дело с творческой вселенной, обозреть которую, тщательно рассортировав по реестрам разнообразные музыкальные миры, по силам лишь профессионалу, владеющему навыками научной систематизации — многоуровневой группировки, сортировки, составления описаний, охватывающих целый перечень свойств. По счастью, первый составитель каталога сочинений Моцарта австрийский аристократ Людвиг фон Кёхель обладал всеми этими навыками. Ведь он профессионально занимался ботаникой, а история научной систематизации растений к тому моменту насчитывала около двух тысячелетий. Несмотря на это, Кёхель, проживший до 87 лет, так и не закончил свою работу. Известный немецкий искусствовед Альфред Эйнштейн (двоюродный брат великого физика), что пришел ему на смену, также не смог поставить точку в каталоге сочинений Моцарта, весьма серьезно им исправленном и дополненном. Эйнштейн покинул этот мир в 1952 г. в возрасте 72 лет, прожив вдвое больше, чем его любимый композитор. А феноменальные открытия в бесконечном творчестве Моцарта продолжаются и по сей день. Метафизика какая-то! Поневоле задумаешься: такое употребительное понятие, как бессмертие, похоже, не просто фигура речи. Не только метафора. Во всяком случае — совсем не гипербола. И не стоит так уж безоговорочно доверять датам и числам — у великих свои отношения с временем.
И тем не менее по исчислению каталога Кёхеля и Эйнштейна, в который вошли все известные (!) произведения Моцарта, за неполных 30 лет работы композитор написал в общей сложности 626 произведений, то есть каждое из них менее чем за две недели! Учитывая, что большая часть инструментальной музыки была им самостоятельно и блестяще исполнена, становится ясно, почему Моцарта считали и считают гением. И метафизика здесь совершенно ни при чем. Это же просто арифметика! ОТЕЦИз семи детей, родившихся в семье композитора и придворного музыканта Леопольда Моцарта (1719–1787) и его жены Анны Марии (урожденной Пертль), пятеро умерли. Уцелели двое — девочка, названная, как и мать, Марией Анной (1751–1829), впоследствии прозванная Наннерль, и ее младший брат, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.
Леопольд служил в поместье зальцбургского архиепископа, но все свободное время занимался с детьми музыкой. Быть может, с некоторым неистовством… Потому-то, свидетельствуют многочисленные исследователи, в раннем детстве и проявились незаурядные музыкальные способности дочери и поистине феноменальные — сына. Эта часть биографии Моцарта — наиболее общее место, которое, право, совестно и повторять. В самом деле, если с детьми заниматься музыкой, они рано или поздно научатся играть, сочинять, импровизировать. А вот если не заниматься — почти наверняка не научатся. К.Г. Хаммер. Вид Зальцбурга с горы Мёнхсберг. Ок. 1811. Моцартеум, Зальцбург
Интерьер комнаты дома, в котором жили Моцарты в 1747–1773 гг.
Л. Моцарт. Опыт основательной игры на скрипке. 1756. Аугсбург
Есть, как известно, и другие методы воспитания. У Никколо Паганини папенька был торговец. Но тоже выучил сына музыке. Утверждают, что бил своего мальчишку за малейшее проявление лени. И забил бы до смерти — ведь не австриец какой-нибудь был, а итальянец, генуэзец самый настоящий, с соответствующим темпераментом. Волей-неволей пришлось маленькому Никколо стать непревзойденным виртуозом. Попробовал бы он не стать! И еще о Леопольде. Он-де, «стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду», непрестанно таскал их за собою по королевским дворам Европы. Но если Леопольд и извлекал материальную выгоду из бесконечных турне в сопровождении своих «чудо-детей», то с единственной целью — обеспечить их образование и будущее. Кармонтель. Леопольд Моцарт с
Вольфгангом и Наннерль в ноябре 1763.
Неизвестный художник. Домашний
концерт (Моцарт с отцом и сестрой).
Так или иначе, авторитет отца в семье был непререкаем. Его мастерство, совместные занятия музыкой немало способствовали созданию атмосферы непосредственного общения, взаимного доверия, как это часто бывает в музыкальных семьях, да и вообще в семьях, где у детей и взрослых есть какое-то общее дело. Кроме того, Моцарты действительно беспрецедентно много странствовали. Что также необыкновенно сближает, сплачивает семейный круг до состояния некоего вневозрастного братства. Ведь одно дело, скажем, отец, или брат, или сестра, и совсем другое — товарищи, с которыми делишь как все тяготы, так и все приятные впечатления от путешествия; совместно переживаешь как все недоразумения и неудачи, так и приобретения и успех. А Леопольд не щадил ни сил ни времени в стремлении добиться успеха, дать почувствовать своим «чудо-детям» вкус настоящей творческой победы. Карта Европы, на которой показаны
маршруты поездок Моцарта.
Подобно Иоганну Себастьяну Баху, о котором он, быть может, и не слыхивал, Леопольд сочинял развивающие пьесы и упражнения для дочери и сына. Некоторые из них сохранились и занимают достойное место в педагогическом репертуаре, переиздаются в наши дни. Г. Лоссов. Маленький Моцарт,
М. ван Мейтенс.
Итак, в 1761-м, шести лет от роду, юный Моцарт (его сестре к тому времени исполнилось десять) выступает перед курфюрстом Баварии и австрийской императрицей. Окрыленный успехом, в 1763 г. Леопольд предпринимает трехлетнее путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические дома Парижа и Лондона. В этой поездке происходит встреча будущего композитора с «лондонским» Бахом. Иоганн Кристиан, сын великого Иоганна Себастьяна, по слухам, дал юному Моцарту несколько уроков композиции. Отметим, лондонский Бах не пропагандировал творчество своего выдающегося отца; с его наследием Моцарт познакомился много позже. Предметом же обучения являлся так называемый галантный стиль инструментальной музыки, столь популярный в европейских столицах того времени. Вольфганг и его сестра Наннерль О.М. Бартелеми. Церемония английского
чаепития
1766 год. В дневнике путешествия, который скрупулезно ведет Леопольд, значатся Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Цюрих, Гаага, Франкфурт. К этому времени 10-летний Моцарт уже вовсю сочиняет, осваивает скрипку, а на клавесине играет просто-таки с феноменальным блеском. 18 августа 1766 года во Франкфурте он исполняет свой скрипичный концерт. Этот день отмечен легендарной встречей юного музыканта со столь же юным 14-летним Гёте. Ни тот ни другой не забыли о встрече, бережно сохранили ее в памяти. Т. Гейнсборо. Иоганн Кристиан Бах. 1776. Музыкальный лицей, Болонья
К этому времени написаны уже десятки сочинений: пьес для клавесина, сонат для скрипки и клавесина, флейты и клавесина, трио-сонат, вариаций, мотетов, хоров, арий и пять так называемых симфоний Моцарта. Почему же «так называемых»? Да потому, что это еще не были симфонии в известном нам классическом духе, скорее дивертисменты для сравнительно большого состава исполнителей. Использование самого этого термина (симфония — латинское слово, которое переводится как «созвучие») в то время не накладывало на автора никаких требований относительно организации музыкального материала. Галантный стиль предполагал оптимизм, разнообразие, умеренную аффектацию, даже изобретательность, но, по возможности, без умствований и полифонических завихрений. Легко представить себе Леопольда, расхаживающего вместе с детьми по парковым дорожкам летней резиденции какого-нибудь высокопоставленного вельможи в ожидании аудиенции и примеряющего репертуар вечернего представления к особенностям ансамбля усадьбы, быть может, характеру ландшафтной картины. Что они обсуждали? О чем говорили? Давайте пофантазируем. Леопольд. Какой богатый парк. И какой большой! Что скажете, дети? Дети. О да! Леопольд. Вы обратили внимание, что в нише оркестра оставили довольно приличные литавры. К чему бы это? Вольфганг Амадей. Наверное, будить гостей, что разбрелись по парку и дремлют себе в тенечке. Не так ли, отец? Мария Анна. Как вот тот — смотрите, отец, вон там — с виду такой важный пожилой господин… Леопольд. Только не надо показывать пальцем. В обществе это не принято… А я, пожалуй, соглашусь с тобой, сынок. Публика разбредется, и кое-кто может и вовсе не услышать твою симфонию. Вольфганг Амадей. Тогда разрешите, отец, я буду бить в литавры. И все подумают, что началась война или пожар, и соберутся у эстрады, вот тогда-то мы и начнем… Мария Анна. Ну это, право, как-то совсем по-детски… Леопольд. Да, это не совсем прилично. Но, пожалуй, можно дописать несколько тактов вступления, слегка усилить первую часть партией литавр… Вольфганг Амадей. И верно! Пусть поработают королевские музыканты, а я, как взрослый, буду руководить ими, сидя за клавесином, словно я тут и ни при чем… Леопольд. Вот и славно! Теперь твоего выступления никто не пропустит. Наннерль, где же наши ноты? И действительно, в каждой из первых двух дюжин моцартовских симфоний — дивертисментов нас непременно подстерегает внушительное вступление с расширенной партией литавр. Если же оркестр располагал еще и хорошими трубачами, то медные для него прописывались настолько убедительно, что пропустить вступление, не заметить его или не придать ему значения не было ни малейшей возможности. Как только вступал оркестр, все головы одновременно поворачивались в одну и ту же сторону. И Леопольду это, несомненно, очень нравилось. Короткая передышка в провинциальном Зальцбурге, премьера первого театрального произведения 10-летнего композитора, — интермеццо «Аполлон и Гиацинт» в Зальцбургском университете, и… Моцарты вновь собираются в дорогу. В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает горький вкус интриги. Особенно горький в двенадцать лет. Постановка срывается, оперный триумф откладывается, и Леопольд решает, что место для триумфа было выбрано не вполне подходящее. В 1770–1772 гг. Моцарты трижды выезжают в Италию. 14-летний Вольфганг Амадей избирается членом болонской Филармонической академии, перещеголяв самого Арканджело Корелли (тот стал академиком в 17 лет)! Моцарт. Митридат, царь Понта. Автограф страницы партитуры. 1770
В Болонье юный Моцарт берет уроки оперного мастерства у знаменитого падре Мартини, сочиняет для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта», позднее серенату «Асканио в Альбе» и оперу «Луций Сулла». Теперь даже сверхтребовательный Леопольд полагает, что образование сына завершено и для решающего венского триумфа наконец всё готово. Увы, Леопольд раздражал многих из артистического и великосветского окружения: больно уж «носился» со своими «чудо-детьми», до небес превозносил талант сына! О нем зачастую говорили как о человеке навязчивом, отчасти бестактном и, повторимся, меркантильном. Но, получив за короткое выступление в Лондоне 100 гиней (!), Леопольд по-настоящему испугался этой несусветной суммы. Мы можем, пожалуй, предположить, что Леопольд был все-таки выдающимся отцом. А следовательно, самим своим существованием олицетворял живой упрек в адрес всех окружающих его отцов, не столь заботливых, — от придворного трубача до курфюрста. Вот и считали они его занудой из ревности к его отцовским талантам и всечасному самопожертвованию. Увы, так бывает… Так какого же триумфа жаждал Леопольд? Мечтал ли он о том, что сын его станет гением?.. Да нет! И мысли такой не допускал. «Гений! Что такое гений? — размышлял Леопольд, — Гений прежде всего — это выдающийся… неудачник, преследуемый алчными, завистливыми посредственностями; преследуемый и властью, и теми, кто этой властью призван им руководить, его направлять. Ибо как им руководить? Куда его направлять — избранника божьего? И вельможа невольно вдруг почувствует себя идиотом! А они, вельможи, — ах, как они этого не любят! Да и кому понравится?..» Если о чем и мечтал Леопольд, если на что и рассчитывал, то на солидную должность для сына при императорском дворе. Но этим мечтам не суждено было исполниться. Вольфганг Амадей оказался-таки гением. Так миссия Леопольда завершилась полным провалом. Отец, как об этом свидетельствуют документы, перестал сопровождать сына в гастролях, впал в депрессию, прибился вновь ко двору зальцбургского архиепископа, а Вольфганг Амадей на некоторое время был предоставлен самому себе. ЖАНРОВЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ,
|
Мануэль Гарсиа, |
Лепорелло, изображен |
«Дон Жуан» (1787) — одно из самых значительных событий в истории оперы со времен оперной реформы Глюка и, пожалуй, самая захватывающая по своему сюжету музыкальная драма. В основе сюжета средневековая испанская легенда о Дон Жуане, смелом и ловком соблазнителе, дерзком авантюристе. Но это «исчадие ада» не лишено привлекательности. Не случайно к этому сюжету прикасались и в конце концов увековечили его испанский драматург Тирсо де Молина (1571–1648), французский комедиограф Жан Батист Мольер (1622–1673), венецианский драматург и либреттист Карло Гольдони (1707–1793). В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме. Не остыл интерес к этому сюжету и в искусстве XX века.
Афиша к премьере оперы «Дон Жуан»
в венском городском театре (Бургтеатр) 7 мая 1788 г.
Неизвестный художник. Сцена из оперы
«Дон Жуан».
Конец XVIII в. Частное собрание
Лоренцо да Понте был не склонен изображать Дон Жуана отъявленным клятвопреступником и негодяем. Да и Моцарт не принял бы такого решения. Обрекая своего героя на гибель, композитор и либреттист тайно (но не слишком) симпатизируют Дон Жуану. Все участники драмы: неразлучный спутник и слуга Жуана Лепорелло, простоватые Оттавио и Мазетто, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая, но осторожная Церлина — были бы вовсе незаметны в обыденном круге своей жизни, не случись им встретить Дон Жуана. Ему не отказать в обаянии, энергии, отваге, чувстве юмора.
Неизвестный художник. Сцена из оперы «Дон Жуан». Конец XVIII в.
Э.А. Фрагонар. Дон
Жуан |
Э.А. Фрагонар. |
С первых тактов увертюры в музыке оперы борются две тенденции, знаменующие наследие opera-seria и opera-buffa. Творческий результат этой борьбы достоин Моцарта. «Дон Жуан» — чуть ли не первое и, пожалуй, самое яркое явление трагикомедии на оперной сцене.
К.Ф. Шинкель. Царица ночи. Эскиз
сценографии оперы «Волшебная флейта».
1815. Государственные музеи, Берлин
Сцена из I акта оперы «Волшебная
флейта»
в Вене, в театре «Фрайхаус» 30 сентября 1791 г.
Моцартеум, Зальцбург
Либретто «Волшебной флейты» (1791) Моцарту предложил его друг Эмануэль Шиканедер, уникальная личность — драматург, актер, танцовщик, певец, композитор. Избороздив всю империю в составе странствующей труппы, в 1780 г. он попал в Зальцбург, где и познакомился с Моцартом. К 1790 г. Шиканедер осел в Вене и возглавил Фрайхауз-театр, для которого и сочинялась «Волшебная флейта». Сюжет он почерпнул в сказке Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» (1786–1789).
Афиша первого представления оперы
«Волшебная флейта» в Мюнхене.
1791. Государственная библиотека, Берлин
К.Ф. Тиле. Эскизы костюмов для
представления оперы |
Можно представить, как Моцарт был увлечен сюжетом этой, без преувеличения, самой загадочной, чудесной и глубокой музыкальной сказки!…
В судьбе человеческой, как и в судьбе гения, не так уж много места для чудес. Но во все времена человеку было свойственно надеяться на чудо. Порою, если обстоятельства складываются крайне неблагополучно, мы бываем разочарованы, что чуда не произошло и, видимо, уже не произойдет. Но все-таки склонны ожидать чудес даже там, где они принципиально «не водятся».
Э. Шиканедер
Главный герой «Волшебной флейты» принц Тамино чудесным образом избегает гибели в объятиях страшного змея. Он, как никто, вправе считать, что «попал в сказку». Правда, диковинное существо в наряде из разноцветных птичьих перьев, птицелов Папагено, объявивший себя спасителем Тамино, на деле оказывается трусливым хвастунишкой. Зато принц попадает под покровительство могущественной Царицы Ночи и ее придворных. Царица дарит Тамино волшебную золотую флейту. Мало того, она готова отдать ему в жены свою прекрасную дочь — принцессу Памину. Но вот незадача (!), принцесса похищена по приказу мрачного и злобного волшебника Зарастро и томится, бедняжка, в его неприступном замке. Принц, вооруженный волшебной флейтой, в сопровождении недовольного Папагено, которого Царица Ночи также вооружает (волшебными колокольчиками), отправляется совершать великие подвиги.
Д.Б. Лампи. Игнац фон Борн.
Глава ложи «К нововенчанной надежде» был
прообразом волшебника Зарастро в опере
«Волшебная флейта». 1785. Дом-музей Моцарта, Вена
В конце концов принцессу освобождает не кто иной, как Папагено. Его волшебные колокольчики могущественнее золотой флейты, ибо он не жаждет подвигов даже под покровительством Царицы Ночи. И оказывается прав! Ибо Царица и есть главная злодейка. А Зарастро — мудрый и добрый правитель. Но, к сожалению, не все его слуги верны ему до конца. Так, Моностатос, коварный мавр, приближенный Зарастро, похитивший принцессу по его приказу и велению богов, чинит препятствия встрече Памины и Тамино. Но и Моностатос будет изобличен и наказан.
По решению Зарастро, принцу надлежит выдержать три серьезных испытания, чтобы войти в круг посвященных. Он должен суметь противостоять коварству женщин, исполнить обет молчания и, наконец, пройти сквозь пламя и сохранить в своем сердце любовь к Памине.
Памине также предстоят испытания. Ей надлежит выказать не только терпение и дождаться Тамино, но и явить стремление к Истине, превосходящее силу ее дочерних чувств. В финале золотая флейта в руках Тамино вновь обретет свои волшебные свойства. А все участники событий решением Зарастро, направляемого волей богов, будут вознаграждены по заслугам.
«Это масонская опера!» — так часто говорили о «Волшебной флейте» недоброжелатели. Моцарт (кстати, и Шиканедер) принадлежали к тайному ордену «Вольных каменщиков» — масонской ложе, обществу, объединявшему многих передовых людей Австрии в стремлении распространять просвещение, бороться с пережитками Средневековья, диктатом католицизма. Для композитора и автора либретто, чья жизнь была исполнена всевозможных тайн, сюжет «Волшебной флейты» был единственной возможностью приподнять завесу тайны над своими собственными чаяниями.
В трактовке Моцарта и Шиканедера эта наивная утопия пронизана юмором, меткими жизненными наблюдениями, сочными бытовыми деталями. Фантастические персонажи приобрели черты действующих в реальной социально-политической среде лиц. Выдающиеся современники встретили оперу с восторгом. Бетховен среди всех моцартовских опер особенно выделял «Волшебную флейту». Гёте сравнивал ее со второй частью своего «Фауста» и сделал попытку написать литературное продолжение оперного либретто. А знаменитый Гегель в своей «Эстетике» писал: «Царство Света и Королева Ночи, мистерии, посвящения, мудрость, любовь, испытания и притом некие общие места морали, которые великолепны в своей обыкновенности, — все это при глубине, чарующей сердечности и душевности музыки расширяет и наполняет фантазию и согревает сердце».
А мы, в свою очередь, отметим, что Моцарт использовал в «Волшебной флейте» довольно известный мотив, принадлежащий — кому бы вы думали? — Муцио Клементи!
И будем считать, что досадный инцидент между Моцартом и Клементи был тем самым совершенно исчерпан.
ЕЩЕ РАЗ О ЧЕРНОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Единственное, что смогло отвлечь Моцарта от увлекательной работы над «Волшебной флейтой», был таинственный анонимный заказ на создание «Реквиема». Не только большая загруженность оперой, но отчасти и какое-то дурное предчувствие мешали композитору взяться за работу.
Й. Ланге. Моцарт за фортепиано.
(Портрет не окончен). 1789. Моцартеум,
Зальцбург
И это предчувствие оправдалось. В начале зимы 1791 г. Моцарт скоропостижно скончался, не дописав последней, седьмой части своего Реквиема — самого впечатляющего и проникновенного хорального произведения эпохи классицизма.
И здесь на сцене нашего повествования появляется некий Черный Человек.
Злые языки утверждают, что Черный Человек — вымысел вдовы Моцарта в романтическом духе того времени. Иными словами, Черный Человек — не что иное, как маркетинговый фактор, который должен был повлиять на возбуждение интереса к творческому наследию гения.
Моцарт. Последние страницы личного
реестра собственных произведений.
Автограф. Июль–ноябрь 1791. Библиотека
Британского музея, Лондон
Так и случилось. Причем трижды! После публикации болдинского детища великого русского поэта подскочили продажи моцартовских нот. А после «Амадея» Милоша Формана CD-диски с записью «Реквиема» — в любом исполнении — стали чуть ли не хитом продаж.
А ведь еще летом 1792 г. выяснилось, что заказ этот сделал овдовевший аристократ, граф Вальзет-Штуппах. Но память о Черном Человеке оказалась долговечнее, чем о графе и его потере.
Как и память о Моцарте…
Одним из самых безутешных современников оказался… Антонио Сальери. Он часто вслух и при множестве свидетелей винил в смерти Моцарта себя.
Моцарт. Реквием. Автограф.
1791. Австрийская национальная библиотека, Вена
Ведь он был одним из немногих в Вене, кто в полной мере мог оценить дарование младшего своего современника. И что он сделал? Ничего! А под каким предлогом? Он, видите ли, оберегал Моцарта от конфликтов со знатью! Или оберегал знать от насмешек Моцарта?А гения нет! И больше уже не будет никогда! В чем же тогда смысл существования его, Сальери, — учителя, музыканта, если он не уберег, не взлелеял, не сохранил?
Вот это-то и не давало ему покоя до самой смерти.
Хотя кого он уберег и взлелеял? Может быть, Бетховена!
Увы, и бессемейный Бетховен, и окруженный почти безразличными к нему домочадцами Моцарт в полной мере оплатили печать «божественного прикосновения».
Величайшей в мире радостью творчества.
Величайшей в мире печалью одиночества...
КОММЕНТАРИИ
Кёхель (Kochel) Людвиг (Алоис Фердинанд) фон (1800–1877). Австрийский ботаник, минералог, музыкант-любитель и музыкальный библиограф. Составил каталог произведений Моцарта. Впоследствии в каталог Кёхеля были внесены уточнения (в частности, была изменена нумерация некоторых произведений, созданных до 1784 г.).
Эйнштейн (Einstein) Альфред (1880–1952). Немецкий и американский музыковед, двоюродный брат физика Альберта Эйнштейна. Учился в Мюнхенском университете. Приобрел известность как исследователь и музыкальный критик. В 1933 г. уехал из Германии, с 1939-го жил в США, где преподавал, в частности в Смит-колледже. Автор ценных монографий о Моцарте, Шютце, Глюке, Шуберте, краткого очерка всеобщей истории музыки (1936), фундаментального исследования о музыке эпохи романтизма (1947) и др. Осуществил исправленное издание каталога Кёхеля (1937).
Экспозиция (от латинского expositio — изложение, описание) — в данном случае выбор и представление музыкальных тем по определенному принципу в соответствии с замыслом автора в интересах решения основных художественных задач, стоящих перед произведением.
Реприза (франц. reprise — повторение) — точное или измененное повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего ее раздела. Типична для различных трехчастных форм, сонатной формы.
Контрапункт (нем. Kontrapunkt, от лат. punctus contra punctum, буквально — точка против точки) — в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание двух и более мелодических линий в разных голосах — простой контрапункт. Повторение этого сочетания, при котором соотношение мелодий изменяется, — сложный контрапункт.
Сонатная форма (сонатное аллегро) — музыкальная форма одночастного или части циклического произведения. Наиболее сложная среди гомофонных форм (или форм многоголосной музыки; гомофония — вид многоголосия). Типична для первых частей сонат, концертов, симфоний, квартетов. Основана на противопоставлении тем в экспозиции, дальнейшей их разработке, тональном объединении в репризе.
Рондо (итал. rondo, французское rondeau, от rond — круг) — музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно-танцевального происхождения. Встречается в составе сюит, в виде самостоятельных пьес, финалов сонат, концертов. Родственная форма — рондо-соната, объединяющая признаки обеих форм.
Гальвани (Galvani) Луиджи (1737–1798), итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии.
Шиллер (Schiller) Фридрих (1759–1805), немецкий поэт, драматург и философ. Друг Иоганна Вольфганга Гёте.
Для разных периодов творчества Шиллера характерны мятежные порывы к равенству и свободе (в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь»); столкновение просветительских идеалов с низменной реальностью и деспотической властью (в исторических масштабных, но не свободных от декларативности трагедиях и драмах — «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Лагерь Валленштейна»).
Лирика, сочетающая романтический пафос и классическую стройность (ода «К радости», 1785) включена Л. Бетховеном в финал 9-й симфонии.
В художественной прозе, публицистике, исторических и эстетических трудах («Письма об эстетическом воспитании человека», «О наивной и сентиментальной поэзии» и др.) Шиллер утверждает веру в прогресс, спасительную роль прекрасного в гармоническом.
Кант (Kant) Иммануил (1724–1804), родоначальник немецкой классической философии. В 1755–1796 гг. преподавал в Кёнигсбергском университете. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В «критической философии» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения») выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, по Канту, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Учение Канта сыграло большую роль в развитии диалектики.
Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787). Немецкий композитор. Работал в городах Германии, в Милане, Вене, Париже. Одна из величайших заслуг Глюка — реформа оперы сериа в духе эстетики классицизма, подчеркивающая благородную простоту, героику, — отразила тенденции эпохи Просвещения, ее основная идея — подчинение музыки законам поэзии и драмы — оказала влияние на музыкальный театр XIX–XX вв. Оперы: «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Ифигения в Тавриде» (1779).
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831). Немецкий философ, создавший систематическую теорию диалектики. Основные сочинения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Основы философии права» (1821); лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.