Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Игры с реальностью

Куда бы ни заводила художников фантазия, реализм неизменно отстаивал свое право на существование. Ведь реализм, оперирующий узнаваемыми образами, понятен в той или иной степени любому зрителю. В силу этого коммуникативная функция произведения искусства осуществляется в реализме наиболее полно, послание художника зрителю обычно не требует дополнительных объяснений. Поэтому, говоря языком рынка, спрос на реализм никогда не исчезал.

Гиперреализм (другое название — фотореализм) как современное направление в живописи занимает законное, обоснованное и пока устойчивое место в современном искусстве. Его появление закономерно — как этап технологического и общественного развития.

В. Кальф. Натюрморт. XVII в.

 

Ученые-биологи, исследовав человека вдоль и поперек, заметили, что эмбрион в своем развитии ускоренно повторяет эволюцию — от хвостатого земноводного до homo sapiens. В свою очередь, психологи предположили, что человек с рождения повторяет психолого-социальную эволюцию своего вида: первобытность (младенчество), варварство (детство), феодальный романтизм (юность), буржуазный прагматизм (взрослость). В результате смены типа общественного производства меняется человеческий психотип — новые технологии требуют нового оператора.

Чак Клоуз. Автопортреты

 

Какой он, человек постиндустриальной эпохи? Прагматичный, толерантный, гибкий, он, благодаря информационным потокам (Всемирной паутине), человек мира. Появилось ли соответствующее искусство для такого потребителя? Да, появляется, мы в начале пути.

Коммерческий интерес, пожалуй, главная побудительная причина для творчества большинства современных прагматичных деятелей искусства. Им нужно зрителя ошеломить, все равно чем — техникой, эпатажной эстетикой, размером. Как в полотнах американского художника Чака Клоуза (Chuck Close, род. 1940), которые так велики, что на обычном расстоянии видны только отдельные элементы, тогда как полное изображение читается лишь издалека.

Абстрактные картины, которые Клоуз писал в молодости, не принесли ему славы и денег, это искусство было в то время уже вторичным. Он стал известен на поприще гиперреализма, когда начал автоматически копировать фотографии живописными средствами. Чтобы добиться еще большей имитации фактуры фотографии, Чак Клоуз и его единомышленники используют во время написания картин диапроекцию и масштабную сетку для увеличения размеров, имитируют эмульсионное покрытие фотографии полировкой и шлифовкой, работают аэрографом. Такие картины мог бы создать любой человек, оснащенный подходящей техникой и материалами, вне зависимости от национальности, социального положения и возраста.

Чак Клоуз. Портрет девушки. XX в.

 

И это тоже примета современного искусства — оно космополитично и аполитично, хотя и сверхреалистично, это настоящее искусство нового потребителя — homo pragmaticus — без романтики, героического пафоса, «дыхания» и стиля автора.

Добиться интереса публики старались и художники прошлого и тоже использовали то, что было под рукой. Голландские натюрморты («тихая жизнь»), подробные до мельчайших деталей, удивляют фотографической точностью передачи предметов — объемной стеклянной и металлической посудой, почти осязаемыми тканями и вкусной даже на взгляд снедью. Эти произведения появились в результате бегства от схоластической обескровленной и иссушенной живописи Средних веков как гимн наступающим новым временам. Девиз этого этапа реалистической живописи — «объем».

В середине XIX в. искусство вышло на новый виток игры со зрителем в реализм. «Обнаженная» Ренуара напоминает кусок гнилого мяса», — писали современники художника. Хотя импрессионисты создавали глубоко реалистичные картины, подчеркивая иные, чем прежде, характеристики изображаемого. Они были почти сверхреалистами, только смотрели на все с новой точки зрения. Их девизом было «свет и цвет». И снова заметим, что это искусство появилось как протест против скучной, малоэмоциональной, «скульптурной» академической живописи.

О. Ренуар. Обнаженная (Анна). XIX в.

 

В XX в. реалистичность подвергалась сомнению, ее контуры размывались и исчезали в море абстракции, пока в 1970-е она не сфокусировалась в гиперреализм. Кроме фотографических, художники-гиперреалисты применили и кинематографические приемы: крупный план, раскадровка, прием полиэкрана, съемка с высокой точки. Таким образом, девизом гиперреализма стала «высокотехнологичность».

Так каждый раз реализм завоевывал свои позиции революционно, попирая что-то устаревшее, отметая вышедшее из моды, сиюминутное.

Думается, что гиперреализм скорее всего последний всплеск реалистического станкового искусства. Его судьба в современных условиях — переход в сферу дизайна, из живописной реальности в реальность виртуальную. Использование его приемов для создания рекламы больших размеров — подчас уродливой, но будоражащей сознание человека XXI в., — уже началось.

Спонсор публикации статьи: студия Videoglobal, основное направление деятельности которой – корпоративные фото- и видеосъемка. Коллектив студии – это профессиональные сценаристы, режиссеры, видеооператоры, видеомонтажеры, 3D дизайнеры и композиторы, которым по силам снять о Вашей фирме не только короткий рекламный видеоролик, но и полноценный корпоративный фильм. Кроме того, специалисты Videoglobal в совершенстве владеют искусством инфографики -- одного из наиболее интересных инструментов современных мультимедиа. Посредством инфгорафики перезентация любого материала и информации способна привлечь внимание не только целевой аудитории, но заинтересовать и увлечь даже неподготовленного зрителя. Подробную информацию о ценах и услугах, оказываемых студией, Вы можете посмотреть на сайте http://www.videoglobal.ru. Здесь же можно ознакомиться с отзывами клиентов, у которых уже есть опыт сотрудничества с Videoglobal.