|
РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Александр ВОРОНОВ
Планировочные и художественные решенияНоводевичий монастырь в Москве
Логика композицииОдна из специфических особенностей русских монастырей — их историческая многослойность. Некоторые из них существуют сотни лет, и на протяжении этой долгой жизни монастырские постройки изменялись как композиционно, так и стилистически. Из первоначальной группки келий при деревянном храме вырастали обширные комплексы сооружений, обеспечивающие насельников монастыря, участвующих в богослужениях, всем необходимым. Также могла изменяться стилистика архитектурных решений фасадов, интерьеров и даже предметов обихода, при полном уважении к древним образцам объектов поклонения, особенно к чудотворным иконам. При этом сами сооружения и их фрагменты, взаиморасположение объектов на монастырской территории, их колористические решения изменялись неоднократно и в целом, и в деталях — в размерах и формах составляющих их элементов, как культовых, так и бытовых. Это породило историческую многоликость композиционных взаимоотношений объемно-планировочных и цветовых образов, так что иногда трудно воспринять сложные духовные и художественные характеристики монастырских построек за то относительно краткое время, которое мы находимся в обители. Как уже было сказано, самые ранние монастыри на территории России были построены в местах возникновения первых государственных образований. Таковыми были Киевское и Новгородское княжества с их не определенными строго границами. Вскоре к Киеву присоединился Чернигов — вотчина наследников киевского великого князя по боковой линии. Основная трудность при изучении и описании русских монастырей заключается в том, что они одновременно являют собой два принципиально разных типа объектов. Монастырь в целом представляет собой сложный пространственный комплекс, в русской интерпретации состоящий из множества отдельных зданий традиционной планировки и формы. Каждое из зданий, в свою очередь, является самостоятельным функциональным и художественным объектом. Все они расположены, на первый взгляд, свободно по отношению друг к другу и окружены стеной как будто случайных очертаний, но она возведена с учетом рельефа местности, внутри которой и формируется сложнейшая композиция отдельных объектов. Иногда некоторые из них связаны переходами, расположенными на столбах или на уровне земли. Логику этих композиций не всегда удается понять, так как за сотни лет их существования иногда происходили весьма крупные изменения, причины которых нам неизвестны. Схемы планов монастырских комплексов:
Одним из первых монастырей, созданных на Руси, была Киево-Печерская лавра, возникшая близ первых пещерных монастырей, устроенных свв. Антонием и Феодосием. По заказу великого князя Ярослава Мудрого, пригласившего в 1051 г. византийских мастеров, рядом с пещерами был построен монастырь, ставший на столетия главным духовным центром восточных славян. Киево-Печерская лавра. Вид с Днепра План Киево-Печерской лавры. 1638
В зависимости от интересов государстваВ Новгороде вместо наследственной передачи власти сложилось управление в форме вечевой республики, приглашавшей к себе князей на временную службу. Очень рано из Новгородской республики выделился Псков с собственным вечевым управлением. Несмотря на серьезные отличия в политической организации южных и северных русских земель, их культовая архитектура при несомненном своеобразии явно имеет общие корни. Исторические источники упоминают десятки монастырей, возникших в киевских землях с начала XI века, сразу после крещения Руси в 988 г., но большинство из них не дошло до нас, так как они были разрушены при нашествиях врагов или в периоды междоусобиц. Тем не менее благодаря исследованиям историков и археологов многие из них обнаружены при археологических раскопках. Археолог П.А. Раппопорт сделал описания 248 открытых в результате раскопок архитектурных объектов X–XIII вв. на территории СССР. Несколько позднее возникли новые центры русской культуры — в районе Полоцка, Смоленска, Владимиро-Суздальского княжества, Рязани, Твери, наконец, Москвы, поблизости от которой в 1337 г. была основана обитель преподобного Сергия Радонежского, ставшая впоследствии главной лаврой России. Группа центральных зданий Троице-Сергиевой лавры в конце XVI в.
Троице-Сергиева лавра. Этапы развития
Все города русского государства после крещения Руси строились как христианские, с обязательным возведением православных храмов и монастырей. Однако стилистические решения первых храмов иногда весьма различаются. Первоначально это, несомненно, зависело от архитектурной культуры родины приглашенных мастеров. Достаточно сравнить суровую аскезу ранних храмов Киева, где работали константинопольские мастера, и яркую праздничность ранней храмовой архитектуры владимиро-суздальских построек, выполненных, вероятно, североитальянскими мастерами, учитывающими русские традиции храмового зодчества. Троице-Сергиева лавра. XV–XVIII вв. Вид с востока. Реконструкция В. Балдина
В дальнейшем монастырское строительство на Руси развивалось в очевидной зависимости от интересов государства. Примером может служить строительство Ново-Иерусалимского монастыря патриархом Никоном в 1656 г. по образцу иерусалимского храма Воскресения Господня. В эпоху Московской Руси, после освоения центральных районов, монастырское строительство начинает продвигаться на северо-восток — в Карелию, Архангельск, на Вологодские земли вплоть до Урала. Оно продолжается с перерывами, вызванными Смутным временем и расколом в Русской православной церкви. Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге
Однако в XVIII в., во время Петровских реформ, светское управление церковью выразилось в том числе и в строительстве в Петербурге монастырей с регулярной планировкой по западным образцам. В 1764 г. Екатерина II начала осуществлять планомерную секуляризацию церковных земель, в результате чего строительство обителей надолго прекращается, многие действовавшие монастыри закрываются, а у сохранившихся отбирают земельные наделы. От этого удара монастырское строительство оправилось только к середине XIX в., но возрождается оно в новом качестве. Примером может служить Свято-Иоанновский монастырь, основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским и построенный по его заказу архитектором Н.Н. Никоновым. Структура православного монастыряУже много лет ведутся исследования объемно-планировочной структуры русских монастырей. Казалось бы, строгость и каноничность организации монастырской жизни и церковных служб должны предполагать соответствующую строгость и единообразие планировочно-пространственных решений монастырских территорий. Между тем относительно строго соблюдался лишь состав зданий, площадей и проездов на монастырской территории и самые общие принципы их взаиморасположения. Следование канонической ориентации соблюдается лишь для храмов, всегда обращенных алтарями на восток. В то же время поражает удивительное разнообразие форм планов и объемно-пространственных решений монастырей, вызванное отсутствием жестких правил в их композиционном взаиморасположении. В связи с этим исследования и поиски канонов в планировочной структуре монастырей продолжаются и сегодня. У одних исследователей главным элементом композиции является собор, у других — соборная площадь. Известно также немало примеров с размещением соборного храма вне центра монастырской территории. В реальности центральная площадь находится в физическом центре монастыря, и ее размеры значительно превышают размеры собора, но независимо от этого главным элементом монастыря все-таки остается собор. Общим правилом в планировке монастырских территорий является относительно постоянный набор зданий, сооружений и их взаиморасположение в пределах монастырских стен. Сюда входят: соборный храм или собор, соборная площадь, храмы местного посвящения, колокольня, трапезная с трапезным храмом, надвратный храм с проездными воротами и входом на территорию монастыря, некрополь. Кроме этого на территории монастырей находятся служебные и хозяйственные сооружения: дом духовного и административного руководства с храмом, жилые и служебные сооружения — келейные корпуса, больница, иконописные мастерские, библиотека, различные мастерские, мельницы и пр.; монастырская стена с башнями, в которых часто располагаются различные служебные помещения и склады. После крещения Руси началось массовое строительство храмов во всех значительных городах и монастырей в особо священных местах, прославившихся каким-либо чудесным событием — явлением чудотворной иконы, колодцем с целебной водой или исцелениями больных. Часто их создавали отшельники-одиночки, искавшие уединения. Как известно, русские монастыри были мужские и женские, княжеские и общие. Существует еще одно важное деление монастырей по внутрицерковным признакам — общежительные и необщежительные (другие названия — особножительные, келиотские). Это деление отражается на архитектурно-строительной планировке монастырей, так как определяет типологию помещений, необходимых для проживания монашествующих: одно-двухместные кельи или комнаты-палаты на несколько человек, здания гостиничного типа или отдельно стоящие домики. В православных монастырях на Афоне принято только келиотское расселение. В ряде раскопанных археологами монастырей Псковщины вместо жилых корпусов обнаруживается множество отдельно стоящих крохотных домишек-келий. В то же время во многих современных монастырях принято совместное проживание монашествующих, предписанное еще древними ревнителями общежития. Всего в истории России существовало около 2560 монастырей. В 2000 г. на территории бывшего СССР насчитывалось свыше пятисот монастырей. В Москве в настоящее время возрождены и действуют следующие монастыри: Свято-Данилов, Донской, Зачатьевский, Новоспасский, Свято-Покровский, Богородице-Рождественский, Сретенский, Высокопетровский, Николо-Перервинский, Марфо-Мариинская обитель милосердия, Новодевичий Богородице-Смоленский. ЛИТЕРАТУРА: Русская православная церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. — М., 2000. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. — М., 1990. |