РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии
Свято-Троицкая Сергиева лавра
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА
Основана в середине XIV в. Сергиев Посад,
Московская область
От основания до сегодняшнего дня
Особое место среди знаменитых русских
монастырей занимает Свято-Троицкая Сергиева
лавра. Православная обитель, привлекающая к себе
внимание многочисленных паломников, историков,
любителей древности и духовной культуры, была
основана и посвящена Живоначальной Троице
преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. (по
другим сведениям, в 1345 г.). Видя торжественную
красоту широко раскинувшегося современного
монастыря, трудно представить, что когда-то здесь
была непроходимая лесная чаща. Два молодых
искателя истинной духовности, уединения для
общения с Богом пришли сюда и, выбрав в
Радонежском лесу удобное место на небольшом
холме (гора Маковец), там, где лесной ручей
впадает в речку Кончуру, поставили келью-сруб, а
рядом — небольшую деревянную церковь Святой
Троицы — «церковицу малу». Это были Варфоломей
(будущий преподобный Сергий Радонежский) и его
старший брат Стефан. Так начиналась жизнь
знаменитого монастыря. По месту расположения
обители преподобный Сергий и получил
впоследствии именование Радонежский.
Неизвестный художник. Вид
Троице-Сергиевой лавры. Конец XVIII в.
Через некоторое время Стефан покинул это место
и ушел в Москву. Варфоломей же призвал к себе
игумена Митрофана и постригся в иноки под именем
Сергия.
Праведная жизнь молодого монаха, его
молитвенное усердие, искренность и чистота души
стали известны в округе. К святому стали
приходить люди за молитвенной помощью, а также
собирались искатели молитвенного подвига, они
селились рядом, образуя братию. После кончины
первого игумена монастыря Митрофана Сергий не
мог уже противостоять уговорам братии и
согласился на начальствование, то есть стал
игуменом основанной им обители.
Преподобный Сергий Радонежский. Покров
со святых мощей. Фрагмент. 1420-е
Преподобный Сергий — один из первых в Северной
Руси, кто начинал возрождать строгий устав
«общинножития», или общежития, подобно тому как
это было заведено в Киево-Печерском монастыре
(позднее ставшим лаврой) в XI в. Новый устав
предполагал братию с общим хозяйством, где все
монахи должны были носить одинаковую одежду,
жить в одинаковых кельях, питаться вместе в общей
трапезной, участвовать в общих работах, выходить
за ограду только с разрешения игумена. Надо
сказать, что такая строгая дисциплина не всем
пришлась по душе, и некоторые монахи тайком
покинули монастырь Сергия.
О начальном периоде становления лавры мы
узнаем из летописных упоминаний и главным
образом из первых жизнеописаний Сергия
Радонежского, составленных знаменитым
агиографом Епифанием Премудрым и позднее
расширенных и переработанных Пахомием Сербом.
Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии
Радонежском и, как он сам пишет, начал делать свои
записи «запаса ради и памяти ради» в 1393 или
1394 г. («по лете убо едином или по двое» после
кончины Сергия). Пахомий Серб работал над
«Житием» в 1438–1449 гг. и, как и Епифаний, имел
возможность «распытывати и вопрошати древние
старци», которые жили еще под игуменством Сергия.
Медведь приходит к святому. Видение
птиц на молитве.
Клейма иконы «Преподобный Сергий
Радонежский в житии». 2-я половина XVII в.
Неизвестный художник.
Труды преподобного Сергия с братией в
хлебопекарне.
Литография. 1865
Здесь подвизались, прославляя Господа и это
святое место, преподобные Никон Радонежский,
Максим Грек, духовные писатели преп. Епифаний
Премудрый и Пахомий Логофет, величайший
иконописец Андрей Рублев и многие другие
знаменитые наши соотечественники.
В 1422 г. состоялось прославление Сергия
Радонежского, а в 1423 г. – чудесное обретение
его святых мощей. С этого времени обитель
приобрела значение центра религиозной жизни
русского народа. В конце XIV — начале XV в. вокруг
лавры появились поселения Кокуево, Панино,
Клементьево и др., в конце XVIII в. они образовали
Сергиев Посад.
Долгая история Свято-Троицкого монастыря не
была безоблачной. Обитель неоднократно
подвергалась нападениям неприятелей.
В 1408 г., во время игуменства Никона
Радонежского, преемника и ученика преп. Сергия,
все постройки монастыря были сожжены
монголо-татарами. Благодаря чудесному
предупреждению Сергия о грядущем нашествии,
братия успела удалиться из монастыря, сохранив
от осквернения святыни и книги. По возвращении в
монастырь Никон с братией вновь отстраивали
родную обитель. Прежде всего был построен
деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной
Троицы (освящен в 1412 г., в день памяти преп.
Сергия — 25 сентября). Никон над гробом своего
духовного отца возвел каменную церковь.
Игумен Никон был прославлен церковью в чине
преподобного и вошел в историю как продолжатель
дела Сергия Радонежского и как строитель и
благоукраситель лавры.
Грамотой, данной первому архимандриту
Троицкого монастыря Елевферию в 1561 г.,
монастырь был поставлен выше всех прочих
монастырей Московской Митрополии. В 1702 г. он
поставлен вторым после Киево-Печерской обители.
В 1742 г. в Троице-Сергиевом монастыре была
открыта духовная семинария. Почетное древнее
наименование лавры было утверждено за обителью в
1744 году.
А в течение XVIII–XIX вв. в окрестностях лавры
возникли Вифанский монастырь, Боголюбский,
Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита.
Связанные с лаврой и духовно, и административно,
эти небольшие обители явили миру замечательных
старцев-подвижников.
Славный период в истории лавры связан с именем
митрополита московского Платона (Левшина),
позднее священноархимандритами лавры были
святители московские Филарет (Дроздов) и
Иннокентий (Вениаминов), а также священномученик
митрополит Владимир (Богоявленский, убит
большевиками в 1918 г.). Монахами, вышедшими из
лавры, основаны и духовно обустроены сотни
русских монастырей.
В 1814 г. на территорию Троице-Сергиевой лавры
было переведено старейшее высшее учебное
заведение России — Московская духовная
академия, действовавшая с 1685 г. в Москве.
Академия разместилась в бывших Царских чертогах
(XVII в.).
Годы гонения на церковь советского периода
стали нелегкими и для обители. Вскоре после
Октябрьской революции Духовная академия была
закрыта. А в 1920 г. декретом Совнаркома за
подписью В.И. Ленина Троице-Сергиева лавра была
закрыта и превращена в Историко-художественный
музей; педагогический институт и другие
учреждения разместились в зданиях
прославленного монастыря, часть строений была
занята под жилье.
В 1938–1940 гг. была разрушена церковь Филарета
Милостивого, а находившиеся в ней гробницы
святителей осквернены и разграблены. По
окончании Великой Отечественной войны началось
возрождение прославленной обители. В Великую
Субботу 1946 г. ожили колокола Троице-Сергиевой
лавры и возвестили о первом после закрытия
монастыря богослужении в Успенском соборе. В
этом же году из московского Новодевичьего
монастыря в лавру были переведены Духовная
семинария и Академия.
Возобновленный монастырь занял выдающееся
место в духовной и культурной жизни России. В
стенах обители проходили Поместные соборы
Русской православной церкви, при Духовной
семинарии действуют Регентская и Иконописная
школы. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре около
двухсот монахов. Они несут многочисленные
послушания: принимают паломников, занимаются
издательской деятельностью, совершают
пастырское окормление заключенных и многое
другое. Силами монахов ежедневно в храмах лавры
совершается богослужение, поддерживается
непрерывное моление о спасении мира.
Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус
ставропигиального мужского монастыря.
Ставропигиальными называются монастыри,
находящиеся под непосредственным управлением
патриарха и не зависящие от епархиального
начальства.
У Свято-Троицкой Сергиевой лавры есть
несколько подворий на территории России.
Духовность и художественная культура
Свято-Троицкая Сергиева лавра представляет
собой не только духовный,
духовно-образовательный и историко-культурный
центр православной России, это один из
древнейших и красивейших архитектурных
ансамблей.
Здесь, в лавре, веками собиралась уникальная
библиотека рукописных и старопечатных книг.
Опись лаврской библиотеки 1642 г. включала 623
книги, среди которых было немного печатных.
Книги, принадлежавшие Свято-Троицкой обители,
раздавались монастырям и школам, отправлялись в
Москву. Библиотека рукописных книг создавалась
отчасти благодаря списыванию книг в монастыре,
отчасти из вкладов.
Троице-Сергиева лавра. План. Реконструкция
В. Балдина
1 – Троицкий собор (1422) с никоновским приделом
(1548–1623) и западной папертью (XVI–XVII вв.);
2–Серапионова палатка. XVI–XIX вв.; 3 – Духовская
церковь. 1476; 4 – Успенский собор. 1559–1585; 5 –
крепостные стены. XVI–XVII вв.; 6 – Пятницкая
башня. 1640; 7 – Красная воротная башня. XVI–XVII вв.;
8 – Успенские ворота. Середина XVII в.; 9 –
Часозвоня (нижний ярус). XVII в.; 10 – Сушильная
башня. XVI–XVII вв.; 11 – Уточья башня. XVII в.; 12 –
Звонковая башня. XVI–XVII вв.; 13 – Соляная башня
(нижний ярус). XVI в.; 14 – Каличья воротная башня.
1778; 15 – Плотничная башня. XVII в.; 16 – палаты с
двориком. XVII в.; 17 – Келарская башня. 1642–1849; 18 –
Пивная башня с ледниками. XVI–XVII вв.; 19 –
Водяная башня. XVII в.; 20 – Водяные ворота.
XVI–XVII вв.; 21 – Луковая башня. XVI–XVIII вв.; 22 –
митрополичьи покои. XVI в.–1778 г.; 23 –
казначейский корпус келий. XVI–XIX вв.; 24 –
крепостная палата. XVI–XVII вв.; 25 – больничные
палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1638; 26 –
Варваринский корпус келий. XVI–XX вв.; 27 –
Предтеченский корпус келий. XVI в.–1640 г.; 28 –
экономический корпус келий. XVI–XIX вв.; 29 –
Успенский корпус келий. XVI в.–1816 г.; 30 –
инспекторский корпус келий. XVI в.–1816 г.; 31 –
трапезная с церковью Сергия. 1692; 32 – Царские
чертоги. Конец XVII в.; 33 – надкладезная часовня.
Конец XVII в.; 34 – надвратная церковь Иоанна
Предтечи. 1699; 35 – Михеевская церковь. 1734; 36 –
Лестничная башня. 1746; 37 – Смоленская церковь. 1748;
38 – колокольня. 1770; 39 – усыпальница Годуновых. 1780;
40 – ризница. 1781; 41 – обелиск. 1792; 42 – классный
корпус. 1884; 43 – столовый корпус. 1803; 44 – баня. 1847; 45
– больничный корпус. 1884; 46 – библиотечный корпус.
1877; 47 – церковь Введения Богородицы. 1547; 48 –
церковь Параскевы Пятницы. 1547
Как уже говорилось, на территории лавры
сложился великолепный архитектурный ансамбль.
Здесь потрудились такие известные зодчие, как
В.Ермолин (XV в.), И.Мичурин и Д.Ухтомский
(XVIII в.), О.Бове (XIX в.).
В самом начале истории монастыря, до принятия
общежительного устава, собиравшаяся вокруг
преподобного Сергия братия возводила постройки
без какого-либо плана. Каждый ставил себе келью
там, где ему хотелось, возделывал огород, ведя
самостоятельное хозяйство. Но с ростом числа
пришедших в обитель насельников святой
распорядился о значительной перестройке
обители: кельи стали ставить крестообразно,
посреди них расположились церковь и трапезная, и
все эти сооружения были обнесены высокой дубовой
стеной. Такая планировка монастыря учитывалась
при всех его дальнейших перестройках и
сохранилась до наших дней.
Древнейшей постройкой и главной святыней лавры
является Троицкий собор, построенный в
1422–1425 гг., в нем почивают святые мощи Сергия
Радонежского. Прежде здесь стояла деревянная,
срубленная самим преподобным Сергием церковь.
Это был уникальный храм — первый на Руси
посвященный Святой Троице. Здесь можно
вспомнить, что преп. Сергий призывал взиранием на
Святую Троицу «побеждать страх перед
ненавистною раздельностию мира».
Сооруженный над гробом преп. Сергия, собор
представляет собой четырехстолпный
крестово-купольный храм, стоящий на подклете.
Кроме трапезной части, он весь построен из белого
камня. В XV–XVI вв. в соборе крестили наследников
московского престола, целованием креста у гроба
преп. Сергия скреплялись важнейшие договоры. В
1548 г. с южной стороны к Троицкому собору был
пристроен придел над гробом преп. Никона.
Около 1425–1427 гг. стены собора изнутри были
расписаны двумя иконописцами — иноками Даниилом
Черным и Андреем Рублевым. Именно для иконостаса
Троицкого собора Андрей Рублев написал храмовую
икону «Троица». По заказу Ивана IV Грозного
мастерами Оружейной палаты была выполнена
серебряная рака для святых мощей преподобного
Сергия Радонежского.
Юго-западный притвор Троицкого собора
пристроен в ознаменование места, где, по
преданию, преподобный Сергий удостоился
посещения Божией Матери с апостолами Петром и
Иоанном.
В Троицком соборе в наши дни совершаются
монашеские постриги. Как во времена преп. Сергия,
так и сейчас всякий человек, приступающий
работать Господу, дает Ему три обета — безбрачия,
нестяжания и послушания.
В годы правления Ивана Грозного по его
повелению было начато возведение собора Успения
Пресвятой Богородицы. Храм воздвигнут в
центральной части лавры и по архитектурному
решению напоминает Успенский собор Московского
Кремля, несколько превосходя его по размерам. В
1585 г. собор был торжественно освящен.
Кроме главного престола в честь Успения Божией
Матери, за иконостасом собора находятся еще три
придела. Каждый из них имеет свою историю. Так,
придел в честь Николая Чудотворца был устроен 9
мая 1609 г. Тогда в разгар осады монастыря
поляками началась повальная цинга, уносившая
множество жизней. Иноки обратились за помощью и
заступлением к святителю Николаю и освятили
придел в его честь в Успенском соборе. После
этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела
освящены в честь святого великомученика Феодора
Стратилата и святой мученицы Ирины. Это имена
святых покровителей государя Феодора Иоанновича
и его супруги царицы Ирины, в царствование
которых и был освящен Успенский собор. На столпе
в юго-восточной части собора находится икона с
изображением святых Феодора Стратилата и Ирины.
Успенский собор имеет пять глав. Стены храма
Успения Пресвятой Богородицы в 1684 г. были
украшены внутри живописью на вкладные деньги
скончавшегося в 1651 г. архиепископа рязанского
Моисея. Живопись эта в основном сохранилась до
наших дней.
Ансамбль Соборной площади украшает
белоснежная церковь Сошествия Святого Духа на
апостолов, построенная псковскими мастерами в
1476–1477 гг. Она располагается на близком
расстоянии от Троицкого собора. У северной стены
этой церкви, под спудом, покоятся мощи
преподобного Максима Грека. Удивительна судьба
этого святого. Выходец из Греции, он получил
прекрасное образование в Европе, но убедился в
том, что идеалы эпохи Возрождения во многом чужды
Евангелию. Удалившись на Афон, Максим Грек принял
монашеский постриг. В 1518 г. он прибыл на Русь и
здесь занимался книжными трудами и переводами.
Около 1525 г. он был оклеветан и провел свою
жизнь в темницах и изгнаниях. На стене темницы во
время заключения преп. Максим углем написал
канон Святому Духу.
В 1635–1637 гг. здесь появляется еще одна
церковь, шатровая. Она была сооружена в честь
соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и
Савватия при Больничных палатах, где
располагалась больница и приют для престарелых и
больных монахов.
Великолепием убранства в стиле московского
барокко отличается церковь Преподобного Сергия
с трапезной, построенная в 1687–1692 гг.
Первоначальный иконостас храма не сохранился.
Возле Трапезного храма находится небольшая
церковь, созданная в 1734 г. над гробницей преп.
Михея. Церковь построена в память о явлении
Божией Матери преп. Сергию и его ученику и
келейнику Михею Радонежскому. При посещении
преподобных Сергия и Михея Богородица обещала
быть неотступной от места сего и всегда
покрывать его. Церковь именуют Михеевской.
К числу памятников церковного зодчества
XVIII в. относится и церковь Смоленской иконы
Божией Матери, построенная на средства А.Г.
Разумовского в 1745–1748 гг.
В этот же период строилась грандиозная
пятиярусная колокольня (1740–1770 гг.), без
которой трудно представить архитектурный
ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры
(архитекторы И. Мичурин, Д. Ухтомский). Колокольня
лавры — самая высокая в России, высота ее
составляет 87 м. Для сравнения: колокольня
Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м (Иван
Великий в Кремле — 81 м). На ее строительство ушло
более тридцати лет.
Колокольня представляет собой величественное
и изящное здание и имеет вид четыреугольного
столба, который по мере возвышения уменьшается в
объеме. В первом ярусе каждая сторона имеет 12
саженей с аршином, во втором — семь саженей.
Высота колокольни с куполом 41 сажень с аршином.
Колокольня украшена колоннами и вазами из белого
камня и увенчана медным вызолоченным куполом,
устроенным наподобие огромной чаши, над которою
возвышается пьедестал, а на нем — яблоко и крест,
все это напоминает императорскую державу. Под
куполом на четырех сторонах здания утверждены
большие чеканные вызолоченные клейма, вышиною и
шириною каждое около трех саженей, с
императорским вензелем и короною. В 1784 г. на
колокольне были устроены большие часы с боем.
До революции лаврская звонница насчитывала
сорок колоколов, отлитых на вклады российских
государей. Колокол весом в 67 тонн, самый большой в
России, в конце 20-х годов прошлого века был
сброшен с колокольни и разбит. Сейчас звонница
лавры пополняется и насчитывает уже двадцать три
колокола.
Говоря об архитектурном ансамбле лавры, нельзя
не сказать о ее могучих стенах. Их возведение
было начато по велению Ивана Грозного вместе со
строительством собора Успения Пресвятой
Богородицы. Сооружение каменных стен в лавре
было частью замысла царя по созданию общей
системы укреплений для защиты Русского
государства. В течение десяти лет начиная с
1540 г. здесь были возведены мощные стены и
башни. Лавра превратилась в неприступную по тем
временам крепость и выдержала
шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23
сентября 1608 по 12 января 1610 г. В память об
избавлении лавры от осады и в другие церковные
праздники по этим стенам совершались крестные
ходы. В середине XVII в. для укрепления
оборонительных сооружений были дополнительно
построены еще четыре мощные восьмигранные башни,
надстроены и усилены стены.
Таким образом, весь прекрасный ансамбль
Свято-Троицкой Сергиевой лавры оказался окружен
каменной стеной протяженностью более версты;
вышина стены — 4 сажени, а с южной и западной
сторон — до 6–7 и более саженей; ширина — в три
сажени и более.
В 1693–1699 гг. над центральными вратами на
средства благочестивых и именитых людей того
времени Строгановых была построена церковь,
освященная в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Проходы Надвратной церкви украшены росписями со
сценами из жизни преподобного Сергия.