Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

 

Свято-Троицкий
Ипатьевский монастырь

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1530-е. Кострома

 

История

В городе Костроме, между реками Волгой и Костромой, на старой Ярославской дороге, проходившей по левому берегу Волги, расположился Свято-Троицкий Ипатьевский православный мужской монастырь.

Впервые костромской Троицкий монастырь упоминается в летописи в 1432 г. в связи с описанием междоусобной борьбы за великокняжеский престол, которую вели галицко-звенигородские князья. Однако основан он был значительно раньше.

П. Петровичев. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1912.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

 

Согласно одной из версий, монастырь около 1330 г. основал знатный татарский мурза Чет, родоначальник рода Годуновых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите. Монастырская легенда, записанная в XVI в., рассказывает о том, что, когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и вынужден был сделать остановку. Во сне Чету явилась Богоматерь с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием и обещала исцелить мурзу, заповедовав ему построить обитель в честь апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Чет получил исцеление от своей болезни и по прибытии в Москву принял православную веру, получив при крещении имя Захария. Он испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя святителя Ипатия на месте чудесного исцеления. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Пресвятой Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена.

Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых — знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

Есть и другая версия, согласно которой монастырь основал в 1275 г. князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь оказался под покровительством рода Годуновых. По этой версии, создание Ипатьевского монастыря выпадает на период возвышения Костромы как удельного княжества. А в XIV — начале XV в. Кострома приобретает значение одного из опорных пунктов княжеской власти.

В XVI в. Годуновы заняли первостепенное место при царском дворе. Их приход к власти сопровождался щедрыми пожертвованиями Ипатьевскому монастырю. Пожертвования Годуновых и других лиц к концу столетия увеличили земельные владения монастыря вчетверо. По количеству таких владений монастырь занял четвертое место в ряду крупнейших русских монастырей.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных церквей и стен воздвигнуты величественные каменные сооружения, в том числе Троицкий собор. В монастыре была создана мастерская живописи, собрана большая библиотека книг и рукописей, в их числе находилась знаменитая Ипатьевская летопись. Расцветший Ипатьевский монастырь стали называть «преименитой лаврой».

Но далее судьба связала костромскую обитель и с другим царским родом, она стала колыбелью дома Романовых.

Здесь, в кельях святой обители, построенных в 1583 г., более шести лет проживали изгнанные Годуновым Михаил Федорович Романов со своей матерью монахиней Марфой. И с приходом к власти Михаила Романова Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей.

Когда на Земском соборе в феврале 1613 г. Михаил Романов был избран царем, сюда, в монастырь, явилось посольство из духовенства и бояр, и именно здесь, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 г. был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова.

По указу царя Михаила Романова на территории монастыря строится Новый город. Его обносят высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром была заложена на том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

Представители династии Романовых почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.

В 1910–1913 гг., по случаю празднования 300-летия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены реставрационные работы. Во время празднования юбилея сюда приезжал последний император Николай II.

Архитектурный ансамбль

На территории монастыря выделяются две части: Старый город и Новый город. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 м. Композиционный центр — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Прежняя дубовая ограда в 1586–1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 м и высотой 6–7 м. Въездные ворота укрепили квадратными башнями, сегодня сохранилась лишь башня над Южными воротами. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче, артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены до высоты 11 м.

Ипатьевский монастырь в 1613 г. Реконструкция XIX в. по описаниям XVII в.

План монастыря

I – Старый город;  II – Новый город. 1 – Троицкий собор; 2 – звонница Троицкого собора; 3 – архиерейский корпус; 4 – братский корпус; 5 – палаты бояр Романовых; 6 – корпус над погребами; 7 – корпус свечного завода; 8 – богадельня; 9–10 – деревянные постройки (экспонаты музея народного творчества; 11 – Зеленая башня; 12 – юго-западная башня Старого города; 13 – квадратная башня; 14 – Водяная башня; 15 – Пороховая башня; 16–Екатерининские ворота; 17 – северо-западная башня Старого города; 18 – северо-западная башня Нового города; 19 – юго-западная башня Нового города; 20 – северные ворота Нового города

 

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

Новый город сформировался в 1642–1645 гг. по указу царя Михаила Федоровича — тогда к западной крепостной стене Старого города был присоединен новый земельный участок, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленой башни, так как ее шатер был покрыт зеленой обливной черепицей.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева. Башни и стены Нового города были снабжены «подошвенным боем» — рядом бойниц в нишах у основания стены. Это повысило обороноспособность крепостных стен, а также сделало их более декоративными. Башни после надстройки в XVII в. стали стройнее, башенные стены расчленены ширинками, амбразуры и окна украшены восьмигранными розетками, обрамленными полуваликом.

Ипатьевский монастырь представляет собой прекрасный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Неприступная каменная ограда монастыря могла послужить для организации обороны. Главное значение при этом имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря включает Троицкий собор, звонницу, архиерейский корпус, палаты Романовых, братский корпус.

Первая каменная постройка в монастыре — соборный храм Святой Троицы (около 1560 г.; был разрушен в 1648 г.). Задумав строить новый собор, монастырские власти решили значительно расширить его. Архимандрит Гермоген и строитель старец Пафнутий с братиею обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу разрешить построить новый собор по образцу собора в московском Новоспасском монастыре, но по грамоте от 25 марта 1650 года повелено устроить его по образцу ярославского Успенского собора, «не больше онаго».

Троицкий собор

 

Троицкий собор, построенный в 1650–1652 гг., представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклетах и окруженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря. Северная сторона храма, рассматривавшаяся как главный фасад здания, отделана богаче. Декоративное убранство стен главного куба собора и барабанов отличается большой пластичностью, оформление галерей выдержано в плоскостных геометрических формах. Узорчатые ширинки сплошь покрывают стену.

Сооружение Троицкого собора одновременно с окончательной достройкой стен и башен монастыря позволило согласовать внешний вид собора с общим ансамблем. На расстоянии собор воспринимается как главный композиционный центр всего архитектурного комплекса. Величественный массив собора приковывает к себе внимание уже издали. Просторно и прочно утвердился он на основании; внушительная форма центрального куба здания, увенчанного пятиглавием, создает ощущение могучего нарастания объемов вверх. Благодаря общему впечатлению монументальности и богатой декоративности собор занимает в ансамбле доминирующее положение.

За триста лет существования собора в нем неоднократно производились ремонтные и реставрационные работы, например когда во время наводнения в 1709 г. собор сильно пострадал: «расселся надвое».

С 1744 г. Троицкий собор получил статус кафедрального, в связи с чем была произведена его перестройка. Около 1780 г. на барабанах поставили большие главы, но затем их переделали на главы меньшего размера. Когда (уже в XIX в.) бурей была сорвана большая глава собора, а остальные сдвинуты со своих мест, их восстановили «в древнем виде».

Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911–1912 гг., накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине. В соборе был раскрыт древний пол, состоящий из крупных терракотовых плит, образующих узор «в шашку». Крыльцо освобождено от позднейших перестроек и достроено «в древнем стиле». Несмотря на многие переделки, Троицкий собор более других построек сохранился в первоначальном виде.

В архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря есть и еще одна знаменитая постройка — Палаты бояр Романовых. Здание возведено в конце XVI в. на средства бояр Годуновых, более ранних покровителей обители. В XIX в. палаты получают названия «Царские чертоги» и «Дворец Михаила Романова» и становятся объектом особо трепетного отношения монастырских властей и представителей царской династии. На «высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II реставрацией памятника занимались дворцовые архитекторы К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса была возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шашку». Для интерьера здания выполнены нарядные изразцовые печи.

Около 1645 г. возведены каменные настоятельские кельи у северной стены, а близ восточной стены — казначейские кельи. Позднее, в 80-е гг. XVII и в начале XVIII в. они были перестроены и соединены, здание получило Г-образную форму. В настоящем виде, после реставрации, оно объединяет разновременные постройки.

Открытая экспозиция

Троицкий собор Ипатьевского монастыря можно назвать открытой экспозицией выдающихся произведений русского церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, прикладного искусства, в их создании принимали участие выдающиеся мастера. Царские иконописцы Василий Ильин Запокровский, Семен Павлов и Сергей Рожков писали иконы для иконостаса в 1654–1656 гг. Фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия, выполнялся в 1684 г. костромской артелью под руководством первоклассного изографа Гурия Никитина. Об этом говорит клеймо на северной стене, оно содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма.

Артель Гурия Никитина и Силы Савина Обращение Савла.
Фрагмент росписи Троицкого собора с северо-восточной стороны. 1685

 

Золоченый резной из дерева иконостас в стиле барокко создавали в 1756–1758 гг. костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. Верх иконостаса заканчивается резным навершием с композицией «Распятие с предстоящими», подаренным Ипатьевскому монастырю императрицей Елизаветой Петровной.

Сразу после возведения храма начата роспись папертей Троицкого собора. В это время созданы композиции западной паперти, справа и слева от портала; стенопись выполняли костромские иконописцы под руководством главы артели Василия Ильина. Фрески неоднократно поновлялись. В настоящее время они расчищены из-под позднейших записей; красочный слой в значительной степени утрачен, но композиции сохранились полностью, и содержание фресок представляет большой интерес. Так, справа от портала «Видение Иоанна Лествичника» показывает, сколько препятствий следует преодолеть монаху, чтобы достичь райской обители. На вершине лестницы, ведущей в рай, стоит одинокая фигура праведника.

На сравнительно небольших простенках паперти Троицкого собора опытные костромские мастера смогли о многом рассказать. Многофигурные сцены они умело компоновали, рисунок фресок отличается точностью, пластичностью и выразительностью. О колорите судить труднее из-за повреждения красочного слоя, но по сохранившимся участкам видно, что стенопись выполнена в сложной и гармоничной колористической гамме: на темно-синем фоне — охряный пейзаж, белые палаты, зелено-голубые, красно-коричневые и розово-красные одеяния святых.

В живописи Троицкого собора ярко проявились все особенности стиля костромской школы живописи, высоко ценимой современниками. Фрески, созданные в традициях древнерусского искусства, гармонично сочетают эпический дух и глубоко человечную интерпретацию библейских событий.

Многие из вкладных годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить и в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных экспозициях.

По заказу Д.И. Годунова рукописи украшались миниатюрами, их помещали в богатые серебряные и позолоченные оклады. Большинство из них изготовлялись в царских мастерских. Несколько весьма ценных рукописных книг Годунов передал Ипатьевскому монастырю.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое (то есть с иллюстрациями) Евангелие 1605 г., хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них особенно интересна сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».

Вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском монастыре и в других храмах и монастырях образуют группу памятников живописи, отмеченную единством стиля. Содержание произведений живописи охватывает самую разнообразную тематику, причем традиционные, канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых изобразительных средств, обращении к разным источникам, к византийским и западным произведениям живописи, а также к живой натуре.

Из среды костромских иконописцев первой половины XVII в. вышли такие видные мастера, как Любим Агеев и Василий Ильин, принимавшие участие в росписи московского Успенского собора (1640–1642) и выступавшие самостоятельно в качестве руководителей живописных работ в храмах Костромы, Ярославля, Кириллова, Суздаля.

Кроме всего прочего, Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь много сосудов из серебра, украшенных чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда, лампадницы. В монастырских описях перечисляются многочисленные драгоценности на окладах икон, металлических складнях и каменных крестах.

В XVII в. на звоннице Ипатьевского монастыря было 18 колоколов, из них самый большой, весом 600 пудов, — вклад Стефаниды Ивановны, матери Бориса Годунова. После возведения нового Троицкого собора были предприняты работы по достраиванию звонницы, так как она уже не соответствовала большим размерам нового собора, к тому же отличалась от него и по стилю.

С северной стороны к звоннице была пристроена высокая башня-колокольня с одним открытым пролетом для звона. Новая колокольня отличается сложностью и многообразием приемов декоративного оформления, различного в каждом ярусе. В 1852 г. звонница была расписана в духе «итальянского художества», но в 1912 г. эта роспись была уничтожена как не соответствующая выдержанной в традиционных формах архитектуре.