РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии
Кирилло-Белозерский монастырь
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1397. Кириллов, Вологодская область
В Вологодской области, на
берегах озер Сиверское и Долгое, близ бывшей
монастырской слободы, а ныне городка Кириллова
раскинулся крупнейший и некогда богатейший
монастырь русского Севера — Кирилло-Белозерский
мужской монастырь.
Основан он в 1397 г. преподобным Кириллом
Белозерским, от имени основателя обитель и
получила свое наименование. Кирилл Белозерский
(в миру Козьма) происходил из знатного
московского рода бояр Вельяминовых, был монахом
московского Симонова монастыря, учеником и
последователем преподобного Сергия
Радонежского. Приняв постриг и войдя монахом в 1380
г. в Симонову обитель, Кирилл через несколько
лет возводится в сан архимандрита и становится
заметной фигурой в духовной жизни Московской
Руси XIV–XV вв. Но неожиданно Кирилл удаляется
на Север вместе с иноком Ферапонтом, незадолго до
этого уже здесь побывавшим, — у Симонова
монастыря была своя вотчина в этих местах, село
Едома.
Кирилл решил обосноваться в северном крае, в
месте уединенном, «тесном», «жестком» и
безмолвном. На небольшом пригорке в лесу у
Сиверского озера он ставит деревянный крест и
выкапывает землянку. Ферапонт же решил искать
место «гладкое» и «просторное» и потому вскоре
разлучился с другом, основав свою обитель в
девятнадцати километрах северо-восточнее.
Кирилл недолго пребывал в одиночестве, вскоре к
нему начали стекаться из округи монахи и
крестьяне. Согласно преданию, «сами собой»
пришли плотники и поставили церковь Успения
Пресвятой Богородицы. Так, по образцу
московского Симонова монастыря создавалась
новая обитель: как и там, главный храм был
посвящен Успению Божьей матери.
Почти с самого основания обители Кирилл
начинает активно приобретать окрестные земли.
Более 30 лет (до самой смерти) умело управляя
святой обителью, он создавал крепкий и богатый
монастырь, а также один из центров
древнерусского книжного дела. К середине XV в.
Кирилло-Белозерский монастырь стал крупным
феодальным и культурным центром и получил
широкую известность на Руси.
Монастырь богател и разрастался и со временем
стал крупнейшим каменным ансамблем, уступавшим
разве что Троице-Сергиевому монастырю. В 1600 г.
была построена первая крепость — каменная
ограда окружила обитель с восемью башнями. На
территории монастыря стояли девять каменных
церквей и колокольня. Кельи и хозяйственные
постройки были деревянными.
План
I – Успенский (Большой) монастырь; II –
Ивановский (Малый, Горский) монастырь; III –
Острог; IV – Новый город. 1 – Успенский собор.
1497; 2 – церковь Введения с трапезной палатой. 1519; 3
– церковь Архангела Гавриила. 1534; 4 – церковь
Иоанна Предтечи. 1534; 5 – церковь Владимира. 1554; 6 –
Святые ворота. (1523) с надвратной церковью Иоанна
Лествичника. 1572; 7 – Казенная палата. XVI–XVII вв.;
8 – церковь Сергия Радонежского с трапезной
палатой. 1594; 9 – водяные ворота с надвратной
церковью Преображения. 1595; 10 – укрепления
Успенского монастыря. Ок. 1591; 11 – Свиточная башня;
12 – Черная, или Мереженная, башня; 13 – Грановитая,
или Часовая, башня; 14 – укрепления Ивановского
монастыря. 1600; 15 – Глухая, или Котельная, башня; 16
– Святые ворота; 17 – Поварня XVI в.; 18 – церковь
Епифания. 1645; 19 – церковь Евфимия. 1646; 20 – большие
больничные палаты. 1644; 21 – Новый город. 1653–1680; 22 –
Белозерская, или Большая Мереженная, или Озерная,
башня. 1669; 23 – Караульная, или Косая, башня. 1660; 24 –
Московская, или Ферапонтовская, башня. 1660; 25 –
Казанская башня. 1659; 26 – Вологодская башня. 1656; 27
– Кузнечная, или Шваленная, башня. 1680; 28 –
Троицкие ворота. 1668; 29 – жилые кельи с чуланами
(т.н. «тюрьма»). 1667; 30 – архимандричьи кельи.
XVII в.; 31 – монашеские кельи. XVII в.; 32 –
священнические кельи. XVII в.; 33 – кельи, т.н.
«монастырский архив». XVII в.; 34 – кельи, т.н.
«духовное училище». XVII в.; 35 – домик келаря.
XVII в.; 36 – поваренные кельи. 1685; 37 – Хлебенная
башня. 1668; 38 – Поваренная башня. 1761; 39 – малая
больничная палата. 1730-е; 40 – колокольня. 1761; 41 –
Церковь Кирилла. 1787; 42 – каменные сени над
часовней и крестом; 43 – деревянная церковь
Ризположения из с. Бородавы. 1485; 44 – деревянная
мельница XIX в.
C первой половины XVI в.
Кириллов монастырь становится местом, куда
князья приезжают на богомолье. Такие поездки
предпринимались для молитвы, дел милосердия,
пожертвования средств на дела, «угодные Богу», на
расширение и строительство монастыря. Так, в
1528 г. великий князь Василий III со своей второй
женой Еленой Глинской приезжали сюда молиться о
даровании им наследника и внесли значительный
вклад в казну монастыря. Рождение сына —
будущего Ивана IV (Грозного) — они связывали с
этим паломничеством. На вклад Василия III и Елены
Глинской были построены две церкви — Архангела
Гавриила и Иоанна Предтечи (во имя святого
покровителя новорожденного Иоанна). Вскоре около
церкви Иоанна Предтечи появился целый ряд новых
построек. На «горe» возникли свои кельи, свое
кладбище.
Новый этап в развитии Кирилло-Белозерского
монастыря связан с именем Ивана Грозного,
который неоднократно высказывал желание принять
пострижение именно здесь, что и осуществил перед
своей смертью.
Расположенный далеко от Москвы, обнесенный
прочными стенами, Кириллов монастырь оказался
также местом ссылки противников Ивана Грозного.
Сюда были удалены князья Воротынские, в том числе
герой Казанского похода воевода Владимир
Иванович Воротынский, московский митрополит
Иоасаф, касимовский хан Симеон Бекбулатович,
объявленный Грозным во время опричнины «царем
московским», и другие.
На средства ссыльных и иных богатых и родовитых
монахов здесь возводится ряд сооружений, в том
числе церковь-усыпальница на могиле В.И.
Воротынского. Постройка этой церкви вызвала
бурный протест Ивана Грозного.
Кирилло-Белозерский монастырь того времени
стал не только средоточием духовной и культурной
жизни Белозерского края, но и крупнейшим
землевладельцем, хозяйственным и ремесленным
центром. Изделия его находили сбыт на территории
всего Московского государства. В самом монастыре
и за его оградой возникают различные
хозяйственные сооружения: мельницы, сушила,
житницы, конюшни, кузницы, кожевни. В описаниях
1581 г. упоминаются солодовня, гостиный двор,
кузнечная изба и гостиная келья — помещение для
приезжих. Кроме того, на обитель работает целый
ряд деревень, расположенных в округе, получая
годовой оброк, или «задельную» плату.
Особенно большое значение приобрели
деревообрабатывающие ремесла. В XVI в.
монастырь экспортирует в другие области
множество различной посуды, украшенной
орнаментальной резьбой. Производились особые
посохи «монастырского дела», вручавшиеся
богомольцам и рассылавшиеся по другим городам,
резные деревянные кресты и другие предметы.
Достигают своего расцвета иконописные
мастерские, начало которым было положено еще
Дионисием Глушицким, написавшим в 1424 г.
прижизненный образ Кирилла.
До наших дней сохранилась
библиотека монастыря, редчайшие рукописи:
древнейший список «Задонщины», летописи
XV–XVI вв. Наиболее интересны в художественном
отношении две лицевые рукописи — «Апостол»
первой трети XV в. (хранится в Государственном
Русском музее) и Евангелие 1507 г.
(Государственная публичная библиотека им. М.Е.
Салтыкова-Щедрина) с миниатюрами.
Представление о работе кирилло-белозерских
стенописцев дает роспись Святых ворот, правда,
неоднократно поновлявшаяся. Она выполнена в
1585 г. старцем Александром с учениками
Емельяном и Никитой.
Образ Богородицы был наиболее
распространенным в иконописи Кирилловской
обители. Так, судя по описи 1601 г., в церквах
находилось тогда 88 икон с ее изображением. Такое
почитание Божьей Матери вытекало из убеждения,
что ее небесное покровительство осеняет
монастырь, который в древних актах именовался
«домом Пречистые Богородицы честного и славного
Ее Успения и чудотворца Кирилла».
Интерьер Успенского собора
Польско-шведская
интервенция (1610–1612) прервала
хозяйственно-экономическую и культурную жизнь
обители, но не сломила ее молитвенный дух.
Учитывая сложную политическую обстановку,
кирилловская братия еще с первой половины XVI в.
начала заботиться об обороноспособности своей
обители. Постройка каменных стен и башен
началась с середины XVI века. Вначале каменная
ограда опоясывала территорию Большого
Успенского монастыря, затем охватила и Малый
Ивановский монастырь.
Однако укрепления Кириллова были недостаточно
мощны. Неодинаковые по высоте да и сравнительно
низкие стены имели лишь один ярус боя, башни
далеко отстояли друг от друга и не могли
обеспечить пушечного прострела примыкавших к
ним прясел стен. Поэтому братия монастыря уже «на
ходу», в 1610 г., во время начавшегося вторжения
интервентов вынуждена была заниматься
надстройкой стен.
Позднее, при патриархе Никоне, монастырю
отводилась особая военно-оборонительная роль в
споре со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Значение монастыря как крепости, способной
выступить на защиту богатого земледельческого,
ремесленного и торгового района, каким стал к
этому времени Белозерский край, повышалось также
в связи с участившимися крестьянскими и
городскими восстаниями.
Поэтому в середине XVII в. по распоряжению
московского правительства была возведена новая,
более мощная ограда с огромными стенами и
высокими башнями — Новый город. По протяженности
стен (около 1,3 км), по общим размерам, а также по
огневой мощи он превосходил не только все
монастырские, но и большинство городских
укреплений XVII в. Кирилло-Белозерская обитель
превратилась в первоклассную крепость, одну из
самых мощных на Руси. Грандиозные башни и стены,
величественные и суровые, ни разу не услышали
зова военных труб и клича врагов и не изведали
неприятельского штурма. Стены и башни, весь
грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского
монастыря предстают перед нами как сказочный
богатырский город, соединивший в себе мощь,
мастерство, романтику и красоту.