Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

 

Кирилло-Белозерский монастырь

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1397. Кириллов, Вологодская область

В Вологодской области, на берегах озер Сиверское и Долгое, близ бывшей монастырской слободы, а ныне городка Кириллова раскинулся крупнейший и некогда богатейший монастырь русского Севера — Кирилло-Белозерский мужской монастырь.

Основан он в 1397 г. преподобным Кириллом Белозерским, от имени основателя обитель и получила свое наименование. Кирилл Белозерский (в миру Козьма) происходил из знатного московского рода бояр Вельяминовых, был монахом московского Симонова монастыря, учеником и последователем преподобного Сергия Радонежского. Приняв постриг и войдя монахом в 1380  г. в Симонову обитель, Кирилл через несколько лет возводится в сан архимандрита и становится заметной фигурой в духовной жизни Московской Руси XIV–XV вв. Но неожиданно Кирилл удаляется на Север вместе с иноком Ферапонтом, незадолго до этого уже здесь побывавшим, — у Симонова монастыря была своя вотчина в этих местах, село Едома.

Кирилл решил обосноваться в северном крае, в месте уединенном, «тесном», «жестком» и безмолвном. На небольшом пригорке в лесу у Сиверского озера он ставит деревянный крест и выкапывает землянку. Ферапонт же решил искать место «гладкое» и «просторное» и потому вскоре разлучился с другом, основав свою обитель в девятнадцати километрах северо-восточнее.

Кирилл недолго пребывал в одиночестве, вскоре к нему начали стекаться из округи монахи и крестьяне. Согласно преданию, «сами собой» пришли плотники и поставили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Так, по образцу московского Симонова монастыря создавалась новая обитель: как и там, главный храм был посвящен Успению Божьей матери.

Почти с самого основания обители Кирилл начинает активно приобретать окрестные земли. Более 30 лет (до самой смерти) умело управляя святой обителью, он создавал крепкий и богатый монастырь, а также один из центров древнерусского книжного дела. К середине XV в. Кирилло-Белозерский монастырь стал крупным феодальным и культурным центром и получил широкую известность на Руси.

Монастырь богател и разрастался и со временем стал крупнейшим каменным ансамблем, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю. В 1600 г. была построена первая крепость — каменная ограда окружила обитель с восемью башнями. На территории монастыря стояли девять каменных церквей и колокольня. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными.

План

I – Успенский (Большой) монастырь; II – Ивановский (Малый, Горский) монастырь; III – Острог; IV – Новый город. 1 – Успенский собор. 1497; 2 – церковь Введения с трапезной палатой. 1519; 3 – церковь Архангела Гавриила. 1534; 4 – церковь Иоанна Предтечи. 1534; 5 – церковь Владимира. 1554; 6 – Святые ворота. (1523) с надвратной церковью Иоанна Лествичника. 1572; 7 – Казенная палата. XVI–XVII вв.; 8 – церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1594; 9 – водяные ворота с надвратной церковью Преображения. 1595; 10 – укрепления Успенского монастыря. Ок. 1591; 11 – Свиточная башня; 12 – Черная, или Мереженная, башня; 13 – Грановитая, или Часовая, башня; 14 – укрепления Ивановского монастыря. 1600; 15 – Глухая, или Котельная, башня; 16 – Святые ворота; 17 – Поварня XVI в.; 18 – церковь Епифания. 1645; 19 – церковь Евфимия. 1646; 20 – большие больничные палаты. 1644; 21 – Новый город. 1653–1680; 22 – Белозерская, или Большая Мереженная, или Озерная, башня. 1669; 23 – Караульная, или Косая, башня. 1660; 24 – Московская, или Ферапонтовская, башня. 1660; 25 – Казанская башня. 1659; 26 – Вологодская башня. 1656; 27 – Кузнечная, или Шваленная, башня. 1680; 28 – Троицкие ворота. 1668; 29 – жилые кельи с чуланами (т.н. «тюрьма»). 1667; 30 – архимандричьи кельи. XVII в.; 31 – монашеские кельи. XVII в.; 32 – священнические кельи. XVII в.; 33 – кельи, т.н. «монастырский архив». XVII в.; 34 – кельи, т.н. «духовное училище». XVII в.; 35 – домик келаря. XVII в.; 36 – поваренные кельи. 1685; 37 – Хлебенная башня. 1668; 38 – Поваренная башня. 1761; 39 – малая больничная палата. 1730-е; 40 – колокольня. 1761; 41 – Церковь Кирилла. 1787; 42 – каменные сени над часовней и крестом; 43 – деревянная церковь Ризположения из с. Бородавы. 1485; 44 – деревянная мельница XIX в.

 

C первой половины XVI в. Кириллов монастырь становится местом, куда князья приезжают на богомолье. Такие поездки предпринимались для молитвы, дел милосердия, пожертвования средств на дела, «угодные Богу», на расширение и строительство монастыря. Так, в 1528 г. великий князь Василий III со своей второй женой Еленой Глинской приезжали сюда молиться о даровании им наследника и внесли значительный вклад в казну монастыря. Рождение сына — будущего Ивана IV (Грозного) — они связывали с этим паломничеством. На вклад Василия III и Елены Глинской были построены две церкви — Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи (во имя святого покровителя новорожденного Иоанна). Вскоре около церкви Иоанна Предтечи появился целый ряд новых построек. На «горe» возникли свои кельи, свое кладбище.

Новый этап в развитии Кирилло-Белозерского монастыря связан с именем Ивана Грозного, который неоднократно высказывал желание принять пострижение именно здесь, что и осуществил перед своей смертью.

Расположенный далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами, Кириллов монастырь оказался также местом ссылки противников Ивана Грозного. Сюда были удалены князья Воротынские, в том числе герой Казанского похода воевода Владимир Иванович Воротынский, московский митрополит Иоасаф, касимовский хан Симеон Бекбулатович, объявленный Грозным во время опричнины «царем московским», и другие.

На средства ссыльных и иных богатых и родовитых монахов здесь возводится ряд сооружений, в том числе церковь-усыпальница на могиле В.И. Воротынского. Постройка этой церкви вызвала бурный протест Ивана Грозного.

Кирилло-Белозерский монастырь того времени стал не только средоточием духовной и культурной жизни Белозерского края, но и крупнейшим землевладельцем, хозяйственным и ремесленным центром. Изделия его находили сбыт на территории всего Московского государства. В самом монастыре и за его оградой возникают различные хозяйственные сооружения: мельницы, сушила, житницы, конюшни, кузницы, кожевни. В описаниях 1581 г. упоминаются солодовня, гостиный двор, кузнечная изба и гостиная келья — помещение для приезжих. Кроме того, на обитель работает целый ряд деревень, расположенных в округе, получая годовой оброк, или «задельную» плату.

Особенно большое значение приобрели деревообрабатывающие ремесла. В XVI в. монастырь экспортирует в другие области множество различной посуды, украшенной орнаментальной резьбой. Производились особые посохи «монастырского дела», вручавшиеся богомольцам и рассылавшиеся по другим городам, резные деревянные кресты и другие предметы. Достигают своего расцвета иконописные мастерские, начало которым было положено еще Дионисием Глушицким, написавшим в 1424 г. прижизненный образ Кирилла.

До наших дней сохранилась библиотека монастыря, редчайшие рукописи: древнейший список «Задонщины», летописи XV–XVI вв. Наиболее интересны в художественном отношении две лицевые рукописи — «Апостол» первой трети XV  в. (хранится в Государственном Русском музее) и Евангелие 1507 г. (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) с миниатюрами.

Представление о работе кирилло-белозерских стенописцев дает роспись Святых ворот, правда, неоднократно поновлявшаяся. Она выполнена в 1585 г. старцем Александром с учениками Емельяном и Никитой.

Образ Богородицы был наиболее распространенным в иконописи Кирилловской обители. Так, судя по описи 1601 г., в церквах находилось тогда 88 икон с ее изображением. Такое почитание Божьей Матери вытекало из убеждения, что ее небесное покровительство осеняет монастырь, который в древних актах именовался «домом Пречистые Богородицы честного и славного Ее Успения и чудотворца Кирилла».

Интерьер Успенского собора

 

Польско-шведская интервенция (1610–1612) прервала хозяйственно-экономическую и культурную жизнь обители, но не сломила ее молитвенный дух. Учитывая сложную политическую обстановку, кирилловская братия еще с первой половины XVI в. начала заботиться об обороноспособности своей обители. Постройка каменных стен и башен началась с середины XVI века. Вначале каменная ограда опоясывала территорию Большого Успенского монастыря, затем охватила и Малый Ивановский монастырь.

Однако укрепления Кириллова были недостаточно мощны. Неодинаковые по высоте да и сравнительно низкие стены имели лишь один ярус боя, башни далеко отстояли друг от друга и не могли обеспечить пушечного прострела примыкавших к ним прясел стен. Поэтому братия монастыря уже «на ходу», в 1610 г., во время начавшегося вторжения интервентов вынуждена была заниматься надстройкой стен.

Позднее, при патриархе Никоне, монастырю отводилась особая военно-оборонительная роль в споре со Швецией за выход к Балтийскому морю. Значение монастыря как крепости, способной выступить на защиту богатого земледельческого, ремесленного и торгового района, каким стал к этому времени Белозерский край, повышалось также в связи с участившимися крестьянскими и городскими восстаниями.

Поэтому в середине XVII в. по распоряжению московского правительства была возведена новая, более мощная ограда с огромными стенами и высокими башнями — Новый город. По протяженности стен (около 1,3 км), по общим размерам, а также по огневой мощи он превосходил не только все монастырские, но и большинство городских укреплений XVII в. Кирилло-Белозерская обитель превратилась в первоклассную крепость, одну из самых мощных на Руси. Грандиозные башни и стены, величественные и суровые, ни разу не услышали зова военных труб и клича врагов и не изведали неприятельского штурма. Стены и башни, весь грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря предстают перед нами как сказочный богатырский город, соединивший в себе мощь, мастерство, романтику и красоту.