Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

 

Саввино-Сторожевский монастырь

САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в конце XIV в. Звенигород, Московская область

 

История и образ каждого монастыря, как правило, неотделимы от личности его основателя. Основателем Саввино-Сторожевской обители стал ученик преподобного Сергия Радонежского Савва, один из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения (вторая половина XIV – начало XV в.). Это был один из первых насельников Свято-Троицкой обители, пришедший к Сергию Радонежскому. Принято считать, что Савва происходил из знатной семьи, но оставил дом и сменил богатые одежды на грубое иноческое рубище. Еще при жизни преподобного Сергия Савва стал духовником всей монастырской братии, а после кончины учителя он в течение шести лет был игуменом Троицкого монастыря, так как преемник Сергия Радонежского — Никон Радонежский — отказался от настоятельства и, приняв обет безмолвия, уединился в келье.

Вид монастыря св. Саввы, звенигородского чудотворца. 1888

 

В Троицкую обитель часто приезжал крестник преподобного Сергия — звенигородский князь Юрий Димитриевич. Он становится духовным чадом Саввы и, стремясь быть в постоянном общении со своим наставником, «наипаче молит преподобного старца, еже никогда не отлучну быти ему от него, но да пребудет у него и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи».

Царицыны палаты

 

Преподобный Савва дал согласие и, вероятно, летом 1398 г. перебрался в Сторожи. Вначале на средства князя Юрия был построен первый храм новой обители — небольшая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, при которой была маленькая келья преподобного Саввы. Отсюда первоначальные названия святой обители — «Дом Пречистой на Сторожах» и «Рождественский монастырь».

В этом храме была помещена икона Пресвятой Богододицы, взятая Саввой из Троицкого монастыря. На месте деревянной церкви уже в 1405–1407 гг. был возведен новый белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор Рождества стал главным храмом монастыря. Он четырехстолпный, крестовокупольный, на высоком подклете, одноглавый, с луковичным куполом.

Это самое древнее сооружение монастыря имеет много общего с Успенским собором на Городке, расположенным неподалеку и возведенным примерно в то же время, это дает основание предполагать, что оба храма строили одни и те же мастера. Сходство имеют тройные орнаментальные ленты, опоясывающие Рождественский собор и Успенский собор на Городке. Кроме того, зодчие старались по возможности повторить формы орнамента Успенского собора. Однако более приземистый и тяжеловесный, раздавшийся вширь Рождественский собор уступает Успенскому в изяществе и стройности, в нем отсутствуют изысканная строгость и «аристократизм», которыми наделен княжеский храм на Городке.

Рождественский собор имеет придел, освященный в честь основателя и игумена монастыря преподобного Саввы. Внутри сохранились фрагменты древних фресок алтарной преграды — фигуры пустынников и преподобных. Сохранилась роспись стен и сводов. Она посвящена эпизодам из земной жизни Богоматери. В нижнем ярусе — Вселенские соборы, на столпах — изображения святых. Сохранился пятиярусный иконостас XVII в., Царские врата с изображением Благовещения, евангелистов, над ними — сцены Евхаристии (Строгановская школа). В соборе Рождества Пресвятой Богородицы в 1407 г. игумен Савва был погребен.

С самого основания находившийся под опекой звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, Саввино-Сторожевский монастырь быстро, за какие-то восемь лет, поднялся и стал одной из самых благоустроенных в ту пору обителей. Уже в первые годы существования монастырь получил от князя обширные земельные владения, а также ряд юридических и хозяйственных льгот. Богатые вклады делали в монастырь и местные бояре — Кобылины и Морозовы, а также удельные князья Василий Косой, Василий Ярославич Боровский, Андрей Большой.

Епископ Леонид (Краснопеков) в жизнеописании преподобного Саввы сообщает: «Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу, и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных». В последние годы преподобный Савва почти постоянно находился в своей пещерке, где и скончался. Впоследствии здесь был устроен скит.

В XV–XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Святая обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда приезжали Иван Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор. В 1729 г. обитель посетила царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I, примерно в то же время здесь побывала герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, сестра будущей императрицы Анны Иоанновны. Посещали монастырь императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.

План

1 – Собор Рождества Пресвятой Богородицы; 2 – дворец царя Алексея Михайловича; 3 – малый келейный корпус. XIX в.; 4 – большой братский корпус XVIII–XIX вв.; 5 – Царицыны палаты. 1650; 6 – Троицкая надвратная церковь 1652; 7 – Трапезная. 1807; 8 – колокольня. 1650; 9 – Церковь Преображения Господня. 1650–1693; 10 – Трапезная палата 1654–1659; 11 – казначейский корпус XVII–XIX вв.; 12 – стрелецкие палаты XVII–XVIII вв.

 

В период польско-литовской интервенции монастырь серьезно пострадал. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович избрал его в качестве своей подмосковной резиденции и повелел заново отстроить. В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены длиной 750 м, высотой 8 м и толщиной 8 м. Стены имели семь башен, пять из которых сохранились до наших дней. В 1650–1654 гг. был построен каменный царский дворец, по тем временам огромный: почти 100 метров в длину, он имел одиннадцать комнат. По фасаду дворец двухэтажный, а с южной стороны, где был скат горы, дворец имеет три этажа. Прежде наличники окон и входы во дворец были богато декорированы. Известно, что каменных дел подмастерье Васько Лыко для отделки их использовал западноевропейские барочные мотивы. К входам вели четыре широких крыльца.

Одновременно возводились и небольшие Царицыны палаты с нарядными наличниками. Пострадавшим от пожара 1775 г. палатам позднее потребовалось обновление. У Царицыных палат имеется шатровое крыльцо на толстых кувшинообразных колонках, которое сохраняет красоту и нарядность русской архитектуры середины XVII в., характерную для этого периода любовь к сказочной изукрашенности. Перекинутые меж колонками арочки с висячими гирьками напоминают подвесные украшения старинных женских головных уборов.

Церковь в Саввиновском скиту. Открытка начала XX в.

 

В обители были построены Святые ворота с Красной башней, под ними — парадный вход в монастырь. К Красной башне примыкает небольшой надвратный храм Пресвятой Троицы (1652) — теплая, бесстолпная, одноапсидная, на высоком подклете, с шатровым завершением церковь. В то же время к храму пристроили трапезную. В 1693 г. на вклад царевны Софьи трапезную перестроили, к ней примкнул Преображенский храм.

С юга к трапезной пристроена четырехъярусная звонница (1650), ее третий ярус с пролетами звона завершается тремя шатрами и часовой башенкой. В среднем ярусе звонницы расположился храм Преподобного Сергия Радонежского.

Во время войны 1812 г. из обители вывозили в другие храмы для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. В 1812 г. в монастыре стоял большой отряд французских войск во главе с генералом Богарне. Монастырь пострадал от нашествия французских войск, но не был уничтожен: согласно преданию, преподобный Савва явился Евгению Богарне и воспретил ему разорять обитель. Но, хотя Богарне и приказал выставить караул возле Рождественского собора, все же и собор и монастырь были разграблены, многие ценности вывезены во Францию.

В советский период монастырь был закрыт, а святые мощи преподобного Саввы изъяты. В обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей преподобного Саввы сохранялась в семье Успенских, затем они были переданы в московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. Саввино-Сторожевский монастырь начал возрождаться. Во время празднования 600-летия обители сюда перенесли святые мощи преподобного Саввы: их сопровождал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.