|
||||
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Полтавский бой
И грянул бой, Полтавский бой! Н. Лармессен. Полтавская баталия 27 июня 1709 г. 1725
Cтроки пушкинской поэмы уместно вспомнить на великолепной масштабной выставке «Полтавская баталия 27 июня 1709 г.», посвященной ее трехсотлетию. В Историческом музее представлено более 400 экспонатов из российских и шведских музеев. Здесь можно узнать о Полтавской битве все: что ей предшествовало, как она готовилась, как проходила, кто ею руководил, какое оружие использовалось, как были одеты военачальники, солдаты обеих армий, как выглядели в ту пору карты, жалованные грамоты, о чем писали в письмах, в дневниках император Петр I, шведский король Карл XII, какими предметами пользовались в то время... Портрет С.Л. Бухвостова.
Хорошо срежиссированная выставка во вступительном разделе прослеживает исторические события, предшествовавшие Полтавской битве: «нарвская конфузия» русской армии, победы Карла XII в Саксонии и Польше, вторжение его армии в Россию. Благодаря умелому сопоставлению материалов, оригинальным экспозицинным ходам выставка не выглядит скучной, монотонной, перегруженной, и зритель может представить, как все происходило триста лет назад, изучая документы, архивные материалы, карты, медали, грамоты, картины, гравюры. Вот центральный экспонат: огромное полотно «Полтавский бой» (1726) П.Д.Мартена, помогающее представить расположение двух армий, вооружение того времени и пр. Очень важную роль на выставке играют гравюры, их много, на стенах по периметру зала и в отдельных витринах вместе с другими экспонатами. Они подобны визуальным историческим «хроникам», иллюстрирующим крупные события, происходившие в то время в России и Швеции (сражение при Нарве, штурм шведской крепости Нотебург и др.). Именно гравюры, большие и малые, с изображением Полтавского боя создают у зрителей иллюзию соприсутствия. Задействованы здесь и новые технологии, например мультимедийная установка в виде стола. Как только до него дотронешься, возникают картинки, изображающие разные этапы Полтавского сражения. Неизвестный художник. Апофеоз Петра I. Середина XVIII в.
Чрезвычайно любопытно читать и рассматривать дневники и письма (Петра I графу Б.П.Шереметеву), великолепные жалованные грамоты за Полтаву (генерал-фельдмаршалу князю М.М.Голицыну). Много на выставке изображений Петра I — на гравюрах, картинах, рельефах, монетах. Есть даже камзол царя, который был на нем во время битвы. «Держит» экспозицию большая бронзовая шведская пушка на колесном лафете (1708). И, конечно, впечатляют знамена. В стеклянной витрине на полу — штандарт гвардейского конного полка Швеции начала XVIII века. Среди русских знамен выделяется знамя Преображенского полка (1706). Как известно, Петр придавал большое значение оформлению знамен и сам принимал участие в разработке эскизов. Ш. Симоно. Завершающая стадия Полтавского сражения. 1725
Большое место здесь занимает оружие: немецкие строевые пистолеты, алебарды, кремневые ружья, невероятно длинные копья для защиты от вражеской конницы, шпаги. Украшают выставку разные мелкие предметы: нательные кресты, иконки, табакерки. Есть даже полтавские монеты – и найденные на поле битвы, и из Музея Армии Швеции (видимо, спрятанные шведским офицером). А с портретов взирают на зрителей соратники Петра I: граф Я.В.Брюс, граф Г.П.Чернышев, князь А.Д.Меншиков, благодаря удачным действиям которого участь главного сражения была решена заранее. |