|
||||||||||||||||
УРОК ИЗО
Ольга СКУРАТОВА,
|
(4) |
(5) |
(6)
Особый интерес представляют резные деревянные колонны (4), балки, двери (5) и оконные решетки (6), являвшиеся предметом особой гордости владельцев. Развитие искусства резьбы по дереву в Средней Азии с давних пор тесно связано с оформлением конструкций и деталей местного зодчества, где стоечно-балочная система перекрытий предполагала широкое использование древесины. Для работы использовались местные породы дерева — орех, платан, можжевельник, шелковица, тополь и абрикос.
(7) |
(8) |
Глухие стены зданий, как коврами, покрывались текучим узором, не оставляющим пустот: это и растительно-цветочные стилизованные мотивы (7), и изображение всевозможных узлов как благожелательная символика (узел счастья и узел долгой жизни), и абстрактные узоры, утерявшие свой первообраз (8). Особое внимание хочется обратить на тип узора гирих, которому нет аналогов в мировом искусстве (9). Он составлялся из модульных многоугольников, расходящихся по принципу радиальной симметрии. Для его создания использовались точные измерительные инструменты и сложные математические вычисления.
(9)
Особый интерес представляет собой декор медресе Шер-Дор в Самарканде, построенного внуком Тимура (Тамерлана) Улугбеком. Портал Шир-Дора украшают два льва, несущие солнце на своих спинах (10). По сохранившимся документам, подобное изображение украшало и дворец Ак-Сарай и считалось гербом самаркандского царя, то есть самого Тимура.
(10)
Декор фасадов выполнялся из разноцветных глазурованных изразцов. Причем при кажущейся схожести цветовой гаммы каждый культурно-исторический центр имел свои предпочтения. Так, Хива отличалась нюансами голубого цвета — от бирюзового до темно-синего (голубой считался у мусульман символом печали и созерцания), с непременным наличием черного тонкого контура. В Шахрисябзе же цветовая гамма была более разнообразна: при господстве сапфирово-синего узоры выполнялись голубым, белым, желтым, темно-зеленым, иногда салатно-зеленым и красным.
При облицовке архитектурных элементов орнамент не укладывался на высоте отдельными изразцами. Из них на земле составлялись целые фрагменты композиций, которые только затем поднимались и укреплялись на фасадах сооружений.
(11)
В причудливую вязь орнамента восточные зодчие умело вплетали арабские письмена, ставшие неотъемлемым элементом украшения культовых архитектурных сооружений. Самым древним считается геометрический вид письма — куфи (11), а более поздним — беглый, округлый по форме насхи (12). Оба вида письма в архитектурном декоре зданий со временем приобрели настолько вычурный характер, что их выделение из общей композиции орнамента и прочтение могут вызывать определенные трудности.
(12)
Слияние смысла увековеченных таким образом изречений с изысканностью декора придавали зданиям характер «хвалебной оды» — особо почитаемого жанра поэтики арабо-мусульманского мира.
Так, на одной башне Ак-Сарая сохранилась надпись куфи высотой 2 м, которая утверждает богоданность царской власти: «Султан — тень Аллаха (на земле)». Курьезно, что на другой башне мастеру не удалось четко рассчитать длину поля подобной надписи, и она получилась неполной: «Султан — тень».
Средняя Азия в работах русских художников
Наиболее полно искусство, быт и нравы Средней Азии нашли свое отражение в творчестве В.В.Верещагина так называемого туркестанского периода. Как участник военных событий, находясь под впечатлением от бессмысленной и жестокой гибели людей, художник был поражен бесконечной красотой Ташкента и Самарканда, их архитектурой и колоритным бытом, с этнографической точностью отобразив их на своих полотнах «Двери Тимура (Тамерлана)» (13), «У дверей мечети», «Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде» (14), «Мавзолей Гур-эмир» (15), «Галерея дворца в Самарканде».
(13) |
(14) |
(15) |
(16) |
Совершенно иным предстает образ Средней Азии в работах П.В.Кузнецова («Бухара», «Птичий базар» (16), «Бухара. У водоема» (17). Здесь трудно догадаться, какой именно город изобразил художник: легкие постройки кубиков домов и редкие деревья, залитые солнцем, убегают к горам. Все проникнуто неторопливым, тягучим ритмом восточной жизни.
(17)
Практическая часть
В работе с детьми тема архитектуры Средней Азии может решаться в самых разнообразных художественных техниках. Достаточно интересно разным классам в параллели для выполнения творческих работ предложить различные материалы и в итоге сделать общую выставку.
Но в какой бы технике мы ни начинали работать, в основе будет построение здания в восточном стиле:
• Намечаем портал (18 А).
• Окружаем его минаретами (18 Б).
• Намечаем главный купол (18 В).
• Добавляем слева и справа дополнительные галереи и другие архитектурные элементы (18 Г).
(18)
Работа может быть выполнена в живописной технике, но, на наш взгляд, интереснее пофантазировать на тему архитектурных мотивов Востока в технике графики и аппликации из шерстяных ниток.
Графика
Материалы: цветная бумага, простой карандаш и гелевые ручки «металлик».
1. Готовим цветную бумагу размером ? формата А4.
2. На ее обратной стороне простым карандашом намечаем постройку в восточном стиле, условно назовем ее Дворец восточного владыки.
3. При желании намеченная постройка может быть вырезана по контуру и наклеена на цветной картон контрастного цвета.
4. Подбираем гелевую ручку таким образом, чтобы ее цвет контрастировал с цветом постройки.
5. Обводим постройку по контуру, рисуем проемы окон, галереи, двери портала.
6. Украшаем орнаментом плоскости стен, изображаем резные решетки и двери, особое внимание следует уделить декору куполов.
Имитация восточного ковра
Материалы: картон, простой карандаш, клей ПВА, ножницы, обрезки цветных шерстяных ниток.
Декоративно-прикладное искусство Средней Азии знает множество прекрасных образцов ковроткачества и настенных панно (сузан), служивших раньше неотъемлемой частью интерьера национального жилища. В творчестве современных художников архитектурные элементы выступают как один из мотивов текстильных работ (19). Мы предлагаем учащимся пофантазировать на тему восточных архитектурных мотивов при изготовлении декоративных работ в технике «имитация ковра».
(19)
1. Простым карандашом намечается постройка в восточном стиле, это условно Дворец восточного владыки.
2. Намазать клеем один из элементов изображения, сложить пучком нитки выбранного для данного элемента цвета и мелко накромсать их ножницами так, чтобы обрезки ниток густо падали на намазанную клеем поверхность. Затем плотнее прижать обрезки ниток к картону.
3. Заменить цвет ниток и заполнить ими каждый элемент постройки.
4. При желании контур архитектурных элементов можно проложить контрастными нитками.
5. Фон композиции заполняется нитками по желанию авторов.
6. Готовые работы могут быть вырезаны и собраны в одну архитектурную композицию на текстильной основе.
Детские работы
ЛИТЕРАТУРА
Алпатов М.В. Павел Кузнецов. — М.: Советский художник, 1968.
Буткевич Л.М. История орнамента. — М.: ВЛАДОС, 2004.
Завадская Е.В. Василий Васильевич Верещагин. — М.: Искусство, 1986.
Народное искусство Узбекистана / Под ред. Н. Мусина. — Ташкент, 1979.
Пугаченкова Г.А. Термез. Шахрисябз. Хива. — М.: Искусство, 1976.