Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена ГЕРАСИМОВА

 

Портрет Толстого

НИКОЛАЙ  ГЕ
Портрет Л.Н. Толстого
1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Ге написал портрет Толстого в Москве, в хамовническом доме писателя.

В феврале 1884 г. художник писал одному из своих знакомых: «Я ездил в Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке».

Толстой склонился над рукописью. Свет из окна ровно освещает его высокий лоб, глубокая морщина пролегла между сосредоточенно сдвинутыми бровями. Кажется, слышно, как скрипит перо по бумаге. Он как будто не знает о присутствии художника в его кабинете. «Я помню, как доволен был Ге тем, что во время работы отец иногда совсем забывал о его присутствии и иногда шевелил губами, разговаривая сам с собой»,вспоминал сын Толстого.

Это была совместная работа двух друзей — писателя Толстого и художника Ге. Их общее дело. Лев Толстой писал трактат «В чем моя вера?». Николай Ге писал портрет, передавая все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке.

Портрет дочери писателя М.Л. Толстой.
1891. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская обл.

 

Толстому часто приходилось позировать. Он этого не любил. «Я все забываю, что вы работаете с меня, у меня такое чувство, что меня стригут», — сказал он однажды Репину. Николаю Николаевичу Ге Толстой не позировал. Художник был частым гостем в доме Толстых, они часами беседовали в кабинете писателя.

Ге приехал в этот дом к Толстому «обнять этого человека, работать для него» в марте 1882 года. Дочь Толстого Татьяна, размышляя о природе этой дружбы, писала: «Трудно сказать, насколько мой отец был причиной того нравственного переворота, который произошел в душе Ге. Мне кажется, что пути, по которым шла душевная работа Ге и моего отца, вначале шли независимо друг от друга, но в одинаковом направлении. Мой отец провел несколько лет в мучительных исканиях и сомнениях. Насколько я знаю, то же было и с Ге. Он был на перепутье — и как только он увидел по статьям отца, что отец переживает ту же душевную работу, которая в нем происходила, он узнал себя и с радостью и восторгом бросился к отцу… С тех пор как Ге сошелся с моим отцом, можно сказать, что взгляды их всегда совпадали».

Самое драгоценное для художника в Толстом — способность к упорному, старательному, подвижническому труду.

Портрет С.А. Толстой с дочерью.
1886. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская обл.

 

Сейчас это трудно представить, но портрет Толстого оказался нов и необычен для современников. Один из критиков тогда писал об этом «неудачном» портрете: «Голова опущена, глаз не видно, а с тем вместе не видно и всего лица. Для наброска карандашом или пером это идет и могло оказаться очень удачным; но так нельзя писать больших портретов. Еще один шаг в этом направлении, и мы рискуем очутиться перед затылком одного из наших великих людей, перед очень похожим затылком… но едва ли кому нужным».

Сам Николай Николаевич очень любил этот портрет. Он отправил его на передвижную выставку в Петербург, но, когда выставка добралась до Киева, взял обратно на хутор и семь лет с ним не расставался.