Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2009

УРОК МУЗЫКИ

УРОК МУЗЫКИ

 

Александр МАЙКАПАР

 

 

Людвиг ван Бетховен
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(К циклу из 10 концертов)

1-й концерт

Мы начинаем публикацию цикла очерков о камерно-инструментальных произведениях Людвига ван Бетховена. Эти очерки плод не столько музыковедческого анализа, сколько тех размышлений, которые возникли у меня в результате многих лет и даже десятилетий жизни с этой гениальной музыкой и публичного ее исполнения. Здесь все сонаты для скрипки и фортепиано, все сонаты для виолончели и фортепиано, все трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Мы включили сюда также ряд вокальных сочинений Бетховена. В целом это составляет десять концертных программ. Особенность замысла в том, что весь он представлен публике силами одного исполнительского коллектива, состоящего из молодых талантливых музыкантов: Ульяна Кислицына (скрипка), Максим Золотаренко (виолончель), Людмила Верескова (сопрано). Наибольшую радость доставляет нам исполнение этого цикла в великолепном Баженовском зале дворца «Царицыно» в Москве.

Когда погружаешься в такой океан гениальной музыки, стараешься постичь ее совершенно неисчерпаемое содержание и красоту, приходишь к мысли – говорю, конечно, о себе и очень субъективно, – что Бетховен создавал эти шедевры лично для тебя. Малейшее несовершенство исполнения отзывается тяжелой мыслью, что причиняешь боль самому Бетховену. Должен признаться, что подготовка этого цикла поглотила меня полностью.

Наш рассказ не сопровождается нотными примерами. Мы исходим из того, что при современном развитии грамзаписи, а также Интернета произведения, о которых идет речь, оказываются доступными в разных очень хороших интерпретациях. Однако мы выражаем надежду, что у читателей этих очерков возникнет желание услышать бетховенские творения в «живом» исполнении.

Александр МАЙКАПАР,
заслуженный артист России

 

Соната № 4 ля минор ор. 23 для скрипки и фортепиано (1801)

Посвящена графу Морицу фон Фрису

Ко времени публикации сонаты (октябрь 1801 г.) Бетховен уже был автором Первой симфонии, ряда фортепианных сонат (в том числе «Патетической»), двух фортепианных концертов и ряда других произведений. Его слава растет, и помимо венских музыкальных издательств к нему обращается знаменитое лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» с предложениями опубликовать его сочинения.

Presto

Первая часть написана в форме так называемого сонатного Allegro. Эта музыкальная форма очень богата драматургическими возможностями – столкновением и взаимопревращениями двух ее основных тем: так называемой главной партии (первоначально проводится в главной тональности произведения) и побочной партии (свое название она получила отнюдь не в силу второстепенности, а лишь потому, что для нее избирается не главная, а какая-то другая тональность). Как правило, эти темы противопоставляются – как начало, условно говоря, мужское и начало женское. Отсюда ясно, что и все возникающие в сонатной форме коллизии столь же богаты, как и «отношения полов». Вот почему крупные произведения, написанные в этой музыкальной форме, сравнивают с жанром романа в литературе. В исполняемой сонате Бетховен в середине (с такта 136) вводит новую музыкальную тему, что придает неожиданный поворот драматической коллизии. (Этим композиционным приемом Бетховен некоторое время спустя воспользуется в первой части Пятой симфонии.) Ретроспективно мы понимаем, что новая тема не случайность – этот музыкальный материал возвращается в коде первой части.

Andante scherzoso, piu allegretto

Вторая часть тоже весьма оригинально построена. Поначалу это излюбленный Бетховеном тип мягкого скерцо. Значительный контраст привносит вторая тема – изложенная одноголосно у фортепиано, она затем разрабатывается как фуга. (Бетховен не раз обращался к форме фуги, непревзойденным мастером которой был высоко чтимый им И.С. Бах.)

Allegro molto

Финал сонаты – рондо. Эта музыкальная форма характеризуется тем, что всякий раз в неизменном виде повторяется первоначальная музыкальная тема (ее можно для наглядности обозначить как А), тогда как между ее проведениями и, следовательно, возвращением первоначального музыкального настроения проходят различные эпизоды (В, C, D). Таким образом, всю форму данного рондо в самом общем виде можно представить следующим образом: ABACADABCDA.

В отличие от первых трех сонат для скрипки и фортепиано, принятых критикой сдержанно, эта соната получила сразу высокую оценку. Рецензия на сонаты ор. 23 и 24 в Немецкой музыкальной газете от 26 мая 1802 г.:

«Нам доставляет немало радости, когда, просматривая множество вновь изданных фортепианных сочинений и среди большинства их все снова и снова обнаруживая произведения, в лучшем случае иногда немного приправленные новой мимолетной идеей, мы наконец нападаем на что-то новаторское, как эти две сонаты Бетховена. Рецензент относит их к лучшим [сонатам], которые написал Бетховен, а это в действительности, безусловно, означает — к лучшим, которые вообще написаны в самое последнее время. Оригинальный, пламенный и смелый ум композитора уже в его ранних произведениях не мог ускользнуть от внимания, но, вероятно, не везде находил самый доброжелательный прием, потому что сам иногда врывался неприветливо, бурно, угрюмо и мрачно. Сейчас он становится все более ясным, начиная все больше отвергать лишнее и все приятнее обращая на себя внимание, не теряя своего характера. И несомненно, чем с большей строгостью по отношению к самому себе такой художник, как Бетховен, продвигается по этому пути собственного формирования, тем меньше он стремится к тому, чтобы только производить впечатление и прославлять самого себя, тем вернее будет он работать… ради своей постоянной славы. Обе эти сонаты выделяются среди других известных рецензенту [произведений] композитора, кроме строгого порядка, ясности… и верной разработки, еще и благодаря веселым, но ничуть не поверхностным скерцозным частям, которые очень оправданно помещены в середину».

 

Соната № 1 фа мажор ор. 5 № 1 для виолончели и фортепиано (1796)

Посвящена прусскому королю Фридриху Вильгельму II

Написав сонаты ор. 5, Бетховен, в сущности, создал новый музыкальный жанр. Бетховен был первым великим композитором, сочинявшим сонаты для виолончели и фортепиано. Бах написал три сонаты для виолы да гамба (предшественницы виолончели) и клавесина; другие композиторы до Бетховена, писавшие для виолончели, не были столь значительными фигурами. Примечательно, что единственным писавшим для этого состава Бетховен оставался почти весь XIX век вплоть до И. Брамса, который написал две сонаты в конце столетия. В XX веке три сонаты написал Б. Мартину. Вместе с отдельными произведениями – сонатами Грига, Рахманинова, Шостаковича, Бриттена и Барбера – это будет, пожалуй, весь наиболее значительный репертуар.

Такое сочетание инструментов – непростое как для композитора, так и для исполнителей, поскольку низкие звуки виолончели часто динамически и тембрально перекрываются (заглушаются) фортепиано. И нужно обладать большим композиторским мастерством (а исполнителям – вниманием и чуткостью), чтобы не допустить дисбаланса звучания.

А. Граф. Портрет Фридриха Вильгельма II. 1792

 

21 и 28 июня 1796 г. Бетховен выступал с концертами в Берлине. Есть веские основания считать, что две первые виолончельные сонаты были не только исполнены в Берлине, но и сочинены чуть ли не буквально перед концертом. Одним из доказательств этого является нотная бумага, на которой были записаны эскизы к сонатам (автограф не сохранился). Их проанализировал американский музыковед Дуглас Джонсон. Дело в том, что в Вене, где в это время Бетховен уже жил постоянно, он пользовался нотной бумагой итальянского производства. Эскизы же к сонатам написаны на другой бумаге – той, которая могла оказаться у него в Берлине. Таким образом, в концертном турне, которое Бетховен совершил не только в качестве композитора, но и как пианист, он исполнял только что созданные произведения.

До недавнего времени считалось, что выбор состава инструментов был обусловлен знакомством Бетховена с Жаном Пьером Дюпором (1741–1818), французским виолончелистом при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II в Берлине. Однако скорее всего исполнителем этих сонат был не он, а его младший брат Жан Луи Дюпор (1749–1819). К моменту приезда Бетховена в Берлин старший Дюпор занимал пост дирижера капеллы, а первым виолончелистом был именно его младший брат. Исследователи (в частности, Lewis Lockwood) отмечают, что в этих сонатах Бетховен использовал приемы виолончельной игры, впоследствии описанные в трактате Жана Луи Дюпора. Посвящены сонаты Фридриху Вильгельму II, как известно, виолончелисту-любителю. Изданы они были в 1797 г. в Вене издателем Артариа. В том же году Бетховен исполнял их в Вене с Бернгардом Ромбергом.

Обе сонаты этого опуса двухчастные. И обе открываются медленным вступлением. Двухчастная форма нетипична для классической сонаты, которая обычно имеет три или четыре части (из 32 сольных фортепианных сонат Бетховена двухчастные всего три – № 22, 27 и 32). Примечательно, что именно с такого отклонения от нормы Бетховен начал свой цикл виолончельных сонат.

Еще одна особенность, отличающая эти сонаты от произведений других композиторов того времени, – трактовка виолончели как совершенно равноправного с фортепиано инструмента. В ансамблевой музыке той эпохи можно констатировать явное доминирование фортепиано, что нашло отражение в традиционных заглавиях произведений: «для фортепиано с аккомпанементом виолончели/скрипки», и сонаты ор. 5 резко выделяются из общей массы ансамблевой музыки того времени как своими художественными образами, так и технической сложностью партий обоих исполнителей.

Трио № 1 ми-бемоль мажор ор. 1 № 1 для фортепиано,
скрипки и виолончели

1794/1795

Посвящено Карлу Лихновскому

Три фортепианных трио ор. 1 были изданы венским издателем Артариа в августе 1785 года.

В Вене Бетховен восстановил старые знакомства – прежде всего с семейством Брейнингов и с Вегелером. Они ввели молодого композитора в круг венских аристократов. Из воспоминаний Вегелера: «Карл, князь Лихновский, был большим почитателем и даже другом Бетховена; он пригласил его гостить в своем доме, где тот и жил по крайней мере несколько лет… Князь был любителем и знатоком музыки. Он играл на фортепиано. Разучивая и более или менее успешно исполняя бетховенские пьесы, он пытался тем самым доказать, что Бетховену, которого часто упрекают за сложность его сочинений, ничего в своей манере менять не нужно. Каждую пятницу утром у него проходили музыкальные собрания».

Первое трио ор. 1 (вместе с двумя следующими) было издано Артариа, в сущности, на страх и риск самого Бетховена, гонорара за это издание композитор не получил. Причитавшиеся ему экземпляры он сам распространял по подписке. При этом за осень 1795 г. было продано более двухсот экземпляров. Среди подписчиков оказались и русские аристократы – любители музыки Г. Строганов, В. Трубецкой, М. Виельгорский, А. Разумовский (приобрел шесть экземпляров). Князь Лихновский подписался на двадцать экземпляров.