Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Валерий ТУРЧИН

 

Импровизация 20

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
ИМПРОВИЗАЦИЯ 20
1911. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

 

Одновременно с пейзажами, исполненными символистического смысла, Кандинский начинает интенсивно создавать работы в абстрактной манере. В этой его новой манере можно выделить две тенденции. Одна — это когда формы не вызывают никаких ассоциаций с реальностью. Они являются “чистой” абстракцией, некой импровизацией красками, вызывающей аналогии с музыкой (на этом настаивал сам автор). Другая манера — когда казалось бы абстрактные формы намекают на какие-то следы реальности. В творчестве мастера обе эти тенденции проявились как самостоятельные и обнаруживаются на всем протяжении его творческого пути.

 

Импровизация холодных форм. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В случае с “Импровизацией 20” мы имеем выражение второй тенденции. Само название “импровизация” предопределено тем, что художник делил типы своих произведений на следующие: “импрессия”, собственно “импровизация” и “композиция”. “Импрессии” передавали зашифрованные впечатления от натуры, “импровизации” производили эффект свободной интерпретации форм, а “композиции” синтезировали весь предшествующий опыт.

Импровизация 33. Восток I. 1913. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

 

Кандинский давал своим работам порядковые номера. Что касается номера “20”, то тут мы можем заметить некоторые сохранившиеся следы зимнего пейзажа в горах, аналогичного тому, который мы видели в “Романтическом пейзаже”. В левом верхнем углу показан как бы склон горы, а господство белого цвета намекает на зиму. Наконец, черные линии, как будто хаотично набросанные, все же намекают на фигуры лошадей и всадников. Такая “остаточная” реальность дает возможность говорить, что в картине, пусть и в условном виде, запечатлена кавалькада.

Импровизация 34. 1913. Национальный музей художественных искусств
Республики Татарстан, Казань

 

К достоинствам произведения относится умение художника не только лаконично представить целую картину, полную действия, но и показать “состояние” природы и дать эмоциональный ключ к пониманию происходящего. Кандинский — тонкий колорист, и краски его, сталкиваясь, органично дополняют друг друга.