|
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Виктория Хан-Магомедова
Фарфоровые истории"Крестьянин, везущий тачку”, “Конный дозор, или Разведчики”, “Волейболистка”, “Экспедиция Папанина”, “Сталин и Мао” — все эти сюжеты искусно воспроизведены в фарфоре. На выставке “Ода к радости” в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина демонстрируются изделия русского и советского фарфора из собрания Фонда русского искусства Юрия Трайсмана. Конный дозор, или Разведчики.
Волейболистка, или Девушка с мячом.
Экспедиция Папанина. Специфическая особенность выставки — акцентирование социального аспекта в представленных экспонатах. Любопытно прослеживать, как в фарфоре воплощаются реальные события истории страны, как в облике фарфоровой куклы обнаруживают себя разные эпохи русской истории, с их художественными и эмоциональными пристрастиями. Причем фарфор — императорский материал, взывающий к праздничности, — с наибольшей силой воплощал и идеи величия, являя могущественный образ Страны Советов: героев труда, науки, знаменитых артистов, прославленных спорстменов. На выставке открываешь выразительность, звучность, оптимистический настрой в предметах фарфора, разнобразие тем, жизнеутверждающих мифов, созданных временем. Сталин и Мао. Композиция в честь
визита Мао Цзэдуна в Москву в декабре 1949 г.
Выставка состоит из шести разделов: “Фарфор и революция”, “Страна Советов”, “Советская культура”, “Счастье”, “Народ и власть”, “До и после”. Демонстрация фарфора советской эпохи позволяет затронуть важные темы отношения к прошлому. Вот бюст Берии, ваза “40 лет Красной армии” (по картине М.Б. Грекова), “Сталин и Мао”, композиция в честь визита Мао в Москву, ваза с портретом С.М. Кирова. Подобная тематика обусловлена интересом коллекционера к социально-политической истории страны. Но никаких грустных, а тем более трагических сюжетов нет, здесь доминирует праздничный, радостный настрой. Речь, или Работница, говорящая речь.
Знаменитая ленинградская художница по фарфору Н.Я.Данько, автор более трехсот произведений мелкой пластики, сумела воссоздать в фарфоре народные типы русской жизни. Новые образы, новое содержание она соединяла с прочными национальными традициями. “Работница, говорящая речь”, “Партизан в походе”, “Волейболистка”… Как мастерски переданы ею характерные жесты, движения, разворот фигуры в пространстве, как умеет она подбирать говорящие аксессуары! В ее фарфоровых фигурках и в произведениях других мастеров агитфарфора прослеживаются не только новые темы, но и новаторские художественные решения (“Буржуазка-торговка”, 1918, по модели А.Я. Брускетти-Митрохиной). Буржуазка-торговка, или На рынке.
В разделе “Советская культура” оживают в фарфоре любимые актеры советской эпохи, литературные герои (“Василий Тёркин”, 1948, “Собакевич”, 1953). В советский период традиционные для фарфоровой куклы жанровые структуры подвергаются смысловой модификации. Для фарфоровой пластики характерно повторение в разные эпохи наиболее органичных для материала, испытанных тем и сюжетов. Например, костюмированные изображения представителей разных народов, выразительные простонародные типы, бытовые персонажи, театральные и жанровые мизансцены, такие как веселая сценка “Крестьянка с ребенком ведет пьяного мужа” (Завод Гарднера, 1870–1890-е). Сидящий молодой солдат (Василий
Теркин).
В советский период тема “Народы России” стала одной из популярных в русском фарфоре. На Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах отливалась серия женских фигур, олицетворявших советские республики, которые хорошо представлены в собрании Трайсмана (“Украинка”, “Таджичка”). Серия воплощала образ “самой жизнерадостной, самой бодрой страны в мире”. Хирургия (По рассказу А.П. Чехова).
Из кабака. Крестьянка с ребенком
ведет пьяного мужа.
Интересно, почему официоз получил такое распространение в фарфоровой пластике? Весьма любопытны предметы из серии “Под солнцем Сталинской Конституции” — чернильница из настольного прибора, “Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана” работы Данько. Не менее впечатляет раздел “Фарфор и власть”, где представлены отличные подарочные вещи, тарелки с портретом С.М. Кирова, монументальная композиция, посвященная 70-летию Сталина. А в разделе “До и после” достойно завершают выставку ироничные абсурдистские фигурки из серии “Всюду жизнь” Гриши Брускина. Чернильница из настольного прибора
“Обсуждение Сталинской Конституции
Тарелка с портретом С.М. Кирова. Дмитровский фарфоровый завод. 1935
Г. Брускин. Фигуры из серии “Всюду жизнь”. Кузнецовский фарфор. 1999
Фарфоровые предметы эстетизируют повседневность, они декоративные, удобные, утилитарные, часто дорогие и редкие. Неудивительно, что их так берегли и потому они хорошо сохранились. Достоинство выставки — демонстрация нового социального пласта советского фарфора, отличающегося высокими художественными достоинствами, на которые музеи в свое время не обратили внимания. Здесь затрагиваются и важные, болезненные проблемы отношения к прошлому, воплощения социальных и политических сюжетов в декоративно-прикладном искусстве, использования фарфора как инструмента пропаганды. Цель собирательства Трайсмана — создать музей русского искусства. |