Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Индийское искусство в Москве

На индийской миниатюре “Хануман, несущий гору Дрона с лечебной травой сандживини” изображен добродетельный могущественный бог, обладающий скоростью ветра и твердостью земли, эмиссар бога Рамы (до сих пор ведутся споры, историческая ли это фигура или легендарная, инкарнация или вымышленное существо), самого уважаемого бога индуистского пантеона. В одной руке он несет гору Дрона с лечебной травой для раненого младшего брата Рамы. Трава способна вернуть его к жизни. Контраст розового и оранжевого цветов с темно-красным обрамлением картины и черной линией — характерная особенность живописной школы Рагхогарха Центральной Индии.

Фрагмент миниатюры “Дева Мария с младенцем”.
Империя Великих Моголов, правление Мухаммад Шаха.
Середина XVIII в.

 

Впервые в Москве на великолепной выставке “Боги и смертные” в Историческом музее демонстрируются сто одиннадцать предметов миниатюрной живописи и скульптуры из собрания Национального музея Нью-Дели. Выставка позволяет познакомиться с уникальной визуальной традицией индийской философии, рассматривающей богов и смертных как две разновидности существования.

Фрагмент миниатюры “Шешай (Шеша) и Вишну с богиней Лакшми”.
1780–1790. Котах, Раджастан

 

Согласно индуистской философии, бытие, отождествляемое с энергией космоса, едино, бесконечно и неделимо, не зависит от формы, так как не требует выхода за пределы формы. Цикл космической энергии от зарождения до распада никогда не заканчивается и, следовательно, бытие абсолютно, не связано формой и временем.

Миниатюра “Хануман, несущий гору Дрона с лечебной травой сандживини”.
По мотивам поэмы “Рамаяна”.
Конец XVIII в. Рагхогарх, Центральная Индия

 

В сознании индусов полное отсутствие формы — конечное отсутствие — выступает в виде триединства, воплощенного в божественной индуистской триаде Брахма, Вишну, Шива, олицетворяющих три космические роли: творение, сохранение, распад. На протяжении длительного периода — с середины I тысячелетия до н.э. до IV века н.э. — происходил процесс сложения и обработки индийских эпосов “Рамаяна” и “Махабхарата”, герои которых являют пример служения дхарме (“долг”, “добродетель”, “закон”).

Обширная мифология, религиозная литература и эпос послужили неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства. В мировой истории художественной культуры нет другого примера столь могучей, всеохватывающей тяги к визуальности, как в Индии. Человек и Вселенная живут по одним законам. И потому Вселенная и происходящие в ней процессы могут быть представлены через пластику человеческого тела.

Бог Вишну, в переводе с санскрита “вездесущий”, “предвечный”, выполняет роль хранителя, воплощает созидание, деятельность, материальность, добродетели, пороки, хаос и порядок. Он правит Вселенной и возлежит на кольцах змея Шеши. Вот бронзовая скульптура “Вишну, возлежащий на змее Шеше” (XIV в.), поражающая богатством форм и динамизмом, редким композиционным решением. Изображен момент рождения Брахмы из пупа Вишну.

Кришна, танцующий на кольцах змея Калья. XVIII в. Керала, Южная Индия

 

На яркой, красочной миниатюре 1780-х гг. изображены Вишну, лежащий на змее Шеше, и грациозная богиня Лакшми, массирующая ему ноги.

Бог Шива, или Махадева, являющийся главным и единственным источником жизни, создал время и пространство, свет и тьму, океаны и небеса, материю и все живое, жизнь и смерть. На великолепной миниатюре “Боги и смертные с раджой Бхагиратхой поклоняются богу Шиве” (1800) представлена сцена нисхождения реки Ганг с небес. Показано явление Шивы перед богами и смертными после того, как Ганг потек по земле. На небольших холмах на реке — женщины, мужчины, святые, цари, мудрецы благодарят Шиву за то, что он дал им Ганг. Изображенный в центре шестирукий Шива держит под деревом лук, кхарал, меч и трезубец с флагом. Здесь же на холмах четырехрукая Парвати с шестиголовым богом войны Карттикеей, четырехголовый Брахма. На первом плане стоят друг за другом молящиеся боги со сложенными в молитве руками: Агни (Огонь), Вайю (Воздух), Яма (Бог смерти)… Для усиления выразительности и подчеркивания важных особенностей сюжета использованы цветовые контрасты.

Больше всего на выставке скульптурных и живописных изображений бога Кришны. Высшее божество, с его слабостями, пороками и заблуждениями, досугом и наслаждениями, чувственным и духовным, эфемерным и абстрактным, неподвластный времени Кришна — один из самых почитаемых богов в Индии. Интригующая история жизни этого бога любви и романтики вдохновляла философов, поэтов, художников. Художникам и поэтам нравилось изображать лицо Кришны и его многочисленные позы. На картине “Шри Натхджи Кришна в божественном облике” (1800) Кришна предстает в облике Шри Натхджи, поднимающего гору Говардхан (на это намекает символический жест руки). Он украшен длинными гирляндами, ожерельями и короной из павлиньих перьев.

Кришна в образе Венугопала. Конец XIX в. Орисса

 

Деревянная скульптура “Кришна в образе Венугопала” изображает бога со скрещенными ногами на лотосовом пьедестале. Он держит флейту, под магические звуки которой вбирает в себя все души. На нем много украшений, на голове — трехъярусная корона. Очень детализированное изображение свидетельствует о том, что скульптура была объектом поклонения в храме.

На миниатюре “Кришна доит корову” (начало XIX в.) Кришна как верховная ипостась бога предстает вовлеченным во все события в жизни людей. Здесь он доит корову, как простой пастух, но облачен в традиционные одежды и с золотой короной на голове. Хорошо показана природа — река Ямуна, деревья, пастбища, горы, облака, здесь же изображена женщина, сбивающая масло в доме.

Многие художники вдохновлялись произведениями индийских поэтов, видевших в образах Кришны и Радхи воплощение прекрасных романтических чувств (миниатюра “Пастух Кришна и удивленная Радха”, 1700; “Кришна, устилающий листьями ложе для Радхи”, начало XIX в.).

Ганеша. Виджайянагарский период XIV в. Карнатака, Южная Индия

 

Один из любимых богов индийцев — сын Парвати и Шивы Ганеша с головой слона. Его бронзовая фигурка также стала украшением выставки. С большим изяществом выполнены скромные атрибуты, которые он держит в четырех руках: аркан, любимое лакомство — сладкие шарики, боевой топор, сломавшийся бивень, которым он запустил в насмехавшуюся над ним, по его мнению, Луну.

Фрагмент миниатюры “Богиня Гаятри”. Конец XVIII в. Майсур, Южная Индия

 

Мир смертных в индийских миниатюрах и скульптурах представлен достаточно полно: рассказы о земной жизни индийских царей, мудрецов, любовные истории, сцены охоты и праздники, победы и поражения — популярные герои изображены среди прекрасных экзотических растений и животных.

Миниатюра “Хазрат Низаммудин-Аулия”. Конец XVIII в. Хайдерабад, Декан

 

Наполнена тайной, мистицизмом и гармонией миниатюра “Свами Харидаса с Тансеном и Акбаром во Вриндаване” (1769). Святой, певец, поэт сидит в отшельническом убежище среди цветущих кустов и лиан, его лицо поражает божественным свечением. Изможденное тело едва прикрыто белой повязкой, в руках — тамбура. Кажется, что он полностью поглощен музыкой.

Фрагмент миниатюры “Свами Харидаса с Тансеном и Акбаром во Вриндаване”.
1760. Кишангагх, Раджастан

 

На миниатюре конца XVIII в. изображена женщина, играющая на тамбуре, на красном фоне. Плавные линии передают красоту модели, пребывающей в состоянии любовного томления.

Одна из красивейших миниатюр на выставке — “Мудрец Нарада и отец Вальмики” (начало XIX в.). Воспроизведено жилище отшельника. Рядом с Нарадой, исполняющим сказание “Рамаяна” под звуки золотой лютни, сидит мудрец Вальмики. Пышная листва рождает ощущение покоя и гармонии.

Ума и Махешвар. Период Чеди. X в. Центральная Индия

 

Красиво срежиссированная выставка дает яркое представление о духовном содержании и культуре Индии, талантливо и разнообразно визуализированных в представленных произведениях. В Национальном музее Нью-Дели хранится богатейшее собрание индийской живописи и скульптуры, в котором представлены все школы, стили и подстили. Выставка позволяет ознакомиться с лучшими образцами из этой коллекции (статуэтки, скульптура из камня, бронзы, дерева и живописные миниатюры разных стилей VII–XIX вв.) и почувствовать неповторимое своеобразие индийской культуры и философии.

Дхьянибудда Акшобхья. Ок. XII–XIII в. Непал