Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2010

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ТЕАТР БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА

 

Александра НИКИТИНА

 

Урок № 8

Музей Мольера

Урок “Музей Мольера”, как нам кажется, один из ключевых в предложенном цикле. Трагедии Кальдерона, Расина и Корнеля не слишком часто идут на русской сцене. Нельзя сказать, чтобы они принципиально повлияли на развитее русского актерского искусства и даже на развитие русской драматургии. А вот с Мольером дело обстоит иначе. Он появился на русской сцене почти тогда же, когда и на французской, и никогда не сходил с нее. У него учились и до сих пор учатся русские актеры и драматурги. Может быть, в России действительно стоило бы создать музей Мольера.

Мольер обращается с речью к публике. Гравюра Симонена. Ок. 1666

 

До начала урока учитель размещает на выставочных столах или стендах как можно больше иллюстративного материала, связанного с жизнью и творчеством Мольера: его портреты в жизни и ролях; портреты его близких и актеров труппы; гравюры, изображающие сцены из спектаклей мольеровской труппы; фронтисписы первых изданий; архитектурные постройки, связанные с жизнью Мольера.

Мольер со своей труппой в комедии дель арте.
Фрагмент картины неизвестного художника XVII в. Комеди Франсез, Париж

 

Мольер и его труппа в “Амфитрионе”.
Гравюра Анрио по рисунку Бриссара

 

В самом начале урока каждая пара учеников вспоминает как можно больше названий самых разных музеев Москвы, России и мира. Выходя к доске, гонец от каждой пары пишет название какого-то одного музея. Выходить нужно быстро, один за другим, чтобы ритм не нарушался и движение ни на секунду не прекращалось. Повторяться нельзя. Затем, объединившись в четверки по две парты, ученики стараются изобрести как можно больше принципов, по которым можно разделить музеи на группы и виды. Каждая группа по очереди называет по одной идее, и так по кругу до исчерпанности: художественные галереи, диорамы, музеи одной картины, ландшафтные заповедники, музеи, где все можно трогать руками, и др. — чем больше, тем лучше. Все идеи, даже самые невероятные и фантастические, фиксируются на доске. После этого идеи коллективно классифицируются: тема и тип коллекции; занимаемая территория; принципы экспонирования; адресат; хозяин и т.д.

Мольер берет уроки у буффона
Скарамуша
Фронтиспис памфлета.
1670

П. Миньяр. Портрет Мольера

Теперь весь класс делится на 6 групп. При этом четвертая и пятая группы предупреждаются, что между ними необходимо теснейшее сотрудничество. Каждая группа получает для изучения текст об одном из периодов жизни и творчества Мольера. Четвертая и пятая группы получают текст об одном периоде. Но так как он очень велик (это расцвет, кульминация творчества), его необходимо разделить (фрагменты 4а и 4б выдаются обеим группам, но каждая сначала работает со своим). Каждой группе необходимо подготовить рассказ о прочитанном для других групп. Надо выбрать самое важное, самое интересное и запомнить. После изучения фрагментов следует набросать первичные идеи экспонирования: как и что будем показывать в музее Мольера, адресованном российскому посетителю. На эту работу дается 10 минут.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ

ФРАГМЕНТ 1

Жан Батист Поклен (сценический псевдоним — Мольер) (1622–1673) родился в семье придворного обойщика 13 января 1622 года. Впоследствии отец получил звание королевского камердинера и закрепил его за старшим сыном. На доме, где родился Жан Батист, были изображены гирлянды обезьян на апельсиновых деревьях, за что потом мальчика с подвижной мимикой и дразнили обезьяной из обезьяньего дома.

Мольеровская Франция, Франция Людовика XIV, — страна абсолютной монархии и политического бесправия буржуазии. Первая половина царствования — роскошные праздники в Версале и театральные представления; вторая половина — молебны и гонения на театр. Даже самые благополучные годы правления Короля-солнце были годами бесконечных народных волнений и мятежей. А конец века — глубокая политическая реакция. В 1697 г. был закрыт театр итальянской комедии, а французские театры закрывали много раз. Основной период творчества Мольера приходится на эпоху самых жестоких гонений на деятелей искусства.

Мольер всегда остро чувствовал и переживал свою принадлежность к бесправному сословию. Влиятельные враги и влиятельные друзья не забывали напоминать ему об этом на протяжении всей жизни. Он знал, что должен приспосабливаться к законам жизни и искусства, которые диктовались веком. Правила классицизма были обязательны для всех, и на словах Мольер с ними соглашался. Но в текстах его пьес можно найти немало погрешностей против классицистических правил. Мольер расшатывал рамки жанров и их сословные ограничения, нарушал законы единств, а заодно и все прочие, когда этого требовал замысел пьесы и ее художественная правда. Герой одной из его пьес о театре, близкий самому автору, говорит намеренно вызывающе: “Величайшее из правил — нравиться публике”.

Михаил Булгаков, опираясь на работу первого биографа Мольера, Гримаре, живо рисует картины детства Жана Батиста. Мальчик, по легендам, собранным вскоре после смерти великого актера и драматурга, родился в необычной семье: отец Жан Поклен был добропорядочным представителем буржуазии, а мать Мари Крессе — женщиной со странностями, по представлениям ее круга. Она читала книги! Читать книги и мечтать в среде, где вырос Жан Батист, было не принято. Но мальчик пошел в мать и деда Луи Крессе. Мать умерла, когда Жану не было 10 лет. И дед, Луи Крессе, стал одной из значительнейших фигур в его жизни. Он, к великому неудовольствию отца, водил мальчика по театрам, причем приобщил ребенка ко всему многообразию театрального мира — от балаганных шарлатанов до знакомства с изысканным актером главного театра Франции, “Бургундского отеля”, Бельрозом.

Маленькому Жану Батисту нравились площадные комедианты, он любил знаменитого исполнителя фарсов Жана Тарабена. А повзрослев и окончательно посвятив себя театру, брал уроки у итальянского Скарамуша — Тиберио Фьорилли. Поэт и теоретик классицизма Жан Буало (который, несмотря на эстетические разногласия, был другом драматурга) считал, что Мольер унижает свой талант, опускаясь до фарса. Но именно опора на народные корни в литературной комедии позволила Мольеру стать Мольером.

По легенде Гримаре, в 14 лет Жан Батист впервые серьезно расстроил своего отца, признавшись, что гораздо больше хочет учиться, чем помогать в торговых делах. Но дед придал делу мирный оборот, объяснив Поклену-старшему, что полезно иметь своего адвоката в торговой семье. И в 1635 г. Жан Батист был отдан в Клермонский колледж — лучшую парижскую иезуитскую школу, где учились самые знатные и богатые юноши. Там он познакомился и подружился с незаконнорожденным сыном важного финансового чиновника Люилье — Шапелем. В доме Шапеля юношам, к коим примкнул и знаменитый поэт и дуэлянт Сирано де Бержерак, давал частные уроки замечательный ученый Пьер Гассенди. Он был одним из наиболее образованных и внутренне свободных людей своего века. Философ, физик и математик, знаток языков, “он начал свои занятия с изучения Аристотеля и, изучив его в полной мере, в такой же мере его возненавидел. Затем, познакомившись с великой ересью поляка Николая Коперника, Пьер Гассенди всей душой возлюбил Коперника. Гассенди был очарован великим мыслителем Джордано Бруно, который в 1600 году был сожжен на костре за то, что утверждал, что вселенная бесконечна и что в ней есть множество миров” (М. Булгаков. Жизнь господина де Мольера).

Гассенди был поклонником философской школы эпикурейцев и учил своих учеников, что оплот счастья — здоровое тело и спокойная душа, а душа бывает спокойна, когда человек не поступается своей совестью. Жизнь он любил больше теорий и поэтому, когда понял, что за публикацию труда с критикой в адрес Аристотеля ему грозит тюрьма, а возможно, и смерть, публиковать труд не стал. Но догматизм мышления из своих учеников вытравил навсегда.

Школа Гассенди сказалась и на художественном методе Мольера. “Теоретики классицизма, опираясь на рационалистическую философию Декарта, считали разум непререкаемым авторитетом, верховным судьей в художественном познании; Мольер, как последователь философа-материалиста Гассенди, утверждал, что в основе знания лежат ощущения и чувственный опыт”, — пишет исследователь творчества Мольера И. Гликман.

ФРАГМЕНТ 2

Жан Батист Поклен (сценический псевдоним — Мольер) в возрасте 16 лет принял присягу на вступление в должность королевского обойщика, в 1639 г. окончил Клермонский колледж, а в 1641 г. выдержал экзамен на звание адвоката. И тут для его отца началась эра новых огорчений. Вероятно, в 1640-е гг. Мольер познакомился с актрисой Мадленой Бежар, которая была много старше его по возрасту. Вероятно также, что в 1642 г., сопровождая короля в поездке по югу Франции, он встретился с труппой Бежар и, исполнив государственные обязанности, не возвратился в Париж, а пропал примерно на полгода. Вернувшись, Жан Батист объявил отцу, что ни обойщиком (как родитель), ни адвокатом быть решительно не собирается. Он отказался от отцовских привилегий королевского обойщика и подписал с семьей Бежар контракт о создании “Блестящего театра”. С этого времени вместо отцовской фамилии Поклен он принимает псевдоним Мольер.

В семье Бежар к этому времени произошли довольно странные события, которые в дальнейшем оказали серьезное влияние на жизнь Мольера. Мадлена провела несколько месяцев в уединении в деревенском доме своей матери Мари Эрве. В доме появился младенец женского пола, зарегистрированный в церковной книге как сестра Мадлены и дочь ее 50-летней матери. Малышка осталась в деревне, и Мольеру о ее рождении, скорее всего, ничего не было известно. Когда Мадлена вернулась в Париж, ее братья и сестры вступили в новую парижскую труппу, организованную Мольером.

Опытных актеров, кроме Мадлены, в труппе не было, один актер был хром, другой картав. Денег тоже не было. Небольшую помощь оказал Поклен-старший, но ее не могло хватить на нужды новорожденного театра. Мольер был уверен в успехе и начал мостить мрамором тротуар перед арендованным зданием, полагая, что иначе аристократам в каретах будет неудобно высаживаться у театра. Труппа пыталась утвердиться в трагическом репертуаре, но публика осмеивала притязания актеров. К зиме 1645 г. театр окончательно разорился, а Мольер оказался в долговой тюрьме Шатле. Оттуда его выкупил, разумеется, отец.

Неудачи не подкосили его веры в себя. Оказавшись на свободе, Мольер, а также Мадлена и ее верные сестры и братья, примкнули к бродячей труппе Шарля Дюфрена. Провинциальные скитания длились 13 лет: с 1645 до 1658 года — Бордо, Ажан, Тулуза, Альби, Каркассон, Нант, Пуатье, Ангулем, Шатору, Лимож, Монпелье, Нарбонна, Кагор. Это было время великого ученичества: время трудное и счастливое. Местные власти часто запрещали спектакли. В провинции приходилось бороться с конкурентами, но также и учиться у них. Среди этих конкурентов были и итальянцы, играющие в традициях комедии дель арте. Доподлинно известно, что их представления Мольер видел в Лионе. И к их творчеству он присматривался с особенным вниманием.

Во время длительных гастролей Мольер пересмотрел свои взгляды на собственное место в театре. В парижский период он играл роли героев-любовников, для чего никак не был приспособлен. У него не было того, чего ждала от героя публика, — высокого роста, правильных черт лица, сладкого голоса. Однако Мольер не был трагическим актером не только из-за особенностей фактуры. Он не был им главным образом потому, что не мог принять фальшиво-пафосную манеру трагической игры, характерную для его времени. А публика не понимала простоты, и должно было пройти немало времени, чтобы это случилось.

В труппе Дюфрена Мольер начинает играть комические роли — и тут ему сопутствует неизменный успех. Его клоуны поначалу списаны с самых простых фарсовых фигур, но со временем становятся все сложнее и сложнее. Грубость и простота французского фарса соединяются с лирикой и многообразием итальянских традиций. Типаж комедийного слуги развивается и усложняется на всем протяжении творчества Мольера. Уже после 1658 г. появляются классические образцы таких героев. Маскариль (“Смешные жеманницы”) — первый итальянский типаж у Мольера, потом Сганарель (“Дон Жуан”), потом Скапен (“Плутни Скапена”). Первый совсем без мозгов, но зато очень деятельный и обаятельный. Второй — ленив и философичен: когда не обманывают его, он обманывает себя сам. Третий — сущий демон интриги и хозяин положения.

В 1650 г. Дюфрен передал Мольеру руководство труппой. И в этом же году труппу берет под свое покровительство принц де Конти. Около этого времени Мольер решил создать свой оригинальный репертуар и начал писать пьесы. Первые его произведения — сценарии по образцу комедии дель арте: “Летающий доктор”, “Ревность Барбулье”. А с 1655 г. появляются авторские комедии. 1655 г. — “Шалый, или Все невпопад”, 1656 г. — “Любовная досада”. Примерно в это время в труппе появляется очень юная актриса — Арманда Бежар, считавшаяся сестрой Мадлены. В труппе играют сестры и братья Бежар, супруги Дебри, супруги Дюпарк.

Мольеровская труппа становится лучшей в провинции, и конкуренты разбегаются, оказавшись у нее на пути. Благосклонность супруги принца де Конти — большая удача. В замке положение труппы укрепляется окончательно: благодаря высоким покровителям появляются хорошие декорации и костюмы, хорошие повозки и лошади, выгодные предложения. И новые странствия: Монпелье, Пезенас, Лион, Бордо, Безье, Дижон, Гренобль, Руан.

ФРАГМЕНТ 3

Жан Батист Поклен (сценический псевдоним — Мольер) в 1657 г. – глава труппы странствующих комедиантов. В 35 лет вместе с главной актрисой своего театра Мадленой Бежар он начинает готовить почву для возвращения в Париж. И 24 октября 1658 г. труппа Мольера играет в Лувре перед королем. В зале — потенциальные конкуренты, актеры “Бургундского отеля”. Представление начинается трагедией Корнеля “Никомед”. И в зале возникает легкое недоумение. Чем труппа покорила провинцию? Актеры явно уступают бургундцам в исполнении трагедий. Мольер отлично понимает это, но этикет не позволяет начинать выступление с комедии. У него заготовлен сюрприз для двора и соперников. Снимая трагический костюм и парик, он объявляет, что сейчас будет показана его собственная комедия “Влюбленный доктор”.

Важно помнить, что громко смеяться у аристократической публики Франции считалось неприличным. Но зал не устоял. Не устояли и королевские особы. Булгаков в своем романе “Жизнь господина де Мольера” пересказывает легенду о том, что дофин смеялся так неудержимо, что ему пришлось прятаться за кресло, чтобы соблюсти хоть какое-то подобие приличий. Актеры добились желаемого. Король распорядился оставить труппу в Париже, отдать под покровительство дофина и отвести помещение в Пти-Бурбоне, то есть в малом Бурбонском дворце.

В 1659 г. труппа пополнилась новым актером, ставшим верным летописцем труппы Мольера. Его имя Лагранж, ему мы обязаны большим количеством наших знаний о Мольере. В этом же году появилась первая парижская комедия Мольера — “Смешные жеманницы”, и сразу начались неприятности.

В пьесе под видом наивных и не слишком умных провинциалочек выведены содержательницы модных парижских салонов. Это были великосветские дамы, помешанные на соблюдении правил этикета, считавшие себя знатоками искусства и навязывавшие обществу вычурный и неестественно возвышенный стиль общения. Дамы сильно обиделись и стали добиваться запрещения комедии. Современники писали, что “оригиналы добивались запрещения копий”. Но королю комедия понравилась, он защитил Мольера, а обида недоброжелателей укрепилась.

Главный удар ожидал Мольера и его труппу 11 октября 1660 года. Придя на репетицию, актеры не обнаружили Пти-Бурбона. Здание было стерто с лица земли господином де Ратабоном, суперинтендантом королевских строений. Оказывается, это было сделано в связи с плановой реконструкцией Лувра. Король был на стороне Мольера, и театру предоставили новое и лучшее помещение в Пале-Рояль. Правда, оно требовало капитального ремонта, на который ушло три месяца. Однако Мольеру и Мадлене удалось поддержать актеров и сохранить театр.

Новые жаркие бои разгорелись в 1663 г. вокруг пьесы “Урок женам”. Мольера обвиняли в проповеди безнравственности, хотя он всего лишь отстаивал право молодых заключать брак по любви. В ответ на нападки он написал пьеску о театре “Критика “Урока женам”, и тут началась настоящая война. Враги Мольера пользовались бесправностью актера — человека из третьего сословия. Если на ночной улице на главу труппы нападали с палками в руках дворяне, чьи лица были скрыты темнотой, он не мог ни защищаться, ни жаловаться.

Герцога де ла Фейяда убедили, что Мольер именно его вывел в качестве глупого маркиза. “Герцог с лицемерной приветливостью подозвал к себе Мольера. И когда Мольер согнулся перед ним в поклоне, ла Фейяд схватил его за голову, прижал к себе и стал тереть о свой камзол, на котором вместо пуговиц были остро ограненные бриллианты. Когда несчастному удалось вырваться, у него лицо было в крови. Всеобщее веселье”.

В 1662 г. Мольер понял, что бесконечно влюблен в Арманду и после долгих раздумий и колебаний решил заключить с ней брак. Ему сорок, ей двадцать. Верная помощница Мольера Мадлена, считавшаяся до той поры старшей сестрой Арманды, оказала сильное сопротивление. Прежде она легко относилась к увлечениям Мольера. Тут вышло иначе. Кто же такая была Арманда на самом деле? Трагик “Бургундского отеля” Монфлери пишет королю донос, где говорится, что Арманда — дочь Мадлены Бежар и Мольера. По хронологии событий и странным обстоятельствам рождения Арманды это возможно. Горы исследований не проливают света на эту тайну, а лишь запутывают дело. Ясно одно — Мольер и не предполагает, что младшая Бежар близка ему по крови.

Король игнорирует донос Монфлери. Брак в 1662 г. заключен. В 1664 г. у супругов родился сын Луи, крестник короля, а в 1665 г. — дочь, маленькая Мадлена. Все Бежары и Мольеры по-прежнему живут в одном доме. А вокруг их семьи начинают множиться самые ужасные слухи и наговоры, которые со временем только разрастаются. Брак Мольера оказывается несчастливым. Арманда поняла, что не любит Мольера, а главное — не понимает его и не может быть ему другом и помощником, каким была Мадлена Бежар. Супруги ссорятся, примиряются и снова ссорятся. Но короля, согласившегося стать крестным отцом первенца супругов Мольер, это не волнует. Он хочет праздников!

Король любил большие дворцовые праздники, любил танцевать в балетных номерах. Для него Мольер начал писать комедии-балеты: “Версальский экспромт”, “Принцесса Элиды”, “Дворец Альчины”, “Докучные”. Музыку пишет придворный композитор Жан Люлли. В 1664 г. для фаворитки короля Луизы Лавальер затевается грандиозный праздник “Увеселения волшебного острова”. После праздников Мольер очень серьезно заболел — у него открылось легочное кровотечение.

ФРАГМЕНТ 4  А

Жан Батист Поклен (сценический псевдоним — Мольер) в 1660-е гг. вступает в пору расцвета своего драматургического творчества. Именно теперь складывается высокая комедия характеров, созданная Мольером. Эта комедия основана не на смешных положениях, в которые попадает герой, и не на трюках, хотя все это в ней, безусловно, присутствует. Эта комедия основана на том, что герой — человек, достойный сочувствия, но в его сознании поселяется гипертрофированная идея-фикс. И из-за этой идеи он становится косным, негибким, глухим. Именно эта идея-фикс делает его нелепым и смешным, а иногда и страшным. Каждый из таких героев наследует какую-либо черту или жизненное обстоятельство автора: это мещанин, обуреваемый страстью к учению и обираемый дворянами; Жорж Данден, наказанный за желание жениться на молоденькой женщине; непримиримый правдолюбец Альцест, наживающий бессчетное количество врагов из-за страсти обличать пороки.

Исследователь мольеровского творчества И. Гликман обращает внимание на то, что современные Мольеру критики не понимали сложности и двойственности характеров главных героев комедиографа. Они были склонны видеть неправдоподобие там, где герои эту сложность обнаруживали. Гликман пишет: “Современные Мольеру критики воспринимали безмолвное бегство Арнольфа (“Школа жен”) как чрезмерно резкий драматический акцент, как выражение сильного внутреннего потрясения, что якобы несовместимо с законами комедийного жанра”.

Может быть, одним из наиболее тонких и точных интерпретаторов Мольера был великий русский актер XIX века Михаил Семенович Щепкин. Он сыграл почти всех персонажей, которых великий комедиограф написал для себя, руководствуясь выведенной еще в молодости заповедью: “Играя злого, ищи, где он добрый”. И в исполнении русского актера даже скупец Гарпагон приобретал человечные черты и оказывался достойным не только осмеяния и порицания, но и сочувствия.

Исключением из этого ряда персонажей, наделенных чертами автора и достойных горестного сочувствия, у Мольера оказываются только двое — Тартюф и Дон Жуан. Но каждый по-своему. Первый, бесспорно, единственный и смертельный враг автора. Лицемер Тартюф страшен. Что же касается Дон Жуана, то это наиболее сложный из мольеровских характеров, не укладывающийся ни в какую схему. Пьеса о Дон Жуане наиболее философична, и назвать ее комедией нельзя. Хотя и все пьесы 1664–1669 гг. трудно однозначно причислить к комедиям.

Над “Тартюфом” Мольер работал пять лет: он начал в 42 года и закончил в 47. Пьеса была направлена против Общества святых даров, которому именно в это время начинает покровительствовать королева-мать Анна Австрийская, а затем и вторая супруга короля госпожа де Ментенон. Общество святых даров было создано, когда Жану Батисту было всего восемь лет. Но именно теперь оно окрепло и обрело огромное влияние. Члены этого общества требовали отмены свободы вероисповедания, они проникали в богатые дома и собирали компрометирующие материалы против различных людей, обвиняя их в ереси, политической неблагонадежности или прелюбодеяниях. Если последние оказывались осуждены, доносчики получали значительную долю их имущества. В культурной стране запылали костры инквизиции. Жгли поэтов и философов.

И в это время Мольер написал пьесу, главным героем которой стал явный адепт Общества — Тартюф. Причем фигура эта выписана так, что ничего кроме отвращения вызвать не может. Святоши потребовали запрещения пьесы, и король, который уже успел похвалить ее, вынужден был уступить. Настоятель церкви Святого Варфоломея Пьер Руле пишет о Мольере: “Дьявол, облеченный плотью, возымел столько нечестия и мерзости, что сатанинским своим разумением породил пьесу в посмеяние Церкви и поношение всего что ни на есть самого святого. За такое святотатственное и нечестивое посягательство повинен он смертной казни, примерной и прилюдной, и самому огню, предвестнику адского пламени”.

Мольер переделал пьесу. Теперь главный герой не ходит в рясе, он теперь разорившийся дворянин, и его зовут Панюльф, а пьеса называется “Обманщик”. В 1666 г. умерла Анна Австрийская, и Мольер попросил короля разрешить постановку. Король разрешил и покинул Париж, не дождавшись премьеры. После первого же представления пьеса была запрещена первым президентом парижского парламента Ламуаньоном, и даже театр приказано было закрыть и оцепить. Мольер послал королю жалобу, которую тот обещал рассмотреть по возвращении. Но враги Мольера нанесли удар раньше. Архиепископ Перефикс объявил, что отлучит от церкви не только тех, кто будет играть пьесу, но и тех, кто будет ее смотреть. И тут король оказался бессилен, потому что он был первым прихожанином парижской епархии и власть архиепископа распространялась и на него.

Только 6 февраля 1669 г. третья редакция “Тартюфа” была наконец разрешена. В это время позиции короля после удачных военно-политических акций были сильны, а “церковный мир”, заключенный между католиками и гугенотами под давлением Рима, ослабил позиции иезуитов и Общества святых даров.

М. Жеффруа, А. Вольф. Тартюф.
Персонаж комедии “Тартюф, или Обманщик”

 

В “Тартюфе” использовано много разнообразных приемов: фарс, комедия интриги, бытовая комедия, комедия нравов, но прежде всего это комедия характеров. И ЛИЦЕМЕРИЕ Тартюфа здесь — страсть. Это так сильно сгущено, что финал отдает трагедией.

Облагодетельствованный хозяином дома Оргоном, безвестный нищий в монашеском балахоне разрушает счастливую семью. Он ссорит сына с отцом, преследует любовными домогательствами жену хозяина, добивается брака с дочерью, отдавшей свое сердце другому. А когда его интриги оказываются раскрыты и выставлены на всеобщее обозрение ангелом-хранителем семейства — служанкой Дориной, начинается самое страшное. Оказывается, Тартюф собрал против наивного хозяина такие компрометирующие материалы, что честный и невинный человек должен выглядеть перед королевским судом бесспорным преступником. Семье остается только бежать, оставив все свое состояние Тартюфу. И тут появляется “бог из машины”, как говорили греки, в образе королевского посланника. Оказывается, Тартюфа давно разыскивает правосудие. Это его, а не оклеветанного Оргона, ждет кара.

Нарочитая условность развязки только усиливает чувство трагизма и безысходности. Да, вполне возможно, что король мудр и справедлив. Но кому не ясно, что силы короля не так уж велики в борьбе с тартюфами?

По иронии судьбы, именно в 1665 г. труппе Мольера было присвоено наименование “труппы короля”. Это обязывало выполнять заказы двора, но защищало от гонений и запретов на драгоценные для Мольера произведения.

ФРАГМЕНТ 4 Б

Не успел отбушевать первый скандал вокруг “Тартюфа”, как Мольер уже выпустил новую пьесу, возмутившую святош. Это “Дон Жуан”, сыгранный 15 февраля 1665 года. Интерпретаторы и критики пьесы теряются в догадках: кто он — центральный герой этой пьесы? Легендарный средневековый совратитель и богохульник, именем которого названа пьеса? Современный молодой дворянин, разочаровавшийся решительно во всем? Эпикуреец и материалист философ Гассенди? Беспрестанно меняющий маски комедиант Мольер? Кем бы он ни был, небеса терпят его до тех пор, пока он не надевает маску благопристойного человека, послушного сына церкви и общества. Вот тут-то терпению Господа приходит конец.

Может быть, мысль автора в том, что прелюбодей, буян, материалист, актер — хоть и грешные, но дети Божьи. И только лицемер, тот же Тартюф, — исчадие ада, которому нет места ни на земле, ни на небе. Не удивительно, что и эта пьеса была запрещена под страхом отлучения. Некий Барбье д’Окур (псевдоним Рошмон) пишет очередной пасквиль: “Если цель комедии — исправлять людей, развлекая их, то замысел Мольера — губить их, потешая. Он превратил комедию из добродетельной девицы в притворщицу. Мольер, наряженный Сганарелем, издевается над Богом и чертом, играет с небом и адом, смешивает порок и добродетель”.

Чтобы спасти театр, Мольер вкладывает деньги в постановку молодого неизвестного автора Жана Расина “Александр”, но уже после генеральной репетиции тот передает свою пьесу в “Бургундский отель”. Финансовые дела подорваны и оскорбление велико.

В 1666 и 1667 гг. Мольер пишет бесконечные комедии-балеты для развлечения двора: “Мелисерта”, “Комическая пастораль”, “Любовь-живописец”, а любимые драматургом произведения не могут встретиться со зрителем. В доме появился подросток — сын умерших актеров “Бургундского отеля” Мишель Барон. Мольер забрал его из детской труппы госпожи Розен, где мальчик выполнял технические фокусы. Мольер верит в его дарование, Арманда ревнует как актриса. Мольер пишет для Мишеля роль Миртила в комедии-балете “Мелисерта”, которым должны завершаться очередные королевские праздники. Арманда отодвинута на второй план!

“Перед самым представлением Арманда дала пощечину Барону. Гордый, как дьявол, мальчишка бросился к Мольеру и заявил, что уходит из труппы. Директору еле удалось его уговорить не срывать хотя бы премьеру. Барон сыграл, а затем имел смелость обратиться к королю, пожаловаться ему на Арманду и просить разрешения уйти из мольеровской труппы. Король позволил” (М. Булгаков). В 1670 г. повзрослевший Мишель Барон вернулся, и былая вражда с Армандой переросла в сильное взаимное увлечение. Враги Мольера были очень довольны происходящим. Прямо на сцену они выносили не только литературную полемику, но и сплетни о его домашней жизни.

Невзирая на глухой запрет “Тартюфа” и “Дон Жуана”, Мольер пишет одну за другой пьесы, в которых смех едва ли не отступает перед горечью. В этих пьесах очень жестко ставятся проблемы отношений человека и светского общества, личности и власти.

Комедия “Мизантроп”. Заставка ко второму действию

 

В 1666 г. написан “Мизантроп”. Пьеса о безумном правдолюбце, обличающем пороки общества, о правдолюбце осмеянном, оплеванном и оклеветанном. Альцеста играл Мольер. 1668 г. — “Амфитрион”, “Жорж Данден”, “Скупой”.

“Жорж Данден” — история о том, что старику не стоит рассчитывать на любовь молодой, а мещанину — на любовь дворянки. Пусть она изменяет, позорит и дурачит его — во всем виноват он: “Ты сам этого хотел, Жорж Данден” — вошло в поговорку. Жоржа Дандена играет Мольер.

Скупой. Эскиз декорации Л. Бурначини. Ок. 1700

 

“Скупой” — сюжет, невероятно популярный во все времена. Эту историю рассказывали, например, древнеримский комедиограф Плавт (“Кубышка”) и Шекспир (“Венецианский купец”). Но с каждым веком она становится все печальнее и печальнее. Мольеровский герой как никто из его предшественников хорошо понимает, что цена его личности, раз он мещанин, точно равна цене его золота. И ни для какой другой мысли места в его сознании практически не остается. За потерянный клад он готов казнить слуг, сына и даже самого себя. Скупца Гарпагона играет Мольер.

М. Санд. Гарпагон. Персонаж комедии “Скупой”

 

“Амфитрион” — история о том, что любой рабовладелец рано или поздно окажется в роли раба и должен будет благодарить своего господина за то, что тот посетил постель его жены. Это переделка пьесы римского драматурга Плавта о том, как Юпитер чуть не свел с ума полководца Амфитриона, явившись его жене Алкмене в облике ее мужа Амфитриона, в результате чего был рожден Геракл.

Пьеса написана в то время, когда развивался роман Людовика XIV с маркизой де Монтеспан, чей муж был на время посажен в Бастилию, чтобы не мешался.

Стихи комедии говорят о сути дела так прямо, что добавить к ним нечего:

Постыдного для высших не бывает.
Достойным делать все способность нам дана:
Ведь от того, кто их свершает,
Меняют вещи имена.

* * *

С Юпитером дележ
Бесчестья не приносит.
Признав теперь, что твой соперник — царь богов,
Гордиться можешь ты и звать себя счастливым.

Однако Амфитрион у Мольера, судя по всему, особенно счастливым себя не чувствует. Он теряет способность говорить и молчит две последние сцены. Его слуга Созий намекает героям и зрителям: говорить что-либо в подобной ситуации бестактно.

Но кончим речи, господа,
И разойдемся все под сень родного крова:
О всем подобном иногда
Умей не говорить ни слова.

И. Гликман приводит в связи с этим цитату из Ларошфуко: “Короли чеканят людей, как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по истинной стоимости, а по назначенному курсу”. Эту грустную шутку в данном случае можно отнести как к цене, назначенной Юпитером Амфитриону, так и к цене, назначенной Людовиком Мольеру.

ФРАГМЕНТ 5

Жан Батист Поклен (сценический псевдоним — Мольер) в 1670 г. после оглушительного успеха пьесы “Тартюф”, которая в течение пяти лет была запрещена церковниками и наконец увидела свет, написал одну из своих лучших и наиболее известных пьес — “Мещанин во дворянстве”. Принято считать, что это смешная комедия-балет, хотя трудно сказать, что смешного в одиночестве ее главного героя г-на Журдена. Этот мещанин наивно желает получить образование в преклонном возрасте, он искренно потрясен тем, что стихи отличаются от прозы. Он отдает последние гроши учителям-шарлатанам, он кормит за свой счет никчемных разорившихся дворянчиков, чтобы они ввели его в образованное общество. Он готов испортить жизнь своим детям, лишь бы они вошли в дворянское образованное общество. И за это он публично выведен шутом, осмеян, избит палками. И нет ни одного человека, включая жену, кто бы посочувствовал ему.

М. Жеффруа, А. Вольф. Господин Журден.
Персонаж комедии “Мещанин во дворянстве”

 

Можно ли принять версию, что автор согласен с моралью, проповедуемой г-жой Журден и выраженной русской пословицей “не в свои сани не садись”? Если бы автор думал именно так, трудно было бы объяснить все главные поступки, совершенные им в жизни. Он, мальчик из мещанской среды, отказался работать в лавке отца и упросил отдать его учиться в лучший парижский колледж. Получив образование, он отказался от престижной должности королевского обойщика и от доходной профессии адвоката и отправился странствовать с труппой нищих комедиантов. Став модным парижским актером и драматургом, он нажил множество врагов благодаря наивному желанию всегда писать о том, во что он искренно верил, и неумению сгибаться перед сильными мира сего. И, как всегда, главного чудака комедии, господина Журдена в пьесе “Мещанин во дворянстве” играет Мольер.

Мещанин во дворянстве. Эскиз декорации Н. Сапунова

 

В этом же году произошел разрыв между Мольером и композитором Люлли, с которым прежде создавались комедии-балеты для придворных увеселений. Король в эту пору больше благоволил композитору, нежели драматургу.

1672 год стал для Мольера годом тяжелых испытаний и предвестием конца. 17 февраля умерла его бывшая первая актриса и верная помощница Мадлена Бежар. Летом скончался старый друг философ Ламот ле Вайе. В сентябре — маленький сын Арманды Бежар и Мольера Пьер.

М. Жеффруа, А. Вольф. Арган.
Персонаж комедии “Мнимый больной”

 

В 1673 г. Мольер написал последнюю пьесу— “Мнимый больной”. Драматург создал целую серию пьес, посвященных врачам-шарлатанам, поэтому медики ненавидели его так же сильно, как и святоши. Мольер был тяжело болен: он давно страдал от туберкулеза, и, вероятно, у него был рак желудка. Он на себе испытал все мучения, которые могут причинить человеку врачи-невежды, и в последнее время отказался от их услуг. Мольер знал, что скоро умрет, но не хотел отказываться от роли Аргана в своей последней комедии.

Комедия осмеивала не только и не столько врачей, сколько саму хворь и тех, кто ей поддается. И Мольер сыграл эту роль — целых четыре раза. Последний раз — 17 февраля 1673 года. Еще на сцене он почувствовал себя плохо, но довел спектакль до конца. Домой его отнесли на носилках. Арманда бросилась искать врача, потом священника. Никто не согласился прийти. Она бегала по городу в поисках помощи всю ночь, а актер Мишель Барон, которого когда-то Мольер взял в дом, сидел с умирающим. Утром 18 февраля Мольер отошел без исповеди.

По законам того времени актер, не покаявшийся перед смертью в греховной профессии, не имел права быть похороненным. Его тело должно было быть выброшено на городскую свалку. Архиепископ Парижа Арле де Шанваллон запретил хоронить Мольера. Арманда бросилась за помощью к королю.

“— А на сколько вглубь простирается освященная земля? — спросил король.

— На четыре фута, ваше величество, — ответил архиепископ.

— Благоволите, архиепископ, похоронить его на глубине пятого фута, — ответил Людовик, — но похороните непременно, избежав как торжества, так и скандала” (М. Булгаков. Жизнь господина де Мольера).

Мольера похоронили 21 февраля 1673 года, ночью, за оградой кладбища Святого Жозефа, как хоронили самоубийц. Париж озарился безмолвным факельным шествием. В темноте за его гробом шли поэты и актеры и другие неведомые друзья — около двухсот человек.

В российский театр драматургия Мольера пришла раньше всей западноевропейской драматургии. Его пьесы ставили с начала XVIII в. в театре Кунста-Фюрста, в театре Федора Волкова и потом везде и всегда. Мольеровские роли играли все великие русские актеры. Но больше всех Мольера любил М.С. Щепкин и, возможно, понимал его лучше многих других в силу некоторого сходства судеб и природы актерского дарования. Щепкин играл практически все роли, игранные самим Мольером, среди них Альцест, Журден, Скапен, Арнольф, Гарпагон, Данден, Сганарель. У Мольера учились великие русские драматурги, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов не стеснялись заимствовать у него идеи, героев, сюжетные повороты.

Мольер фактически породил собственную театральную эстетику и свою театральную школу, противостоящую школе трагического поэта классицизма Жана Расина. И в плане театральной эстетики в целом, и в плане актерской игры Мольер двигался в сторону реализма. Мольер был одним из первых, а может быть и первым, кто перенес действие комедии из декорации, изображающей уходящую вдаль улицу, в интерьер. Но главное — он создал драматургию, где простые человеческие чувства и поступки вызывали сочувствие публики, хотя теория классицизма такой реакции не предполагала. Мольеровский реализм, разумеется, не был близок натуральной школе. Его комедии — всегда увеличительное стекло: гротеск, гипербола. Они предполагают обилие трюков, старых итальянских лацци. Но и преувеличение, и трюк в мольеровской комедии психологически оправданны. Эти трюки и преувеличения существуют здесь не только смеха ради, но потому, что работают на общий художественный замысел.

Мольер оказал влияние и на декорационное искусство. Он писал свои основные комедии для интерьера. Ему нужна была узнаваемая среда: претенциозный салон, буржуазный дом и др.

Некоторым людям очень хотелось стереть память о Мольере. Соавтор Мольера Люлли стремился создать в Париже оперный театр, что в конце концов ему удалось. Он плел всяческие интриги против других театральных предпринимателей, в том числе и против Мольера, добился монополии на музыкальные спектакли. Теперь другим театрам нельзя было использовать полный состав оркестра и хора. В 1673 г., после смерти Мольера, Люлли занял его помещение в Пале-Рояль и давал там пьесы, которые они сочинили вместе, под своим именем.

Мольера похоронили на кладбище нищих, и парижские бродяги жгли костры на его могильной плите. Весной плита рассыпалась в прах. Так что место его захоронения оказалось утраченным. Но память о великом актере и драматурге не исчезла.

Рабочий материал первого этапа временно изымается. Это делается для того, чтобы при рассказе не было соблазна зачитывать фрагменты и тем самым тормозить общую работу.

Теперь все участники групп делятся пополам и временно расходятся на две большие команды. Команда № 1 должна выработать критерии оценки музейного проекта. Команда № 2 знакомится со всеми вехами биографии Мольера, пользуясь кратким перечнем дат, и выслушивает рассказы участников.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМАНДЫ № 1

Уважаемые коллеги! Вам необходимо сформулировать критерии, по которым объединенная комиссия министерства образования и министерства культуры будет оценивать проекты “Музей Мольера в России”. Представим себе, что в этих комиссиях работают умные и талантливые люди, вполне современные и хорошо образованные; заинтересованные в развитии культуры, искусства и образования. Они готовы затрачивать средства, но хотят делать это разумно, с максимальной пользой. Важно, чтобы музей жил, эффективно работал, хотя бы частично окупался.

Итак, приступайте к разработке конкретных критериев оценки и позаботьтесь о том, чтобы их было не меньше семи, но не больше одиннадцати. Критерии должны быть записаны печатными буквами и совершенно идентично 6 раз — у представителей шести команд. На работу у вас есть 10 минут.

 

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМАНДЫ № 2

(Выдается 6 экземпляров — представителям каждой малой группы)

Уважаемые коллеги! Через 10 минут каждая из шести групп приступит к работе над созданием музея Мольера в России. Познакомьтесь со списком основных дат жизни и творчества и кратко расскажите друг другу самое важное из прочитанного вами в процессе работы в малых группах. Во время рассказов коллег вы можете фиксировать заинтересовавшую вас информацию на бумаге. Посмотрите изобразительные материалы о жизни Мольера, представленные в классе.

ДАТЫ И ЖИЗНИ ТВОРЧЕСТВА МОЛЬЕРА

1622 — в семье придворного обойщика родился сын Жан Батист Поклен.

1635 — Жан Батист поступил в Клермонский колледж — лучшую парижскую иезуитскую школу, где учились самые знатные и богатые юноши.

1637 — в возрасте 16 лет принял присягу на вступление в должность королевского обойщика.

1639 — закончил Клермонский колледж.

1641 — выдержал экзамен на звание адвоката, познакомился с актрисой Мадленой Бежар.

1643 — отказался от отцовских привилегий королевского обойщика, подписал с семьей Бежар контракт о создании “Блестящего театра”, принял псевдоним Мольер.

1645 — театр разорился, а Мольер оказался в долговой тюрьме Шатле, выкупил отец. Мольер, Мадлена и ее сестры и братья примкнули к бродячей труппе Шарля Дюфрена.

1645–1658 — провинциальные скитания: Бордо, Ажан, Тулуза, Альби, Каркассон, Нант, Пуатье, Ангулем, Шатору, Лимож, Монпелье, Нарбонна, Кагор, Лион, Пезенас, Безье, Дижон, Гренобль, Руан.

1650 — Дюфрен передал Мольеру руководство труппой. Театр Мольера берет под свое покровительство принц де Конти. Первые пьесы — сценарии по образцу комедии дель арте: “Летающий доктор”, “Ревность Барбулье”.

1655 — написана первая литературная комедия “Шалый, или Все невпопад”.

1656 — “Любовная досада”.

1658 — труппа Мольера играет в Лувре перед королем. Король распорядился оставить труппу в Париже, отдать под покровительство дофина и отвести помещение в Пти-Бурбоне.

1659 — труппа пополнилась новым актером, ставшим верным летописцем труппы, Лагранжем, написана первая парижская комедия Мольера “Смешные жеманницы”.

1660 — здание Пти-Бурбона разрушено де Ратабоном, суперинтендантом королевских строений. Мольеру предоставляется новое помещение в Пале-Рояль.

1662 — заключение брака с 20-летней актрисой Армандой Бежар.

1663 — споры вокруг пьесы “Урок женам”. Пьеска о театре — “Критика “Урока женам”, где излагаются театральные взгляды Мольера.

1664 — родился сын Луи, крестник короля, вскоре умер. Написан первый вариант пьесы “Тартюф”, запрещен церковью.

1665 — родилась дочь Мадлена. Мольер пишет комедии-балеты: “Версальский экспромт”, “Принцесса Элиды”, “Дворец Альчины”, “Докучные”. Пьеса “Дон Жуан” запрещена церковью. Ссоры с Армандой, Мольер на некоторое время уезжает от нее за город, начинается туберкулез.

1669 — триумфальный показ третьего варианта пьесы “Тартюф”.

1666–1667 — комедии-балеты: “Мелисерта”, “Комическая пастораль”, “Любовь-живописец”. Написана одна из лучших комедий — “Мизантроп”.

1668 — “Амфитрион”, “Жорж Данден”, одна из популярнейших комедий “Скупой”.

1670 — написана пьеса “Мещанин во дворянстве”.

1672 — умерла его бывшая первая актриса и верная помощница Мадлена Бежар, умер старый друг философ Ламот ле Вайе, маленький сын Пьер.

1673 — написана последняя пьеса “Мнимый больной”. В ночь с 17 на18 февраля 1673 года Мольер умер.

Теперь мы возвращаемся каждый в свою группу. Наша задача — создать первые варианты проектов музея Мольера в России. Прежде всего мы должны выбрать устраивающий нас тип и вид музея из тех, что записаны на доске. А лучше — сочинить свой, новый, на основе комбинации уже известных или только на основе собственной фантазии. Сочиняя концепцию своей экспозиции, необходимо ориентироваться на критерии оценки, разработанные участниками занятия. И, конечно, музей должен образно передавать характер экспонируемой темы.

Сочиняя свой музей, мы должны подумать, какие экспонаты будут в нем представлены: музейные копии подлинных вещей, фотографии, макеты или что-то неожиданное и необычное — куклы, конструкторы, виртуальные панели. Будут ли все залы построены по одному принципу или все они будут разными?

Проект должен быть оформлен в виде наглядной схемы с надписями и комментариями на листе ватмана при помощи маркеров.

Сочиняя свои проекты экспозиции, группы должны быть готовы отвечать на вопросы экспертного совета. На эту работу группе дается 15 минут.

Затем можно перейти к первичной защите проектов. Каждой из шести групп предоставляется 3 минуты. Все зрители записывают на индивидуальных листах свое мнение о представлении каждой группы, состоящее из трех положений: самое удачное, самое проблематичное и самое непонятное.

После этого класс собирается в три-четыре новые группы, в каждой из которых равновесно представлены участники шести базовых групп. В составе этих новых групп в течение 3 минут обсуждается, какие общие тенденции выявились:

• Какие находки показались интересными большинству участников?

• Какие ошибки были наиболее заметны?

• Какие содержательные проблемы возникли?

• Чего не хватило в большинстве проектов?

Коротко озвучиваем итоги своих обсуждений.

В новых смешанных группах нам необходимо создать итоговые, чистовые варианты проектов, учитывая достижения и ошибки первого круга. Эти проекты также должны быть оформлены на ватманах. Некоторые элементы экспозиции можно реализовать в виде трехмерной бумажной прирезки. Можно пользоваться техникой апплицирования. Важно, чтобы каждая группа могла продемонстрировать проект наиболее лаконично, ярко и доходчиво. На работу отводится 10 минут.

Каждая группа делегирует двух представителей в экспертный совет. Один будет выступать от министерства образования, другой — от министерства культуры. Между остальными участниками распределяются роли: кто будет основным выступающим, кто дополняет, кто будет помогать в техническом осуществлении демонстрации. На распределение ролей отводится еще одна минута, и после этого происходит итоговая презентация 3–4 финальных проектов. На каждую презентацию отводится 2 минуты.

Последние 5 минут занятия отводятся на комментарии экспертов, подводящих итоги общей работы.