ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Наталия КАРГАПОЛОВА
Художественные выставки
Вскоре после
открытия Исторический музей стал одним из
центров художественной жизни России. В аудитории
музея проходили периодические съезды
художественных объединений, в неотделанных
залах устраивались художественные и
исторические выставки, на которых
экспонировались произведения современного
искусства и изделия древних мастеров.
Представлять свои работы в национальном музее, в
центре древней столицы, было престижно. В
выставках принимали участие как прославленные
мастера, например Г.И. Семирадский, И.Е. Репин,
В.А. Серов, В.В. Верещагин, так и неизвестные
художники, открытие которых для публики
происходило в стенах Исторического музея.
А. Рябушкин. Московская улица XVII века
в праздничный день.
1895. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Большой интерес вызвала проходившая в
1892 г. выставка произведений И.Е.Репина. Получив
разрешение музея на организацию персональной
выставки, мастер выставил свои новые работы —
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «По
следу», «Явленная икона», портреты Т.Г.Шевченко,
В.В.Стасова, Л.Н.Толстого и другие. «Моя выставка
здесь делает большое оживление. Народу ходит
много… Много студенчества, курсисток и даже
ремесленников толпится в двух залах и
рассыпаются по широкой лестнице», — сообщал
художник в письме В.В.Стасову. Репин постоянно
находился в залах музея, «торжествовал и
радовался успеху. Это был его триумф!»
В. Верещагин. Наполеон на Бородинских
высотах.
1897. Государственный Исторический музей, Москва
Половину дохода от посещения успешной
выставки художник пожертвовал «в пользу
страждущих от неурожая».
На выставке живописи, устроенной по
инициативе Общества художников исторической
живописи в 1895 г., среди сорока живописных
работ, большого количества рисунков,
произведений скульптуры была выставлена картина
замечательного мастера историко-бытового жанра
А.П.Рябушкина «Московская улица XVII века в
праздничный день».
А. Рябушкин
По отзывам прессы, на этой выставке
преобладали «работы живописцев
позднеакадемического толка», в том числе
написанные в Риме и присланные в Москву
произведения Г.И.Семирадского, полотна
Ф.А.Бронникова, С.В.Бакаловича. «Решительно
отличался» жизненной простотой и достоверной
точностью в передаче исторической обстановки
А.П.Рябушкин. Подобно И.Е.Забелину, задумывавшему
изложить историю быта всех сословий и
рассмотреть быт народа сверху донизу, художник
намеревался воспроизвести типы основных слоев
русского общества XVII в., планировал создать целую
серию историко-бытовых картин.
В. Верещагин. Москва. 1812 год. Из
серии «1812 год».
1887–1895. Государственный Исторический музей,
Москва
В 1912 г. в музее проходила выставка,
посвященная юбилею Отечественной войны 1812 г.
Часть ее экспозиции была отдана живописной
эпопее В.В. Верещагина «1812 год». Этот мастер не
раз выставлялся в Историческом музее, а как
коллекционер и обладатель богатейшей коллекции
памятников — обращался за советами к хранителям
музея и его руководителю. Выступал художник в
музее и как даритель. В 1895 г. он подарил музею
коллекцию деревянных «образцов резного
искусства» и изображений православных церквей
Словакии.
Василий Верещагин. В Успенском
соборе. Из серии «1812 год» .
1887–1895. Государственный Исторический музей,
Москва
Сейчас серия картин «1812 год»
принадлежит Историческому музею. Некоторые из
полотен включены в экспозицию зала, посвященную
эпохе 1812 года.
В картотеке дарителей Исторического
музея значатся многие деятели искусства, которые
«в знак уважения к учреждению» и его сотрудникам
дарили музею памятники старины или свои работы.
Среди дарителей — художники А.М. и В.М. Васнецовы,
В.Д. и Е.Д. Поленовы, Г.И. Семирадский, П.В.
Жуковский, И.Е. Бондаренко, В.В. Суслов, В.И.
Суриков, А.В.Прахов, А.А.Мартынов и другие.
Неизвестный художник. Портрет
крестьянки
праздничном костюме Тверской губернии. 1830-е гг.
Государственный исторический музей, Москва
Гребень свадебный с изображением
повозки, запряженной павлинами.
Последняя четверть XVIII в.
Чаша. Сольвычегодск. Строгановские
мастерские.
Последняя четверть XVII в.
1887 — проектов памятника
Александру II в Москве.
1889 — монументального полотна Г.И.
Семирадского «Фрина на празднике Посейдона».
1889 — произведений искусства
фотографии.
1889 — старинного русского шитья,
кружев и головных уборов из собрания Н.Л.
Шабельской.
1889 — конкурсных проектов Верхних
торговых рядов.
1890 — икон, эмалей и предметов быта
из собрания Д.А. Постникова.
1891 — академика, мозаичиста А.Н.
Фролова; в Христианских залах были представлены
мозаичные иконы, выполненные для Верхних
торговых рядов.
1892 — благотворительная выставка
картин и предметов прикладного искусства.
1892 — Палестинская выставка;
представлялись акварельные, живописные,
фотографические изображения святых мест.
1892 — персональная выставка И.Е.
Репина.
1893 — XIII периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди экспонируемых произведений: В.А.
Серов — «Портрет И.Е. Забелина»; Л.О. Пастернак
— иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и
мир»; Е.Д. Поленова — серия акварелей.
1894 — XIV периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди произведений: 14 работ И.И.
Левитана; эскизы М.В. Нестерова к росписи
Владимирского собора в Киеве; серия картин и
этюдов В.А. Серова и К.А. Коровина, сделанных
художниками во время их поездки на Север,
предпринятой по поручению С.И. Мамонтова.
1895 — художников исторической
живописи, на которой выставлялись работы
Г.И.Семирадского, Ф.А.Бронникова, С.В.Бакаловича,
А.П. ябушкина и др.
1895 — XV периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди произведений — Е.Д.Поленова —
серия иллюстраций к русским сказкам; Ф.А.Малявин
— «За книгой», «Крестьянская девушка»;
И.И.Левитан — «Весна. Последний снег»; В.А.Серов —
«Деревенские задворки»; С.А.Коровин — «В
ожидании поезда».
1895 — XIV периодическая выставка
Общества любителей художеств.
1895 — XVI периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди произведений: пейзажи В.Д
Поленова, С.Ю. Жуковского, портреты работы И.Э.
Браза, Л.О. Пастернака, Л.С. Бакста.
1896 — живописи, рисунка и декораций
к спектаклям на исторические темы.
1897 — художественных изделий
японских мастеров.
1897 — XVII периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди работ — произведения В.А.Серова,
И.И.Левитана, В.Д.Поленова, М.В.Нестерова,
П.А.Левченко.
1897 — V выставка Московского
товарищества художников.
1898 — Санкт-Петербургского
общества художников, представлявшая 456 картин.
Главное внимание критики и публики привлекла
картина Г.И. Семирадского «Христианская Дирцея в
цирке Нерона».
1898 — XVIII периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди произведений: скульптурные
работы П.П. Трубецкого, картины И.И.Левитана,
Л.О.Пастернака, С.Ю.Жуковского,
В.Э.Борисова-Мусатова, В.Е.Маковского.
1899 — акварелей Московского
товарищества художников.
1899 — XIX периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди работ — произведения А.С.
Голубкиной, Л.О. Пастернака, И.И. Левитана, А.М.
Васнецова, С.Ю. Жуковского.
1900 — XX периодическая выставка
картин Московского общества любителей
художеств. Среди произведений: работы
А.С.Голубкиной, Б.М.Кустодиева, В.Н.Мешкова,
С.Ю.Жуковского, А.А.Киселева.
1904 — выставка эскизных работ
В.М.Васнецова для собора в Гусь-Хрустальном.
1912 — выставка, посвященная юбилею
Отечественной войны 1812 г. Часть экспозиции
отведена под демонстрацию картин В.В.Верещагина
из серии «1812 год»…
2008 — выставка «Музей и художник»,
посвященная 125-летию со дня открытия главного
хранилища памятников русской истории. Рамки
выставочного проекта не позволили масштабно
представить работы всех мастеров культуры,
обращавшихся в Исторический музей. Тем не менее
выставка показывает, что нет такой области
отечественного искусства, в развитие которой
музей не внес бы своей лепты.
|
|
(1) |
(2) |
(3)
(4)
Экспозиция выставки «Музей и
художник» 2008 г.
1 – «Христос Пантократор», копия с
мозаики собора Св. Софии А. Прахова; 2 –
модель части стены и городских ворот Херсонеса; 3 –
витрина с вазой «Сирин» К. Фаберже; 4 –
Портрет Александра III работы В. Серова и
электронное табло для демонстрации слайдов
|