ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Наталия КАРГАПОЛОВА
Театрально-декорационное
искусство
Общественно-эстетические
потребности второй половины XIX — начала XX в.
отражались в концептуальных решениях оформления
театральных «исторических спектаклей». При
петербургских и московских театрах состояли
официальные консультанты по вопросам истории. В
Москве это был сотрудник Исторического музея
В.И.Сизов, помощник И.Е.Забелина, в Петербурге —
К.Д.Чичагов. «Эти почтенные и скромные ученые
немало оказали пользы не только своими прямыми
познаниями, но и также своим отрезвляющим
влиянием, которое они, как люди серьезные, люди
науки, оказывали на всегда увлекающихся и
витающих в мире фантазии художников», — писал
директор Императорских театров В.А.Теляковский.
Н. Гончарова. Царский дворец.
Эскиз декорации к опере-балету Н.
Римского-Корсакова «Золотой петушок»
1914. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина
Отчеты Исторического музея пестрят
сообщениями о визитах в музей и консультациях у
его сотрудников режиссеров, художников, артистов
— они стремились более точно воссоздать на сцене
образы и картины прошлого, напитаться ощущением
времени.
Постоянное обращение к историческому
наследию свидетельствовало о готовности
театральных художников так интерпретировать
сюжет, чтобы он, будучи плодом воображения,
оставался исторически правдоподобным.
Ярким примером поисков нового решения
оформления театральных постановок является
творчество В.А.Симова, Ф.Ф.Федоровского,
А.Я.Головина, Н.С.Гончаровой. Работы Головина и
Гончаровой, кроме того, повлияли и на развитие
мирового декорационного искусства.
Театральный художник, декоратор
Московской частной русской оперы, один из
основоположников МХТ В.А.Симов с конца 1890-х и до
1915 г. постоянно работал в музее. Его внимание
привлекли памятники XVI–XVII вв., зарисованные им
для декорации спектаклей «Царь Федор Иоаннович»,
«Царская невеста», «Русалка», а также бытовые
вещи, костюмы, иллюстрации П.М. Боклевского к
произведениям Н.В.Гоголя — для постановки
«Женитьбы» в Московском драматическом театре.
В. Симов. Эскиз декорации к драме А.Н.
Островского «Гроза»
1915. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва
А.Я.Головин начал работать в
Историческом музее в 1899 г. в связи с постановкой
оперы А.Н.Корещенко «Ледяной дом» (1900) в Большом
театре. «Когда последовало предложение
оформлять оперу… я испытал чувство крайней
неуверенности в своих силах… Мне казалось, что я
берусь за непосильное дело и лучше всего будет,
если я от него откажусь, пока не поздно».
Эта театральная постановка раскрыла
его удивительный талант художника и решила его
творческую судьбу. На следующий год последовала
постановка оперы «Псковитянка»
Н.А.Римского-Корсакова, работа над которой вновь
привела Головина в стены Исторического музея.
Как отмечали современники, исторические
декорации художника удивительны по силе
эмоционального воздействия и подлинному
историзму — он не ограничивается созданием
исторически достоверного костюма и декорации, он
ищет типаж, характер. «Лишь у Сурикова можно
найти такую ясность исторического взгляда, такое
чуткое понимание прошлого, какое обнаружилось в
этих созданиях Головина», — писал исследователь
творчества художника.
А. Головин. Эскизы декорации и
костюмов
к опере А. Корещенко «Ледяной дом». 1900
Н.С.Гончарова начала свою
театрально-оформительскую деятельность в
частной студии К. Крафта в Москве. В 1913 г.
С.П.Дягилев по совету А.Н.Бенуа заказал ей
оформление балета «Золотой петушок» на музыку
Н.А.Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в
Париже. Когда художница начала работать у
Дягилева, она уже была признанным лидером
русского авангарда. На первом представлении
спектакля, увидев открывшийся занавес,
ошарашенная парижская публика бурно и
восторженно аплодировала. Декорационное решение
спектакля стало новым словом в оформлении
театральных постановок и, по словам автора,
«создавало психологически и зрительно полное
театральное единство». Полагаясь на свое знание
народного искусства и любовь к нему, Гончарова
превратила сцену в искрящуюся феерию, которая
сочетанием красных, оранжевых и желтых красок,
искаженной перспективой напоминала о балагане,
ярмарке, цирке.
По словам критики, своеобразные
гончаровские балеты, представляли «новую
московскую культуру», в которой видна ориентация
на возврат к прошлому России, к отражению
православных народных обрядов. Художница
считала традиционное искусство решающим
фактором в обновлении русской культуры.
Старинные вышивки, народные лубочные картинки,
каменные «бабы», идолы, иконы, прориси и другие
памятники из Исторического музея, в котором
художница занималась в 1910–1914 гг., служили
сокровищницей, откуда она черпала богатейший
материал для своего творчества.
Лауреат государственных премий,
оформитель грандиозных исторических постановок
в Большом театре Ф.Ф. Федоровский разрабатывал
героико-эпические темы, опираясь на народное
искусство. Окончив декорационное отделение
Строгановского училища, он с 1908 г. копировал в
музее исторические костюмы, изучал кавказские
древности, готовя декорации к спектаклям Частной
оперы С.И. Зимина.
Молодого художника К.Ф.Юона привела в
музей любовь к русской архитектуре,
декоративности и красочности предметов
народного быта, которыми он был увлечен еще со
студенческих лет. Здесь он встречался с
И.Е.Забелиным и В.М.Васнецовым. Юон срисовывал в
музее бытовые предметы «преимущественно
железного дела», а в 1912 г. в связи с приглашением
С.П.Дягилева оформлять оперу М.П.Мусоргского
«Борис Годунов» для «Русских сезонов» подбирал в
музее исторический материал для декораций
спектакля.
ЛИТЕРАТУРА
Бенуа А.Н. История живописи в XIX
веке. Т.4. Русская живопись. — СПб., 1902.
Бенуа А.Н. Художественные письма.
1908–1917. — СПб., 2006. Т. I.
Гофман И. Александр Головин. — М.,
1981.
|