Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 

Наталия КАРГАПОЛОВА

 

Иконопись

Зал № 15 «Русская культура XIV – начало XV в.»

Зал № 15 «Русская культура XIV – начало XV в.»

Формирование собрания музея было общенародным делом, в котором участвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи». Псков Начало XVI в.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи». Псков
Начало XVI в.

 

Икона «Богоматерь Казанская». Строгановская школа Начало XVII в.

Икона «Богоматерь Казанская». Строгановская школа
Начало XVII в.

 

Коллекция икон начала складываться одновременно с формированием собрания памятников российских древностей Исторического музея. В разные года иконы из своих собраний подарили музею крупные антиквары и коллекционеры Большаков, Силины, Челышкин, Голышев. Иконы в музей поступали от генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, иконописца-коллекционера Чирикова, Бахрушиной, директора музея с 1909 по 1921г. князя Щербатова, первого хранителя Орешникова, помощника хранителя Щепкина, ученого секретаря музея И.М. Тарабрина и многих других. В 1920-х гг. в музей стекаются предметы культа из национализированных частных коллекций, закрытых церквей и монастырей.

Сейчас собрание древнерусской живописи в Историческом музее насчитывает больше пяти тысяч памятников XIV–начала XX в. В нем представлены все крупные иконописные центры России: Новгород, Псков, Москва, Русский Север. Также представлена большая коллекция византийской и поствизантийской иконописи XIII – XIX вв.

Одна из наиболее красивых икон псковской школы из собрания музея написана в начале XVI в. – «Огненное восхождение пророка Ильи». Пророку Илье, ассоциирующемуся с богом Перуном, как подателю воды, охранителю от пожаров и защитнику от голода посвящено много икон. Самые зрелищные из них благодаря ярко-красному цвету и редкой для русской иконописи динамичной композиции написаны на тему восхождения.

По сравнению с простой и монументальной иконой «Огненное восхождение пророка Ильи» икона «Богоматерь Казанская» (начало XVII в.) строгановской школы отличается утонченностью и ювелирной проработкой деталей. Заметно, что иконы принадлежат к разному времени. Большинство строгановских икон писали московские мастера, а на обратной стороне ставилась фамильная метка сольвычегодских купцов и меценатов Строгановых. Именно в мастерских Строгановых в область иконописания было введено разделение труда между иконописцами, возникла узкая специализация: «личник», «доличник», мастер «палатного письма» и т.п. Миниатюрная манера Строгановской школы, названная по-старинному «мелочное письмо», появилась под влиянием западной реалистической манеры письма.

Стремление восстановить начала подлинной, исполненной духовного совершенства церковной живописи привели художников к необходимости изучения основ византийской иконописи, сохраненных в Древней Руси. Возросший интерес к древнерусской иконописи, открытие и новое «прочтение» средневековых произведений обусловили постоянное обращение в музей мастеров, стремившихся в своих работах приблизиться к древнему письму, технике, отделке деталей.

В. Гурьянов. Спас Вседержитель. 1910-е. Частная коллекция

В. Гурьянов. Спас Вседержитель. 1910-е.
Частная коллекция

 

М. Дикарев. Спас Златые власы. Начало XX в. Частная коллекция

М. Дикарев. Спас Златые власы. Начало XX в.
Частная коллекция

 

О. Чириков. Икона «Порфирий Газский Конец XIX в. Частная коллекция

О. Чириков. Икона «Порфирий Газский
Конец XIX в. Частная коллекция

 

Музейное собрание икон и прорисей изучали такие знаменитые палехские и мстерские иконописцы, как М.И. Дикарев, И.С. Чириков, В.П. Гурьянов. Высокое качество их миниатюрного письма сравнивали с художественным и техническим уровнем ювелирных изделий фирмы К. Фаберже. Дикарев и Гурьянов положили начало иконописному и реставрационному предприятию в Москве. Их руками была освобождена из-под поздних записей святыня России — икона Богоматери «Владимирская». В письме от 27 февраля 1906 г. Гурьянов благодарит Забелина за присланные статьи об иконописцах и живописцах: «Они мне очень интересны и полезны для изучения и определения характера иконописи того времени».