ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Наталия КАРГАПОЛОВА
Иконопись
Зал № 15 «Русская культура XIV – начало
XV в.»
Формирование
собрания музея было общенародным делом, в
котором участвовали государственные и
общественные учреждения, монастыри, архивы,
библиотеки, академии, институты, университеты,
издательства. Московская городская дума
передала музею Голицынскую и Чертковскую
библиотеки, крупные пожертвования поступали от
семейств Голицыных, Масальских, Бобринских,
Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых.
Особое внимание уделяли музею меценаты из
купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины,
Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч
предметов, в том числе произведения иконописи,
русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья,
древних рукописей, всех видов прикладного
искусства, подарил музею П.И. Щукин. Коллекции
охотничьего оружия и пистолетов передал
предводитель Нижегородского дворянства
А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг –
ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных
произведений – П.Я. Дашков.
Икона «Огненное восхождение пророка
Ильи». Псков
Начало XVI в.
Икона «Богоматерь Казанская». Строгановская
школа
Начало XVII в.
Коллекция икон начала складываться
одновременно с формированием собрания
памятников российских древностей Исторического
музея. В разные года иконы из своих собраний
подарили музею крупные антиквары и
коллекционеры Большаков, Силины, Челышкин,
Голышев. Иконы в музей поступали от
генерал-губернатора Москвы великого князя
Сергея Александровича, иконописца-коллекционера
Чирикова, Бахрушиной, директора музея с 1909 по 1921г.
князя Щербатова, первого хранителя Орешникова,
помощника хранителя Щепкина, ученого секретаря
музея И.М. Тарабрина и многих других. В 1920-х гг. в
музей стекаются предметы культа из
национализированных частных коллекций, закрытых
церквей и монастырей.
Сейчас собрание древнерусской
живописи в Историческом музее насчитывает
больше пяти тысяч памятников XIV–начала XX в. В нем
представлены все крупные иконописные центры
России: Новгород, Псков, Москва, Русский Север.
Также представлена большая коллекция
византийской и поствизантийской иконописи XIII –
XIX вв.
Одна из наиболее красивых икон
псковской школы из собрания музея написана в
начале XVI в. – «Огненное восхождение пророка
Ильи». Пророку Илье, ассоциирующемуся с богом
Перуном, как подателю воды, охранителю от пожаров
и защитнику от голода посвящено много икон. Самые
зрелищные из них благодаря ярко-красному цвету и
редкой для русской иконописи динамичной
композиции написаны на тему восхождения.
По сравнению с простой и
монументальной иконой «Огненное восхождение
пророка Ильи» икона «Богоматерь Казанская»
(начало XVII в.) строгановской школы отличается
утонченностью и ювелирной проработкой деталей.
Заметно, что иконы принадлежат к разному времени.
Большинство строгановских икон писали
московские мастера, а на обратной стороне
ставилась фамильная метка сольвычегодских
купцов и меценатов Строгановых. Именно в
мастерских Строгановых в область иконописания
было введено разделение труда между
иконописцами, возникла узкая специализация:
«личник», «доличник», мастер «палатного письма»
и т.п. Миниатюрная манера Строгановской школы,
названная по-старинному «мелочное письмо»,
появилась под влиянием западной реалистической
манеры письма.
Стремление восстановить начала
подлинной, исполненной духовного совершенства
церковной живописи привели художников к
необходимости изучения основ византийской
иконописи, сохраненных в Древней Руси. Возросший
интерес к древнерусской иконописи, открытие и
новое «прочтение» средневековых произведений
обусловили постоянное обращение в музей
мастеров, стремившихся в своих работах
приблизиться к древнему письму, технике, отделке
деталей.
В. Гурьянов. Спас Вседержитель. 1910-е.
Частная коллекция
М. Дикарев. Спас Златые власы. Начало
XX в.
Частная коллекция
О. Чириков. Икона «Порфирий Газский
Конец XIX в. Частная коллекция
Музейное собрание икон и прорисей изучали
такие знаменитые палехские и мстерские
иконописцы, как М.И. Дикарев, И.С. Чириков, В.П.
Гурьянов. Высокое качество их миниатюрного
письма сравнивали с художественным и
техническим уровнем ювелирных изделий фирмы К.
Фаберже. Дикарев и Гурьянов положили начало
иконописному и реставрационному предприятию в
Москве. Их руками была освобождена из-под поздних
записей святыня России — икона Богоматери
«Владимирская». В письме от 27 февраля 1906 г.
Гурьянов благодарит Забелина за присланные
статьи об иконописцах и живописцах: «Они мне
очень интересны и полезны для изучения и
определения характера иконописи того времени».
|