УРОК МУЗЫКИ
Татьяна БОНДАРЕНКО,
ИХО РАО, преподаватель ГОУ КШ № 1700
Сочиняем музыкальную сказку
До сих пор
остается открытой проблема организации подлинно
творческого процесса на уроке искусства. Каковы
основные его критерии? Если предположить, что в
начальной форме творчество — это познание, сплав
чувств, желаний и фантазии, то явно должна
прослеживаться «захваченность» ребенка целиком,
а не отдельными сторонами и потенциями, его
стремление пребывать в этом состоянии
бесконечно.
Наблюдая за детьми на уроках музыки, я
давно пришла к выводу, что настоящий творческий
процесс — это своеобразная художественная форма
самопознания и самовыражения. В этой связи
возникает необходимость организации процесса
как «события», в котором ученик и учитель на
равных ищут ответы на волнующие их вопросы,
«соприкасаются и примеривают на себя особое
самоощущение и самосознание человека-творца,
целенаправленно преобразующего мир в
соответствии со своим замыслом». Проявляя
«искреннее незнание» и стремление найти истину
вместе с детьми, педагог формирует благоприятные
условия для проявления детской открытости,
самобытности, чувства «новизны и удивления в
отношении к окружающему миру» (З.Н. Новлянская)
и создает определенное эмоциональное состояние,
будоражащее воображение и темперамент ребенка.
Именно они являются предпосылками для
творчества.
Мы предлагаем учителю одну из форм
такой организации содержания урока музыки —
художественно-творческий диалог,
ориентированный на вариативность, ситуативность
и подвижность условий педагогического процесса.
Его основой является духовное, личностное
взаимодействие между детьми и педагогом,
направленное на активизацию работы
художественного мышления, на творческое
изъявление как ребенка, так и учителя, на
провоцирование выражения их личностного смысла.
Одним из таких событий, создающих
творческую атмосферу на уроке, является
сочинение музыкальной сказки. В данной статье мы
предлагаем свой вариант — сочинение
музыкального фрагмента по мотивам литературного
произведения Т.И. Александровой «Домовенок
Кузька». Желательно, чтобы ребята предварительно
прочитали книгу Александровой на внеклассном
чтении.
Как правило, дети всегда с огромным
интересом погружаются в процесс музыкального
сочинительства и импровизации. Здесь важно, с
какой установкой подходит к данной деятельности
учитель. Для нас творчество не является
средством (например, сделать урок занимательным
и нестандартным), чем-то единичным и утилитарным,
оно не заканчивается сразу после звонка, это
своеобразное «жизнетворчество», способ
совместного проживания и постижения мира,
имеющий ценностную окраску — очередной раз
побудить ребенка к «нравственно-эстетическим
размышлениям» (В.А. Школяр).
С чего начать? К
счастью у детей не возникает такого вопроса,
потому что они знают, начинать надо с самого
главного — с художественной идеи. Обращаемся к
первоисточнику. Прочитав произведение,
школьники понимают, что замысел писательницы не
просто рассказать о приключениях маленького
домовенка. На протяжении всего повествования мы
следили за коллизиями и перипетиями жизни
главного героя, который так усердно и бесстрашно
оберегал свой волшебный сундучок, завладеть
которым хотела вся лесная «нечисть».
Вот и содержательная идея
музыкального произведения — конфликт, борьба
между добром и злом. В основе конфликта лежит
«волшебный сундучок», который и будет в нашей
музыкальной сказке играть роль художественного
символа. Именно он руководит поступками и
поведением наших героев, находясь с ними в
сложной взаимосвязи, определяет направление
движения и развития музыки, является
одновременно и причиной, и следствием. Здесь мы
подходим к самому главному — к выстраиванию
музыкальной драматургии нашего произведения.
Итак, мы определили различные полюса
добра (Кузька и его друзья — девочка Наташа,
Лешик) и зла (Баба-яга и кикиморы болотные) и
определили интонацию сундучка. Что же
символизирует этот ларец? Прочитав рассказы
Т.И. Александровой о домовенке Кузьке, дети
часто сравнивают сундучок с книгой, которая,
правда, не умеет сама говорить, но много
интересного из нее почерпнуть всегда можно. Дети
выдвигают гипотезу — по-видимому, это символ
познания.
В литературном произведении сундучок
постоянно меняет свой вид в зависимости от того,
в каких руках оказывается: попадая к доброму,
творческому человеку, он «сверкает прекрасными
цветами и звездами», а в руках «нечувственных»,
«ненавистных» — «так, невесть что, невзрачная
деревяшка». Так и в музыке — тема сундучка
сочиняется нами так, чтобы в ней присутствовали
«интонационные противоречия». Перед нами как
композиторами возникает первая проблема: как
сочинить главную интонацию сундучка, чтобы в
процессе становления и развития художественного
смысла она изменялась вплоть до перехода в свою
противоположность?
Меня как учителя радует, что ребята в
ситуации поиска смогли воспользоваться своим
музыкальным опытом, вспомнить, как «жила» и
изменялась главная тема в произведениях великих
композиторов, и предложили свое решение
проблемы. Например, знаменитая тема Прогулки из
сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»
трансформировалась в зависимости от того, к
образу какой картины переходил зритель
(слушатель). Дети предложили свой вариант
интонационного развития и изменения темы
сундучка: как только Кузьке (как хранителю
сундучка) будет грозить опасность, интонация
будет звучать взволнованно и вбирать в себя
элементы того образа, который является
источником беды.
Но как же нам показать «образ»
сундучка как символа познания? Очень важно, чтобы
данное понятие — «познание» — раскрывалось в
связи с элементами «чужого» личного опыта и
эмоционально-ценностных отношений.
Что для каждого из вас значит
приобрести новое знание, узнать что-то такое,
чего вы раньше не знали? А какую роль в жизни всех
людей играет познание?
Здесь мнения детей были многообразны:
удивление, интерес, тайна, просветление,
восхищение, восторг, радость (в книге сундучок
тоже ассоциируется с радостью: «говорят, он
радость приносит»), возвышение, жизнь, творчество
и др. Как новое знание расширяет границы самого
человека, то есть делает его богаче, так и музыка
будет расширяться, возвышаться и лучиться
радостью и светом.
Сочиняя лейтинтонацию сундучка, мы
прибегаем к плотной и стройной аккордовой
фактуре (символизирующей объединение всех людей
в многоголосный хор), которая постепенно
поднимается из среднего в верхний регистр,
создавая впечатление восхождения, и динамически
«расцветает» (крещендо от PP к FF) радостью и
восторгом творческого познания. Ребята сразу
слышат эту лейтинтонацию в трансформированном
виде: без движения, аккорды звучат напряженно и
взволнованно, в басу элементы образов зла
(Бабы-яги или кикимор болотных). Как только
появятся образы Наташи и Кузьки, она будет
преобразовываться в свое первоначальное
звучание. При этом образ Наташи мы намеренно
оставляем без комментариев, предоставляя тем
самым каждому выбор в средствах выражения
(ребенок может создать его, так сказать, «по
образу и подобию своему» или своей знакомой,
сестры и др.).
Забегая вперед (именно на это
обобщение дети вместе с учителем в итоге должны
выйти), скажем, что неслучайно сундучок
неразрывно связан с образом домовенка Кузьки:
«Кузькино сокровище», которое он наказывал
«беречь как зеницу ока». Это — своеобразный
символ русской культуры, русской традиции
«сказывания-складывания», обобщенный символ
творческой деятельности человека вообще.
А какой он —
музыкальный образ Кузьки? Обращаемся с детьми к
истокам русского мифологического персонажа, к
представлениям о нем, складывавшимся веками, то
есть окунаемся в духовную традицию народа.
Вырисовывается основная характеристика
«домовенка» — озорство: «прячет от хозяев
потерянные вещи», «заплетает хвосты и косички у
лошадей в конюшне», «хозяев пугает». Причем
озорство без злого умысла, а в назидание людям —
относитесь бережно к своим вещам, любите и
лелейте своих домашних питомцев и т.д.
Несмотря на беспокойный, озабоченный и на
первый взгляд воинственный характер (положение
требует) Кузька оказался «потешным человечком»
(«нос курносый, рот до ушей»), ласковым,
заботливым и добрым (всегда думает о своих
братьях-домовятах Афоньке, Адоньке, Вуколочке,
Лутонюшке и других). Чем же вызвано его
беспокойство и озабоченность? Ведь он не просто
так появился в большом городе, прошел через все
испытания цивилизации (был испуган самолетом,
чуть не окоченел в холодильнике, мыло его
«укусило»), был вырван из своего бытийного
контекста и перемещен в современную
действительность — у него есть очень важная
миссия.
Впервые Кузька предстает перед
читателем и главной героиней, девочкой Наташей, в
образе «игрушечного ежика, которого завели
ключом, и ушли» (небольшой, лохматый, с блестящими
глазами). А еще ребята сразу обращают внимание на
Кузькин говор: «сказывай» (рассказывай),
«свориться» (ссориться), «невразумиха»
(непонятливая), «олелюшечки» (пирожные) и др. В
речи своей он использует поговорки да присказки:
«не красна изба углами, а красна пирогами», «что в
лоб, что по лбу», «сытый голодного не разумеет»,
«волков бояться — в лес не ходить», «мороз не
велик, а стоять не велит». Таким образом, и
внутренний облик домовенка, и внешний («одет он
был в красную рубаху и лапти»), по точному
определению детей, имеет «русский запах».
В процессе обсуждения дети приходят к
выводу, что образ Кузьки нужно передать
обязательно через русскую плясовую, например
камаринскую, в интонации которой соединились бы
все его противоречивые черты характера: озорство
и ответственность, веселость, смешливость и
житейская мудрость. А кто-то из ребят предложил
сочинить интонацию, которая бы ложилась на
русскую народную песню-прибаутку из сказки
Т. Александровой «Домовенок Кузька»: «Комар
пищит / Каравай тащит. / Комариха верещит. / Гнездо
веником тащит. / Кому поем, / Тому добро! / Слава!»
По мнению ребят, она точно передает
внутренний мир Кузьки. В среднем регистре они
сочинили мажорную и шутливую интонацию, где
яркая динамика и быстрый темп, акцентирующее
звукоизвлечение и скачкообразное движение
передают его непоседливость и постоянно
совершаемые им кульбиты, и в то же время все это
исполняется с подчеркнутой важностью (эдакая
основательность и серьезность). Сразу же пробуем
выразить эту мелодию в танце и в песне «Комар
пищит» одновременно. Получается забавно и
смешно, по-доброму.
Однако пора
обратить свое внимание и на олицетворение зла —
Бабу-ягу и кикимор болотных. И здесь дети
сталкиваются с реальным препятствием: как
показать образ Бабы-яги, если она то добрая, то
злая? Действительно, в отличие от известных
сказок («Морозко», «Марья-Маревна», «Василиса
Прекрасная» и другие), где коварство ее очевидно,
здесь она предстает перед нами в разных
ипостасях. Противоречивый образ Бабы-яги показан
через ее неотъемлемый атрибут — избушку. В
сказке их две: для хорошего и для плохого
настроения. Сама Баба-яга принимает в них разные
обличья: то становится гостеприимной,
добродетельной и заботливой «бабулей», ласковой
и нежной («яхонтовый мой», «чадушко мое
бриллиантовое», «дитятко милое», «утютюшечка
драгоценненький»), просто красавицей, то грубой,
ворчливой и даже жестокой («отыщу, отомщу, догоню
и съем»).
Почему автор изобразил ее таким
образом? Как нам распознать ее истинное лицо и
намерения? Какую найти для нее интонацию? Отвечая
на эти вопросы, важно, чтобы дети исследовали
сложность и неоднозначность жизненных явлений,
чувств, поступков людей. И, оказывается, если у
человека чистые помыслы, то ему не надо принимать
разные обличья, он остается самим собой в любой
ситуации. Человек же со злым умыслом зачастую
всеми правдами и неправдами добивается своей
цели.
Намерение у Яги одно — завладеть
волшебным сундучком для своих корыстных целей, а
еще — властвовать над другими («пусть нам все
завидуют», «станут просить, не всякому покажем, а
тому, кто ниже всех поклонится», «нам радость,
другим — горе»). Поэтому мы решили с детьми найти
для нашего отрицательного персонажа слащавую,
приторную (она и готовила Кузьке одни только
сладости), «красивенькую» интонацию, своим
звучанием воспроизводящую атмосферу фальши и
искусственности. Смысл диктует и
соответствующие средства выразительности:
заискивающая мелодия, то вскарабкивающаяся
вверх, то внезапно падающая вниз (несоответствие)
на фоне остиннатного баса (готовящийся заговор,
недобрый замысел), атональное звучание и
отсутствие динамических контрастов
(подчеркнутое лицемерие).
Совсем иного характера кикиморы болотные.
Их злонамерения не прячутся под маской доброты и
заботливости. Они глупы, прилипчивы, некрасивы, и
во внешнем облике их нет определенности («тощие,
длинные, плоские, корявые, головы с кулачок, то
лысые, то лохматые, то серые, то зеленоватые, один
глаз на боку, другого не видать, зато рук по три,
по пять»). Решаем с ребятами найти для них
интонацию простенькую, незамысловатую —
своеобразную дразнилку и соответствующие
средства выразительности.
Мы не наделяем образ кикимор
выразительной мелодией, а сочиняем его как набор
диссонирующих секунд и больших септим,
увеличенных интервалов и трезвучий без
разрешений, при этом они скачут по всей
клавиатуре в хаотическом движении. Ритмический
рисунок мы взяли у знаменитой дразнилки «Федя
Медя»: «Федя Медя — требуха, съел корову и быка, и
пятнадцать поросят, только хвостики висят».
Итак,
взаимодействие всех сочиненных нами образов
выстраиваем по законам музыкальной драматургии:
как столкновение и борьбу противоположных
полюсов, где любое изменение того или иного
образа, интонации продиктовано развертывающимся
смыслом.
А смысл такой — добро ведет борьбу со
зримым, а зачастую и с незримым злом. Что касается
зримого зла — это понятно, а как быть с незримым?
Будет огромной победой учителя, если дети в
выстраивании драматургии обострят внутренний
конфликт главного героя: преодоление самого
себя, своих слабостей (вспомним хотя бы, как
Кузька соблазнился сытой, спокойной и
беззаботной жизнью у Бабы-яги, даже на какое-то
время забыл о своем сундучке). И только мысль о
других (о друзьях, о доме, о других людях)
позволила ему укрепиться в своем добром
намерении, пройти через все испытания (коварство
и зло просто так не сдает своих позиций) и донести
заветный сундучок людям.
Можно в конце
урока задать детям следующие вопросы: почему
Домовенок пришел со своим волшебным сундучком
именно к людям? Почему он передал его девочке,
ребенку? В чем великая тайна и сила сундучка?
Почему лесной нечисти он не открывался?
(Духовное, чистое начало творчества, познания,
культуры в целом.) И т.д.
Очень важно, чтобы в процессе
сочинения музыкальной сказки дети вышли на
понимание того, что все, что они делали, то есть
искали и находили нужную форму и средства,
необходимо было для выражения содержания музыки.
А содержание музыки и есть наши чувства, мысли,
представления, отношения, жизненные оценки
явлений, поступков — неоднозначные, живые,
постоянно меняющиеся.
Значит, по сути, мы не просто сочиняли
музыку, мы выражали и открывали в ней самих себя.
|