Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

 

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

КОЛОСС РОДОССКИЙ

Продолжение. См. № 3, 8, 9, 10, 12/2008.

Мы воссоздаем статую бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известную под названием Колосса Родосского и считавшуюся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Колосс Родосский. Реконструкции

Колосс Родосский. Реконструкции

Колосс Родосский. Реконструкции

 

Статуя Зевса Олимпийского (см. № 9/2008) имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос — в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс — так называли греки все крупные статуи — простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения.

Греческий бог Гелиос (в центре)

Греческий бог Гелиос (в центре)
Фрагмент мозаики пола в древней синагоге Бейт-Альфа с изображением знаков зодиака

 

Статуя исчезла, но в памяти людей остались слова «колосс» и «колоссальный», а также пословица «колосс на глиняных ногах», подразумевающая недостаточно прочное основание для чего-либо грандиозного (теории, проекта, славы, государства).

Поскольку полностью достоверных сведений о том, как выглядела статуя, нет, имеются только ее изображения на античных монетах, учащимся предлагается изучить историю создания статуи, рассмотреть ряд исторических проектов ее реконструкции, сделать их критический разбор и выбрать приемлемый вариант собственной реконструкции, включающий определение количества опорных точек статуи, одежду, позу, положение рук и пр.

Основная цель занятий по этой теме — воссоздание не только внешнего вида, но и элементов технологии сооружения колосса: железного каркаса на трех опорах, бронзовой облицовки, позолоты частей статуи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями колосса на античных монетах и рисунки реконструкций статуи, которые можно найти в научно-популярных изданиях (разные варианты: с венцом и без, на пьедестале и без него, с широко расставленными над проливом ногами и кораблями, проплывающими между ними, с зажженным факелом в руке и др.), бумага, карандаш, проволока, пластилин, ножницы, бронзовая краска, золотая фольга, мука, кисти, тряпка, баночка для воды.

 

УРОК 1
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРКАСА СТАТУИ ГЕЛИОСА

1. Вступительная беседа

На острове Родос (острове роз) имелись две памятные статуи. Одну из них, появившуюся первой и посвященную богу войны Аресу, население ненавидело. Она явилась побудительной причиной для создания второй, знаменитой на весь мир, посвященной покровителю острова богу солнца Гелиосу.

Исторические сведения в помощь учителю

История появления на острове статуи бога Ареса связана с войной, которую родосцы вели с царицей Галикарнаса Артемиссией, известной нам по предыдущему занятию (см. № 12/2008). Галикарнас и Родос были соперниками в морской торговле. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что оба они располагались на полпути из Египта в Грецию. Вопрос, куда зайдут купеческие корабли за водой и продовольствием в обмен на часть товаров, был вопросом процветания города. Разрушение одного из портов означало большую выгоду для другого. Зачинщиками войны явились родосцы, посчитавшие, что смерть царя Мавсола (около 353 г. до н.э.) оставила страну беззащитной, так как безутешная вдова ничем, кроме строительства его гробницы, заниматься не в состоянии.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря Мраморный барельеф из Трои

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

 

И родосские воины, прибывшие на боевых кораблях в Галикарнас, сразу поверили в искреннюю радость встретившего их населения. Воинам не сопротивлялись, наоборот, их всех приглашали на пир в дома галикарнасцев. Оставив корабли, воины разошлись по гостям, где и были перебиты хозяевами, выполнявшими приказ своей коварной царицы. Царица, посадив на родосские корабли свой военный десант, отправила его на Родос, где появление «своих» не вызвало ничего, кроме радости, до тех пор, пока неожиданно сошедшие с кораблей воины Артемиссии не учинили жестокий разгром города и порта. В память о своей победе Артемиссия повелела установить на острове статую бога войны Ареса.

Родосцы не посмели совершить святотатство — разрушить эту статую, но обнесли ее высокой стеной, скрывшей Ареса от глаз, и постановили больше не воевать никогда, заниматься лишь мирной торговлей. Выдерживая свою мирную политику, они отказались в 305 г. до н.э. вступить в войну, которую вели между собой полководцы Александра Македонского после его смерти. Вследствие этого отказа Антигон Одноглазый, ставший царем Фригии, послал своего сына Деметрия с войском на Родос, чтобы силой склонить островитян присоединиться к его действиям против царя Египта Птолемея.

Порт г. Родоса. Здесь предположительно стоял Колосс Родосский

Порт г. Родоса. Здесь предположительно стоял Колосс Родосский

 

Войска Деметрия, прозванного Полиоркет, то есть Градоосадитель, были оснащены новейшими изобретениями военной техники: таранами, баллистами (камнеметами) и гигантской гелеполой — многоярусной 40-метровой башней на колесах, приводившейся в движение 3400 воинами. На гелеполе были и таран, и камнеметы, и лучники. Защищенная броней из шкур животных и щитов, гелепола вплотную подошла к городской стене и пробила в ней брешь.

Оставив штурм на следующий день, Деметрий дал войскам ночной отдых, а жители города за ночь вылили к подножью башни такое количество воды, что размыли глинистую почву, превратив ее в вязкую грязь. Утром обнаружилось, что придвинутая вплотную к стене гелепола не только завязла в этой грязи, но и закрыла собой пробитое ранее отверстие. Осада зашла в тупик. Деметрий, призванный отцом воевать в другом месте, заключил с родосцами мир и покинул остров, оставив всю боевую технику.

Гелепола

Гелепола

 

Автором хитроумного плана спасения был инженер Диогнет. Благодарные жители подарили ему по его просьбе гелеполу, и он установил ее на главной площади города с надписью «Диогнет посвящает народу этот дар». Установка данного монумента натолкнула родосцев на мысль заменить его статуей, знаменовавшей собой их победу, статуей покровителя острова Гелиоса. Деньги на металл собрали, продав все трофейные осадные орудия вместе с гелеполой («даром народу»).

Остров Свободы. Нью-Йорк

Остров Свободы. Нью-Йорк

 

Автором статуи стал скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа, украшавшего когда-то храм Артемиды в Эфесе. Гигантскую статую решили отлить из бронзы, а для экономии металла придумали новый способ — сделать ее полой, на каркасе. Предварительно Харес выбрал место, где из земли выступали три каменных столба (скалы из песчаника). Это были точки опоры статуи. Он соединил их железными поперечинами, сделал раму-каркас, чем-то похожую на человеческий скелет, к которому кусок за куском приклепал бронзовое тело колосса. 

Баллиста (камнемет) Таран-черепаха

Баллиста (камнемет)

Таран-черепаха

 

Чтобы следить за правильностью работы, Харес изготовил копию конструкции в человеческий рост, разделил ее на куски, а каждый кусок увеличил в двадцать раз, полировал и укреплял в нужном месте. По мере роста статуи в высоту вокруг нее делали насыпь и работали на ней. В конце 12-летнего периода строительства из песчаной горы торчали лишь лучи венца. Затем насыпь раскопали, и сверкающая статуя предстала во всей красе. Отражаясь на позолоченном лице, солнце пускало ослепительные снопы света во все стороны. С кораблей в море издали было видно это сияющее лицо.

Слава о творении Хареса разнеслась по греческому миру, родосцы гордились колоссом и чеканили его изображение на своих монетах.

Ф. Бартольди и Г. Эйфель. Статуя Свободы

Ф. Бартольди и Г. Эйфель. Статуя Свободы
1886. Нью-Йорк

 

Землетрясение разрушило это шестое чудо света уже через полвека после создания. Несмотря на то что землетрясение было очень сильным, разрушившим всё на Родосе, ученые считают, что колосс мог бы устоять, если бы вместо скал из песчаника опирался на железные стержни, врытые в землю. Скалы оказались хрупкой опорой («глиняными ногами») и треснули от подвижек земли, вызвав наклон и падение статуи.

Но и лежащий на земле колосс удивлял паломников, с трудом обнимавших его пальцы, забиравшихся внутрь полых кусков, как в пещеры. Колосс пытались реставрировать. По всему греческому миру собирали деньги и металл. Это была первая в истории попытка воссоздать памятник культуры, который стал считаться международным достоянием. Но не нашлось инженера, у которого хватило бы знаний сделать расчеты, гарантировавшие устойчивость статуи. Сейчас это мог бы сделать студент технического вуза.

Возродить колосса в реальности не удалось, но были попытки запечатлеть его в рисунках, часто фантастических, не имевших достоверных подтверждений.

Попыткой напомнить миру о колоссе Родосском стала знаменитая статуя Свободы, подаренная Францией Соединенным Штатам Америки на столетний юбилей их государства. Статуя Свободы на 10 метров выше, установлена на высоком пьедестале, выполнена из стали, на ее голове — лучистый венец, в руке — факел. Внутри полой статуи есть лифт, а на голове устроена смотровая площадка. Статуя Свободы установлена у входа в порт Нью-Йорка и поэтому тоже может считаться своеобразным маяком.

Ученикам можно предложить перечислить детали, роднящие ее с колоссом и отличающие от него.

2. Изготовление каркаса статуи

1. Исходя из пропорций человеческого тела мы на листе бумаги делаем небольшой схематичный рисунок человека. Рост — 8 см, голова — 1/8 от роста, туловище и шея — 3/8, ноги — 4/8, руки — 4/8 (1).

(1)

2. По этому контуру начинаем выгибать проволочный каркас: голова, левая рука, туловище, левая нога, подпорка, правая нога, туловище, правая рука  (2).

(2)

Рассмотрев все предлагаемые позы статуи Гелиоса, ребята выбирают самую приемлемую, когда конструкция имеет три точки опоры. Так как лицо статуи служило маяком, не подходит вариант с рукой, поднятой к глазам, она мешает; не подходит вариант с факелом, так как нет упоминаний о том, что его зажигали. Вариант колосса, стоящего у пролива, широко расставив ноги, сквозь которые проходили корабли, также ошибочен, так как точно известно, что статуя стояла на площади города.

3. Теперь двойные проволочки скручиваем, придавая каркасу жесткость (3).

(3)

 

УРОК 2
ЛЕПКИ СТАТУИ ГЕЛИОСА

1. Обмазываем каркас пластилином любого цвета, обращая внимание на формы тела. Так как мужская фигура имеет широкие плечи и узкие бедра, к туловищу можно прикрепить два пластилиновых треугольника спереди и сзади.

2. Готовую фигурку крепим на пластилиновое основание.

3. Из тонкого пластилинового прямоугольника вылепливаем плащ, аккуратно закладывая складки, и крепим его на бедра нашей фигурки, перекидывая через одну ее руку и закрывая складками подпорку (4).

(4)

 

УРОК 3
ОКРАШИВАНИЕ СТАТУИ

1. Продолжаем работу с пластилином. Прикрепляем на голову статуи венец из семи лучей.

2. Когда фигурка готова, покрываем ее для обезжиривания мукой, обмахиваем сухой кисточкой и покрываем бронзовой краской. Если ее нет, то подбираем нужный тон гуаши. Затем золотой краской или лаком покрываем статуе венец и лицо.

3. Подведение итогов урока, обсуждение работ.

Возможно, что кто-то из учащихся по разным причинам сделает фигурку без проволочного каркаса. Тогда все воочию смогут убедиться, что эта работа непрочна и неустойчива. Так в ходе работы дети на практике поймут необходимость каркаса и подпорки даже у восьмисантиметровой статуи, не говоря уже об исполине высотой 36 метров.

Можно провести на уроке эксперимент, продемонстрировать вариант использования статуи как маяка. На выложенное золотой фольгой лицо статуи направляется свет небольшого фонаря. Отраженный от фольги свет создаст своеобразное «сияние».

Продолжение следует