АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена КНЯЗЕВА
АНТОНИО ГАУДИ
Мы наделены чувством пластичности,
которое позволяет воспринимать объекты
как единое целое. Море и средиземноморское
освещение определяют это качество,
и потому объекты не вводят в заблуждение
каталонцев,
а обучают их.
Антонио Гауди
1852–1926
|
|
Здания,
построенные всемирно известным испанским
архитектором Антонио Гауди-и-Корнетом, — гимн
Каталонии и ее столице Барселоне, в которой он
учился, работал, создавая фантастический стиль, и
похоронен в своем незавершенном творении —
храме Саграда Фамилия.
Архитекторы модерна, к которым
относится Гауди, владели бо'льшим количеством
художественных и технологических приемов, чем
мастера высоких стилей прошлого. Традиционная
стоечно-балочная конструкция из дерева и камня в
разные времена благодаря вариациям декора и
пропорций строго выражала общественные
интересы. По сравнению с этим архитектура
модерна была высокотехнологичной, органичной,
индивидуальной и, как правило, национальной.
Французское и бельгийское ар нуво, германский
югендстиль, австрийский сецессион, итальянский
либерти, северный и русский модерн несут на себе
стилевые особенности местной природы и культуры.
В Барселоне во многом благодаря
творчеству Антонио Гауди родился каталонский
вариант испанского модерна. Чтобы понять суть
этого явления, почувствовать красоту и
величественность замысла, нужно обратиться к
истокам.
КАТАЛОНЕЦ – ЗВУЧИТ ГОРДО
Каталония, историческая область
Испании, сейчас имеет статус национальной
автономии. Кто только ни стремился поселиться в
северной части Пиренеев — кельты, карфагеняне,
римляне, вестготы, арабы, франки. Собственно
история Каталонии начинается с провозглашения в
X веке независимости графства Барселонского
Борелем II. В ту пору Каталония превратилась в
крупную морскую державу.
В память о средиземноморском
могуществе Каталонии Антонио Гауди изобразил
дельфина и королевскую корону на мозаике над
входом во дворец Бельэсгуард («Прекрасный вид»).
Архитектор перестроил его (1900–1905) в дом-виллу для
Марии Сагес в неоготическом стиле, создав
миниатюрный средневековый замок. Личность
одного из владельцев дворца — последнего короля
каталонской династии Мартина I Гуманного (ум. в
1410), повелевшего посадить в саду все деревья и
цветы, произрастающие в королевстве, — также
вдохновляла Гауди, который исходил окрестности
Барселоны, изучая флору и фауну родного края. У
каталонцев особые отношения с природой: они
настолько ощущают себя частью окружающего мира,
что суровое величие природы формирует их гордый
характер.
Дворец Бельэсгуард. Мозаика над
входом
Каталонцы в течение многих веков
отвоевывали свою независимость в борьбе с
объединенным королевством Испании, с Наполеоном
и в XX веке — с франкистами.
Антонио Гауди был каталонцем до мозга
костей и говорил только по-каталонски, поэтому на
строительной площадке требовался испанский
переводчик. Этот язык, близкий по звучанию к
лангедокскому диалекту французского (четыре
века Каталония и Прованс составляли одно
государство), монастырь Монтсеррат с черной
Мадонной, Саграда Фамилия, художники Дали,
Пикассо, Миро, футбольный клуб «Барселона» — все
это символы каталонской самобытности.
Во второй половине XIX в. Барселона
вновь становится крупнейшим портом на
Средиземном море, центром текстильной
промышленности и машиностроения. Начинается
каталонское возрождение — благодатная почва для
взращивания национальных талантов. В 1888 и 1929 гг.
здесь проводятся Всемирные выставки. Каталонцы
требуют политической автономии и большей
свободы культурного выражения.
РОЖДЕННЫЙ СТРОИТЬ
Чаще всего талантливый человек
опережает свое время, и его произведения
получают достойную оценку лишь после смерти.
Творчество Гауди — тот счастливый случай, когда
люди и обстоятельства способствовали воплощению
смелых замыслов архитектора. С детства Гауди
знал, зачем пришел в мир, и, несмотря на слабое
здоровье (акушерка прочила ему всего три года
жизни), одержимо, как истинный каталонец,
следовал своему предназначению.
Ограниченный в движениях артритом,
Антонио наблюдал окружающую жизнь, учился
думать, рисовать, молился. Изредка мать возила
его в собор Пресвятой Девы Марии. Именно в
детстве была заложена одна из неотъемлемых
особенностей творчества Гауди — внимание к
деталям и умение замечать интересное в
обыденном.
Город Реус, где родился Гауди, в
середине XIX в. ставили в один ряд с Лондоном и
Парижем из-за развитого индустриального
производства и торговли. Кроме того, город
отличался живой и самобытной местной культурой.
В то время кустарные изделия пользовались
меньшим спросом, чем промышленные, и между
новаторами и традиционалистами постоянно
возникали разногласия. К традиционалистам
относил себя отец Гауди, потомственный медник и
противник промышленного производства.
Карта Испании с постройками Гауди:
1 – Дом Висенса; 2 – Саграда Фамилия; 3 –
Усадьба Гуэля; 4 – Дворец Гуэля; 5 – Школа св.
Терезии; 6 – Дом Кальвета; 7 – Крипта в колонии
Гуэля; 8 – Бельэсгуард; 9 – Парк Гуэль; 10 – Усадьба
Миральеса; 11 – Дом Батльо; 12 – Дом Мила; 13 – Эль
Капричо;
14 – Епископский дворец в Асторге; 15 – Дом
Ботинеса; 16 – Винные погреба Гуэля;
17 – Скульптурный ансамбль в монастыре
Монтсеррат; 18 – Собор в Пальма-де-Майорке
В роду Гауди были «дед — бондарь,
другой — моряк, и все остальные — кузнецы».
Казалось бы, Антонио будет трудно вырваться из
круга семейных предпочтений. Он много времени
проводит в мастерской отца среди перегонных колб
и медных котлов. Так была заложена еще одна грань
творчества архитектора — хорошее знание
различных материалов и технических процессов.
Когда Антонио было 17 лет, он с братом
Франческо, будущим медиком, переехал в Барселону
(чтобы дать сыновьям образование, отец продал
несколько земельных участков из семейных
владений).
«ПОХОЖЕ, ТЕПЕРЬ Я АРХИТЕКТОР»
В Барселоне, в Высшей технической
школе архитектуры, будущие архитекторы изучали
технические дисциплины и слушали лекции по
философии, истории, археологии, экономике и
эстетике, чтобы чувствовать себя на равных не
только с прорабами — maestros de obras, но и с
высокообразованными заказчиками. На волне
национального возрождения молодые специалисты
нового типа должны были включаться в реставрацию
церквей, монастырей, старинных дворцов, в
расширение городского пространства во славу
Каталонии.
Большое влияние на формирование
взглядов и вкусов Антонио Гауди оказали: книга
«Семь светильников архитектуры» Джона Рёскина,
считавшего, что «орнамент — начало архитектуры»;
«Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI
вв.» Виолле-ле-Дюка и его призыв учиться на старых
образцах, творчески перерабатывая их, и труды
Уильяма Морриса о художественной промышленности
и синтезе искусств.
Гауди совмещал учебу с работой в
архитектурных мастерских, где набирался
практического опыта, завязывал профессиональные
знакомства. Из-за этого он часто пропускал лекции
и, будучи по характеру резким и нелюдимым, давал
понять профессорам и сокурсникам, что не
озабочен систематическим образованием и
равнодушен к общепринятым нормам. Такое
поведение и вместе с тем явные способности юноши
ставили педагогов в тупик: как относиться к
своенравному студенту — как к гению или как к
сумасшедшему?
Студенческие работы Гауди: проекты
актового зала университета, морского причала,
фонтана для Пласа де Каталуниа, крытого двора
Администрации провинций, ворот кладбища, фонтана
на Пласа Реал (всё для Барселоны) — показывают,
что архитектор увлекался готикой и стремился к
естественным формам в противовес
прямолинейности классицизма.
Спонсор публикации статьи: архитектурно-дизайнерская студия "Archdizart group". Студия Бориса Александрова и Регины Александровой, имеющих профильное высшее образование и опыт работы в соответствующей области оказывает услуги в сфере архитектурного проектирования и дизайна интерьеров жилых помещений, офисов, бизнес-центров, магазинов, ресторанов, торгово-развлекательных и гостиничных комплексов. На портале archdizart.ru Вы можете заказать разработку дизайна интерьера в Москве, регионах России и зарубежья, получить квалифицированную консультацию специалистов, посмотреть цены на указываемые услуги, а также узнать самые интересные новости архитектуры и дизайна. Доверьте разработку концепции и проекта оформления Вашего помещения профессионалам из "Archdizart group", и, уверены, результат Вас не разочарует!
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО АРХИТЕКТУРЫ
ГАУДИ
В творчестве Гауди много
архитектурных цитат, но они использованы так
тонко и так незаметны в океане авторской
фантазии, что не ассоциируются с
подражательством. В этом случае речь идет о
традициях средиземноморской культуры, которые
архитектор впитывал с детства. В Испании можно
увидеть почти все исторические стили мировой
архитектуры: античный римский, готику, Ренессанс,
барокко.
Испанские архитекторы эпохи
Возрождения создали стиль платереско (исп. —
«ювелирный, чеканный»), в котором на готические и
ренессансные фасады ковровым способом
накладывался узорчатый декор. Для зданий в
мавританском стиле мудехар (по названию
оставшихся на Пиренейском полуострове арабов)
были характерны орнаментальная кирпичная
кладка, подковообразные арки, сводчатые
перекрытия, цветные изразцы, резьба по алебастру
и стуку (искусственному мрамору).
Первый же реализованный архитектурный
проект Гауди — дом для владельца кирпичных
заводов Мануэля Висенса-и-Монтанера (Каса
Висенса. 1883–1888), напоминающий дворец из сказок
«Тысячи и одной ночи», отразил представления
архитектора о комфортном семейном особняке,
оберегающем частную жизнь и предоставляющем
возможность постоянного общения с природой.
Сад вокруг дома Висенса. Фотография
1925
План дома Висенса
Дом Висенса. 1883–1888
Дом поставлен на заднем плане участка,
из-за чего сад кажется больше, чем он есть на
самом деле. Здесь Гауди многое попробовал
впервые:
• спроектировал оригинальное
сочетание геометрических пространств: в нижней
части — горизонтальные членения двух первых
этажей в испанском стиле, в верхней части —
вертикальные плоскости в стиле мудехар;
• скомпоновал жилые помещения вокруг
нежилого центра — оранжереи;
• скрыл обычную прямоугольную форму
кирпичного дома за эркерами и кафельным декором
гладких участков стены. Оформляя керамической
плиткой дома, Гауди стал законодателем моды в
каталонской архитектуре, а Висенс получил много
заказов на керамическую облицовку;
• открыл крышу для свободного доступа
и поставил на ней и в угловых башнях скамейки;
• начал опыты со световыми и
воздушными фильтрами в поисках средств для
оптимальной вентиляции и увлажнения воздуха в
здании;
• использовал в интерьере
традиционный каталонский свод, где аркообразная
форма была создана расположенными консольно и
покрытыми металлическими пластинками слоями
плиток.
Особо нужно отметить трепетное
отношение Гауди, как и большинства мастеров
модерна, к растительному орнаменту, вдохновение
для создания которого он находил везде: «Когда я
проводил первые замеры участка, земля под ногами
была полностью покрыта теми самыми желтыми
цветами — бархатцами, которые я использовал в
качестве декоративного мотива для керамики.
Пышная пальма тоже была здесь, она и подвигла
меня к созданию мотивов для ворот и дверей дома».
Постепенно строения Гауди становились
сложнее и необычнее, но архитектор использовал
недорогие строительные технологии (например,
кирпичную кладку), традиционные ремесла —
керамику, кузнечное и столярное производства для
создания причудливых
органично-натуралистических образов, поэтому
отбоя от заказчиков не было, ведь этим заказчиком
(и, таким образом, вдохновителем) нового стиля
стала богатевшая, стремившаяся выделиться
буржуазия.
Сохранилось восемнадцать построек
Гауди, среди которых замечательные дома
Ботинеса, Кальвета, Батльо, Мила в стиле
каталонского модерна (читай — Гауди),
продолжившие славные традиции испанской
архитектуры.
ДРУЖБА ДЛИНОЙ В СОРОК ЛЕТ
Эусебио Гуэль-и-Басигалупи (с 1910 г.
граф) увидел проекты Антонио Гауди на Всемирной
выставке в Париже в 1878 г. и, вернувшись в
Барселону, разыскал архитектора. Так началась
дружба, длившаяся сорок лет.
Фабрикант текстиля и судовладелец,
Гуэль был человеком новой формации, под стать
русским купцам начала XX в., — образованным,
стремящимся к преобразованиям, меценатом, в доме
которого поэты и художники обсуждали творческие
проблемы. Он дал Гауди самое главное для творца —
свободу самовыражения. Архитектор построил для
Гуэля с 1884 по 1917 г. много прекрасных сооружений:
поместье (Финка Гуэль), дворец (Паласио Гуэль),
винные погреба, крипту в колонии Гуэля и парк. В
свою очередь, в 1911 г. Гуэль устроил большую
выставку Гауди в Париже, но архитектор,
поглощенный новыми проектами, не приехал на
открытие.
Эусебио Гуэль-и-Басигалупи
Парк Гуэль в квартале Мунтания Пелада
(исп. — «крутая гора») задумывался как элитный
поселок для каталонской буржуазии, но из-за
удаленности от центра люди отказывались здесь
жить. Своими волнистыми очертаниями место
напоминало Гауди знакомую с детства гору
Монтсеррат. О постройках парка можно сказать, что
они словно созданы самой природой. Украшающие их
мозаики из осколков стекла, битой посуды и
бракованных изделий каталонских мастерских
подобны сюрреалистическим картинам и коллажам
будущего. В строительстве парка воплотилось все
мастерство архитектора, декоратора, инженера и
планировщика.
Гуэль и Гауди поселились в особняках
на территории парка и встречались каждый день.
Гауди ухаживал за престарелым отцом и больной
племянницей, впоследствии вспоминая это время
как самое гармоничное в жизни. Когда умерли
родные, а потом и Гуэль, Гауди покинул особняк и
переселился в мастерскую рядом с криптой в
соборе Саграда Фамилия (Святого Семейства),
строительство которого он возглавил в 1883 г.
Дом Кальвета. 1898–1900
Собор стал своеобразной
автобиографией Гауди, в котором воплотились
многие индивидуальные приемы мастера, найденные
в процессе творчества. Последние годы он жил
храмом, создавая и изменяя детали, совершенствуя
проект. «Мой заказчик никуда не торопится», —
говорил Гауди. Он хотел создать образ рая, «когда
исчезнут углы и материя щедро предстанет в своих
астральных округлостях, и солнце проникнет сюда
со всех сторон». Оценивая большой объем работ,
Гауди стремился обеспечить чертежами и
гипсовыми моделями строителей на двести лет
вперед. Он не продолжал строительство по
горизонтали, а хотел завершить фасад Рождества,
чтобы оставить последователям точную картину
своего замысла.
Дом Ботинеса. 1891–1894
Привлекательный голубоглазый блондин,
Гауди в молодости пытался примерить образ денди,
что было естественно, если иметь в виду его
«высоких» заказчиков. Но очень скоро он оставил
все, что мешало занятиям архитектурой, в том
числе пренебрег и личной жизнью. В последние годы
Гауди по воскресеньям гулял по берегу моря,
беседуя с молодыми архитекторами. От его седин и
внимания аудитории веяло духом античных школ.
Дом Батльо. 1904–1906
Антонио Гауди скончался в 74 года, через
три дня после того, как был сбит трамваем. Жители
Барселоны устроили пышные похороны великому
зодчему, «самому каталонскому из всех
каталонцев». Правительство и церковные иерархи
дали разрешение похоронить Гауди в крипте
незаконченного собора.
«То, что я видел в Барселоне, было
творением человека потрясающей энергии, веры и
технических способностей, воплощенных в
каменных изваяниях. В его руках любой камень
обретает жизнь… Гауди — архитектор с большой
буквы, непревзойденный знаток камня, железа,
кирпича», — сказал о коллеге другой знаменитый
архитектор, Ле Корбюзье.
|