Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Владение Арнхейма

 

РЕНЕ МАГРИТТ
ВЛАДЕНИЕ АРНХЕЙМА
1962. Коллекция Жоржетты Магритт, Брюссель

 

Многие исследователи говорили о том, что творчество Магритта имеет тесную связь с литературой, и это на самом деле так. Даже друзья его в большинстве своем были из среды поэтов, а не художников, как того следовало бы ожидать. Достаточно всего лишь взглянуть на названия картин, чтобы обнаружить в них многочисленные аллюзии на литературные произведения. Разумеется, речь не идет о прямом иллюстрировании, скорее о воплощении эмоций художника.

«Владение Арнхейма» — один из таких примеров. Эту картину (существующую в нескольких вариантах) можно назвать знаком восхищения художника творчеством Эдгара По. В одноименном рассказе американского писателя, очень похожем на стихотворение в прозе (правда, его чаще переводят как «Поместье Арнгейм»), речь идет о молодом человеке, бросившем вызов природе и собственными руками создавшем в своем имении удивительные, идеальные ландшафты, приводившие в восхищение каждого, кто имел возможность их увидеть.

Пустая страница

Пустая страница
По мотивам «Книги» С. Малларме. 1967. Частная коллекция

 

Есть там, в частности, такой пассаж: «…в природе не существуют сочетания элементов пейзажа, равного тем, что способен сотворить гениальный живописец. Не сыщется в действительности райских мест, подобных тем, что сияют нам с полотен Клода. В самых пленительных из естественных ландшафтов всегда сыщется избыток или недостаток чего-либо — многие избытки и многие недостатки. Если составные части и могут по отдельности превзойти даже наивысшее мастерство живописца, то в размещении этих частей всегда найдется нечто, могущее быть улучшенным. Коротко говоря, на широких естественных просторах земли нет точки, внимательно смотря с которой взор живописца не найдет погрешностей в том, что называется «композицией» пейзажа».

Сложно сказать, был ли Магритт согласен с этим утверждением, но его «Владение Арнхейма» демонстрирует то самое абсолютно идеальное сочетание природных элементов, о которых говорит По.

«Мысль о природе оставалась, но характер ее казался подвергнутым изменениям, жуткая симметрия, волнующее единообразие, колдовская упорядоченность наблюдались во всех ее созданиях... резкость линий восхищала взор, хотя и приводила в растерянность…» Нет, художник не воспроизвел на холсте ни один из описанных в рассказе пейзажей. На его картине изображены величественные горы, одна из которых напоминает своими очертаниями орла с распростертыми крыльями. Тонкий серп месяца озаряет окрестности неверным мерцающим светом. На переднем плане на небольшой каменной стене лежит гнездо с тремя яйцами. Не их ли осеняет каменная птица своими мощными крылами?

Великанша. По мотивам стихотворения Ш. Бодлера. 1929–1930. Музей Людвига, Кельн

Великанша. По мотивам стихотворения Ш. Бодлера.
1929–1930. Музей Людвига, Кельн

Вообще «образ» яйца довольно часто встречается в работах Магритта, традиционно символизируя некое новое начало, зарождение жизни. В рассказе По упоминается о вратах, ведущих в «Арнгеймский Эдем». Возможно, в данном случае гнездо с яйцами на каменной приступке может отмечать грань, за которой возникает удивительный и торжественный новый мир. Впрочем, интерпретировать картины Магритта — занятие неблагодарное. Зато каждый увидит во «Владении Арнхейма» что-то свое, и не исключено, что отыщет там новые смыслы, о которых не подозревал и сам художник.