Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКИЙ СЕВЕР

 

Марина МЕЛЮТИНА,
зам. директора по науке
Кенозерского национального парка,
г. Архангельск

 

Драгоценное наследие

Русский Север в духовно-религиозном пространстве России занимает особое положение. В разные исторические времена здесь были возведены замечательные памятники деревянного и каменного зодчества. Уникальны по своему архитектурному строению как Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря (XVI в.), так и маленькая часовня в сельской местности. Расположение храмов сопрягалось с неповторимым природным окружением: жемчужное северное небо, «тональное пространство зелени», гладь или трепетное волнение воды располагали к особенному умонастроению.

Внутреннее убранство храмов Русского Севера (прежде всего памятников деревянной архитектуры) включает особое перекрытие потолка — «небо», не имеющее аналогов в русской культуре. «Небо» — это своеобразная конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу. Она зафиксирована в деревянных храмах Русского Севера с XVII века. Ее появление тесно связано с расцветом монументальной живописи в каменных храмах и общей тенденцией к усилению декоративности культового интерьера.

Купол Свято-Троицкого храма в Пскове

Купол Свято-Троицкого храма в Пскове

 

Значительная часть росписей северного «неба» сохранилась в Карелии (музей-заповедник «Кижи»), и на территории Кенозерского национального парка (Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области).

Иконографическая структура «неба» обширна и многообразна. На территории Русского Севера распространены «небеса», в декорации которых ведущим является ангельский чин, как в часовне Иоанна Богослова XVIII в. (д. Зехново, Кенозерский национальный парк) и апостольский чин — часовня Введения Богородицы во храм XIX в. (д. Рыжков, Кенозерский национальный парк). Сложная живописная программа (как, например, в д. Немята, Кенозерский национальный парк) позволяет назвать его уникальным.

«Небо». Деревня Немята

«Небо». Деревня Немята

 

Крайне редко встречается роспись, где присутствует храмовый образ. В композиции «неба» часовни Николая Чудотворца XVIII в. (п. Усть-Поча, Кенозерский национальный парк) на всех 12 гранях помещены клейма жития Николы.

«Небо» в часовне в деревне Зехново

«Небо» в часовне в деревне Зехново

 

Редчайшее явление в монументальной живописи Русского Севера — наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и молельном помещении. В Кенозерье сохранилось двойное «небо» в Георгиевской церкви XVII в. села Порженское и в церкви Происхождения Честных Древ Христовых XVII–XVIII вв. деревни Филипповская.

«Небо» — ярчайшее направление в истории русской монументальной живописи XVIII–XIX вв., тесно связанное с развитием северного иконописания.

Духовным центром и визуально-планировочной доминантой храмового интерьера был иконостас. Тябловые иконостасы (простейшее устройство иконостаса: ряды икон установлены на тесаные бревна с продольными пазами — желобами, в которых стоят иконы) сооружались на Русском Севере до конца XVII в., позднее в монастырях и сельских церквах стали сооружать высокие, украшенные резным декором многоярусные каркасные иконостасы.

Иконостас Гледенского монастыря. Великий Устюг

Иконостас Гледенского монастыря.
Великий Устюг

 

Высота иконостасов и количество рядов зависели от многих причин: типа, высоты храма, характера использования (летний или зимний), от возможностей церковного прихода. На Русском Севере сохранились как высокие пяти–семиярусные иконостасы, так и трехъярусные. В основании конструкции иконостаса — декорированные тумбы с филенками. Иконы первого и второго ярусов часто объединялись по вертикали и разделялись по горизонтали колонками. Иконостас декорировали многочисленными резными накладными деталями. Створки Царских врат украшались пропильной плоскорельефной резьбой, в орнамент включали шесть круглых живописных клейм, на которых, согласно канону, были помещены композиция Благовещения и изображения четырех евангелистов — Иоанна, Матфея, Марка, Луки.

Царские врата Софийского собора в Вологде

Царские врата Софийского собора в Вологде

 

Сакрально-предметный комплекс церковных интерьеров включает, наряду с иконостасом, «надгробный комплекс» святого, чудотворные иконы, свято-мемориальные предметы. Иконы, располагавшиеся в храмах Русского Севера, писались как профессионалами, так и крестьянскими мастерами. В основу местного иконописания были положены традиции новогородской, московской, ростовской иконописных школ.

Деисусный чин Никольской церкви села Астафьева

Деисусный чин Никольской церкви села Астафьева

 

Зарождение традиций иконописания относится к XVI в. Крупные иконописные заказы, прежде всего для северных монастырей, выполнялись приглашенными профессиональными мастерами. Например, иконы для Преображенского собора Соловецкого монастыря, строившегося в 1558–1566 гг., писали иконописцы из Новгорода. Иконопись, привозимая на Север в XV–XVI вв., стала основой для формирования местного иконописания. Работая в составе артелей приезжих иконописцев, местные художники обучались мастерству. Таким образом, северная живопись конца XVI в. представляет собой синтез различных направлений. Например, деисусный чин (центральный ряд иконостаса) из Никольской церкви села Астафьева Каргопольского района несет в себе черты московской, новгородской и тверской художественных школ одновременно.

Для Беломорья XVII век был столетием тревожным. Осенью 1613 г. на Северную Двину прорвались отряды разгромленных под Москвой польско-литовских войск. Храмы подвергались разорению, и только во второй половине XVII в. культовое строительство вновь продолжилось. Активное церковное строительство привело к тому, что приезжие мастера не могли удовлетворить потребностей в декорировании храмов, поэтому на огромной территории Русского Севера работали местные мастера. Архивные документы именуют мастеров иконописи по-разному: иконниками и иконописцами. Основную группу северных иконописцев составляли крестьяне, и иконописание в XVI–XVII вв. становится одним из важнейших ремесел на Русском Севере.

Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Вторая половина XVIII в.

Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский.
Вторая половина XVIII в.

 

Икона «Кирилл Челмогорский». XIX в.

Икона «Кирилл Челмогорский». XIX в.

 

Параскева Пятница. XVIII в.

Параскева Пятница. XVIII в.

 

Уникальность Русского Севера состоит в том, что инициатива сооружения храмов часто исходит от волостного крестьянства. Приступая к иконописному заказу, мастера заключали «порядную», или договор со священнослужителями и прихожанами храма. В порядной оговаривались условия и денежное вознаграждение. Любопытно, что оплата шла не только деньгами, но и «платьем» — «шубой», «норкой», — и сеном, хлебными припасами, рыбой.

Св. Георгий в житии. Первая половина XVI в.

Св. Георгий в житии. Первая половина XVI в.

 

Таким образом, на Севере не сформировалось единой иконописной школы. Не было объединяющего художественного центра, где бы концентрировались иконописные знания, иконописные подлинники, технологии. Большинство северных земель было поделено между монастырями, и живописная ориентация иконописцев вотчинных земель зависела от вкусов метрополии. Например, в украшении храмов поморского села Ненокса, где находились солеварни пяти крупных монастырей, принимали участие лучшие иконописцы Кирилло-Белозерского и Антониево-Сийского монастырей. Основную часть «северных писем» составляли «крестьянские письма», поэтому на иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи.

Илья пророк в пустыне. XVII в. Северные письма

  Илья пророк в пустыне. XVII в. Северные письма

В XVI–XVII вв. в северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых, иконы с образом которых располагались в местном ряду иконостаса. Самым популярным был святитель Николай. Народная молва гласила: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Икона, изображающая Николая Чудотворца, располагалась в местном ряду почти каждого северного храма. Почитались также святые Илия, Параскева, Екатерина, Георгий, Модест, Власий, Флор, Лавр. Последние пять святых были связаны с сельскохозяйственным культом, и имена их часто встречаются в названиях сельских часовен. Особо почитались северные «подвижники благочестия»: преподобные, основатели северных монастырей — Кирилл Белозерский, Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Никодим Кожеозерский, Александр Ошевенский; и праведники — Артемий Веркольский и Прокопий Устьянский.

Первые иконописные изображения северных святых часто создавались людьми, знавшими их, помнившими их облик. Известно, что образ Зосимы Соловецкого был написан в XV в. игуменом Соловецкого монастыря Досифеем. Образ Антония Сийского вошел в Сийский иконописный подлинник. Это свидетельствует о том, что он был создан в монастыре. Икона с изображением Кирилла Белозерского была создана Дионисием Глушицким, который, по преданию, пришел за три года до смерти игумена-чудотворца, чтобы написать его портрет. Житие и образ преподобного Кирилла Челмогорского написан в XVII в. священником каргопольской деревни Лядины Иоанном.

Св. Власий. Икона второй половины XV в.

Св. Власий. Икона второй половины XV в.

 

К редкому варианту иконографии относится икона «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря». Святой представлен в полный рост, в позе молитвенного предстояния к благословляющему Христу. Развернутый текст, представляющий цитаты из «Жития» Кирилла и молитвы преподобному, органично включен в изобразительное поле иконы. Икона необычайно интересна как исторический источник. Иконописец воссоздает реальный архитектурный облик монастыря первой четверти XIX в.: каменную Богоявленскую церковь, деревянную Успенскую церковь, деревянную ограду, здания келейного корпуса, мельницу. Не исключено, что автором иконы мог быть иконописец первой половины XIX в. Григорий Максимов, который начинал учеником в известной крестьянской иконописной артели И.И. Богданова-Карбатовского.

Кадило, водосвятная чаша

Кадило, водосвятная чаша

 

Важное местоположение в сакрально-предметном комплексе главного храма монастыря занимала рака-ковчег с мощами святого. «Надгробный комплекс» включал надгробие, сень, надгробный покров (драгоценная ткань), икону с образом святого, лампады. Например, рака преподобного Кирилла Челмогорского описывается так: «Близ северной стены главного Богоявленского храма стоит рака Преподобного Кирилла… красного дерева, с клеймами с трех сторон, медными, посеребренными. Икона на ней преподобного во весь рост, над нею Живоначальная Троица изображена красками на клее, венцы серебряные, 84-й пробы, на Живоначальной Троице 33 золотника, а на Преподобном 1 фунт. Сень над ракою столярной работы с резьбою, позолочена червонным золотом. Покров на раке парчи апплике с крестом и обивкою кругом бахромой, апплике подложен алым коленкором. Подвес малиноваго штофа, покров парчевый... Перед ракою серебряная позолоченная лампада, 84-й пробы, весом примерно полфунта».

Особо почитаемыми были и чудотворные иконы. Чудеса входили, по терминологии А.М. Панченко, в обиходный слой русской духовной культуры. В рукописном «Сказании о чудесах преподобного Макария Желтоводского», посвященном основателю монастыря в Каргополье, описано сорок одно чудо. В первом из них излагается история написания чудотворной иконы Макария. Житийная икона Макария Желтоводского располагалась в Макарьевском приделе Троицкой церкви: «По правую сторону возле царских дверей местной образ преподобного Макария в чюдесе, в молении Святей Троицы, на нем венец, в нем три выставочных камешка и четыре жемчужины. Вероятно, это и есть почитаемый чудотворный образ, у Троицы три венчика, оклад и риза преподобного новая серебряная, золоченная».

В начале ХХ в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода и в 1910 г. была подробно описана священником прихода А. Кипреевым: «Икона преподобного отца нашего Макария чудотворца имеет высоту 1 аршин 6 вершков, а в ширину 1 аршин. Середина иконы, где изображен самый лик преподобного, снимается — высота ее 7 вершков, а ширина 6 вершков, она написана на доске. По краям иконы изображены… (далее приводится описание 11 клейм — от рождения Макария до его преставления. — М.М.). В самой же середине иконы изображен преподобный Макарий, молящийся в храме о людях». Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария.

Внутреннее убранство храмов, создавая образ «града небесного», оставляло у человека глубокое впечатление от встречи с Богом, давало ему веру и укрепляло дух в испытаниях.

ЛИТЕРАТУРА

Кольцова Т.М. Иконы Северного Поонежья. — М., 2006.