Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Диана ХАЗИЕВА

 

МИХАИЛ ФОКИН

Великий танцовщик, хореограф, педагог, один из крупнейших деятелей балетного театра, Михаил Михайлович Фокин родился 26 апреля 1880 г. в Петербурге. В девятилетнем возрасте Миша Фокин был принят в Театральное училище, в класс Николая Легата. Среди других его педагогов были Павел Гердт, Павел Карсавин, Николай Волков. Еще учась в младших классах, он начал выступать на сцене Мариинского театра в детских ролях. Окончил Миша училище с высшей наградой. Мариус Петипа и Павел Гердт обратились в Дирекцию императорских театров с ходатайством о зачислении выпускника не в кордебалет, как было принято, а прямо в солисты. И Фокин-танцор сразу поразил зрителей необычайной пластикой, элегантностью движений, легким прыжком…

М. Фокин

М. Фокин

 

Фокин отличался многоообразием интересов – он рисовал, увлекался симфонической и народной музыкой, любил драматический театр, интересовался режиссурой. В училище он поставил оперу, издавал рукописный литературный журнал. Юноша захотел стать художником и копировал картины старых мастеров, поступил в художественное училище, подумывал даже о поступлении в Академию художеств. Его увлекли народные инструменты, и он так освоил мандолину, балалайку и домру, что был принят в прославленный оркестр русских народных инструментов В.В. Андреева. Когда Фокин рисовал, ему читали вслух – времени на все не хватало, а хотелось успеть так много!

Можно было бы сказать, что талантливый человек распылялся на второстепенное, но в случае с Фокиным все обстоит совсем иначе – балет связал все таланты воедино.

Л. Бакст. Танцующая Айседора Дункан. 1907

Л. Бакст. Танцующая Айседора Дункан. 1907

 

Почти сразу после окончания училища он начал ставить небольшие балеты и номера для молодых танцовщиков. Знакомство с творчеством Айседоры Дункан заставило Фокина задуматься о новом языке балета. Для каждого спектакля, считал он, необходимо создавать новую форму, соответствующую сюжету. В отличие от старых балетов, где кордебалет использовался лишь как декоративный фон для солистов, в постановках Фокина массовый танец стал активным участником действия. Фокин также первым на балетной сцене установил равноправный союз танца, музыки и живописи, подчинив их единой цели – выражению замысла балетмейстера.

В 1905 г. он начинает свою деятельность как балетмейстер. Первые постановки Фокина – балет «Ацис и Галатея» (музыка А.В. Кадлеца, 1905) и «Сон в летнюю ночь» (на музыку Ф. Мендельсона, 1906). Затем последовали «Виноградная лоза» (музыка А.Г. Рубинштейна, 1906) и «Умирающий лебедь» (К.Сен-Санс, 1907), впоследствии принесшие хореографу мировую славу, и другие. Престарелый Мариус Петипа признал в Фокине многообещающего балетмейстера.

В работе над спектаклями Фокин сотрудничал со многими известными художниками, принадлежащими творческому объединению «Мир искусства», – А.Бенуа, Л.Бакстом, М.Добужинским, Н.Рерихом, С.Судейкиным, Н.Гончаровой, А. Головиным, композиторами И.Ф.Стравинским, С.В.Рахманиновым, А.К.Глазуновым. Фокин делал, на первый взгляд, невероятные вещи как в области техники танца, так и в области хореографии. Он создавал балеты-поэмы. Он сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, создавая его средствами как классического танца («Шопениана»), так и характерного («Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки).

Летом 1908 г. после триумфальных парижских гастролей русской оперы, организованных Сергеем Дягилевым, у Бенуа появилась мысль организовать в Париже гастроли обновленного балета. К гастролям готовились долго. Дягилев взял на себя обязанности директора-распорядителя, Бенуа – художественного директора, Фокин – хореографического руководителя.

Сцена из балета «Шопениана». 1907

Сцена из балета «Шопениана». 1907

 

А. Бенуа. Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету «Павильон Армиды». 1907

А. Бенуа. Эскиз декорации «Сады Армиды»
к балету «Павильон Армиды».
1907

 

Первый «русский сезон» 1909 г. познакомил Париж с балетами, поставленными Фокиным для Мариинского театра, – «Павильон Армиды», «Шопениана» и «Египетские ночи». Следующие гастроли превзошли все ожидания – о триумфе русского балета знали тогда даже далекие от танцев люди.

Анна Павлова. «Умирающий лебедь»

Анна Павлова. «Умирающий лебедь»

 

Благодаря фокинским балетам раскрылись таланты многих замечательных артистов, собранных Дягилевым, – Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Анны Павловой. Специально для Павловой Михаил Фокин поставил «Умирающего лебедя», причем поставил в одно утро – заболел партнер Павловой, и на вечернее выступление ей срочно нужен был сольный номер, которого у танцовщицы не было. «Умирающий лебедь» стал самым удачным и самым, пожалуй, известным из всего, что Павлова исполняла на протяжении своей артистической деятельности.

После 1912 г. успех «Русских сезонов» пошел на убыль. Некоторые артисты покинули труппу, и Дягилев сообщил Фокину, что больше не нуждается в его услугах. Какое-то время Фокин пытался найти антрепренера, чтобы создать свой театр. Предложения были, но они носили откровенно коммерческий характер, не имевший ничего общего с искусством.

Сцена из балета И. Стравинского «Петрушка». 1911

Сцена из балета И. Стравинского «Петрушка». 1911

 

Фокин объединился с Анной Павловой: собрав небольшую труппу, они вдвоем объездили немало стран. Потом Михаил Михайлович вернулся в Мариинский театр, где с 1910 г. числился балетмейстером. Неожиданно его пригласили в Стокгольм – ставить «Петрушку». Он уезжал на пару месяцев, а оказалось – навсегда.

В 1921 г. Фокин открыл студию танца в Нью-Йорке. Но этого было слишком мало для такого деятельного человека. Фокина постоянно приглашали в Россию, советские власти предлагали ему возглавить балетную труппу или поставить спектакль. Он колебался, но так и не решился вернуться. В 1930-е гг. Фокин работал в Буэнос-Айресе, в Парижской опере, в «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс де Базиль». Там он возродил свои балеты «Шопениана», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Шехерезада» и поставил несколько новых спектаклей. Тогда же американская балерина Люсия Чейз организовала «Американский балетный театр». Выступления этого коллектива в Нью-Йорке начались со спектаклей Фокина.

С. Судейкин. Эскизы костюмов А. Больма к балету «Петрушка» по М. Фокину: Эфиоп, Няня Метрополитен-опера. Нью-Йорк

С. Судейкин. Эскизы костюмов А. Больма
к балету «Петрушка» по М. Фокину: Эфиоп, Няня
Метрополитен-опера. Нью-Йорк

В конце 1930-х гг. Фокин начал работу над балетом «Паганини» на музыку Рахманинова. Работа затянулась. Довольно продолжительное время балетмейстер переписывался с композитором, а потом даже начал осваивать скрипку, чтобы самому войти в образ гениального скрипача.

Т. Карсавина – Коломбина и А. Больм – Пьеро. «Карнавал»

Т. Карсавина – Коломбина и А. Больм – Пьеро. «Карнавал»

 

Премьера балета состоялась в Лондоне в 1939 г. Это был последний крупный успех великого балетмейстера. В 1942 году его не стало. Поставленные Фокиным балеты, многие из которых до сих пор входят в репертуар ведущих мировых театров, стали явлением в балетном искусстве ХХ века и оказали огромное влияние на творчество таких хореографов, как Джордж Баланчин, Морис Бежар, Джон Ноймайер.

Перу Фокина принадлежат книга воспоминаний «Против течения» и ряд статей о балете.