АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Диана ХАЗИЕВА
МИХАИЛ ФОКИН
Великий
танцовщик, хореограф, педагог, один из крупнейших
деятелей балетного театра, Михаил Михайлович
Фокин родился 26 апреля 1880 г. в Петербурге. В
девятилетнем возрасте Миша Фокин был принят в
Театральное училище, в класс Николая Легата.
Среди других его педагогов были Павел Гердт,
Павел Карсавин, Николай Волков. Еще учась в
младших классах, он начал выступать на сцене
Мариинского театра в детских ролях. Окончил Миша
училище с высшей наградой. Мариус Петипа и Павел
Гердт обратились в Дирекцию императорских
театров с ходатайством о зачислении выпускника
не в кордебалет, как было принято, а прямо в
солисты. И Фокин-танцор сразу поразил зрителей
необычайной пластикой, элегантностью движений,
легким прыжком…
М. Фокин
Фокин отличался многоообразием
интересов – он рисовал, увлекался симфонической
и народной музыкой, любил драматический театр,
интересовался режиссурой. В училище он поставил
оперу, издавал рукописный литературный журнал.
Юноша захотел стать художником и копировал
картины старых мастеров, поступил в
художественное училище, подумывал даже о
поступлении в Академию художеств. Его увлекли
народные инструменты, и он так освоил мандолину,
балалайку и домру, что был принят в прославленный
оркестр русских народных инструментов В.В.
Андреева. Когда Фокин рисовал, ему читали вслух –
времени на все не хватало, а хотелось успеть так
много!
Можно было бы сказать, что талантливый
человек распылялся на второстепенное, но в
случае с Фокиным все обстоит совсем иначе –
балет связал все таланты воедино.
Л. Бакст. Танцующая Айседора Дункан. 1907
Почти сразу после окончания училища он
начал ставить небольшие балеты и номера для
молодых танцовщиков. Знакомство с творчеством
Айседоры Дункан заставило Фокина задуматься о
новом языке балета. Для каждого спектакля, считал
он, необходимо создавать новую форму,
соответствующую сюжету. В отличие от старых
балетов, где кордебалет использовался лишь как
декоративный фон для солистов, в постановках
Фокина массовый танец стал активным участником
действия. Фокин также первым на балетной сцене
установил равноправный союз танца, музыки и
живописи, подчинив их единой цели – выражению
замысла балетмейстера.
В 1905 г. он начинает свою деятельность
как балетмейстер. Первые постановки Фокина –
балет «Ацис и Галатея» (музыка А.В. Кадлеца, 1905) и
«Сон в летнюю ночь» (на музыку Ф. Мендельсона, 1906).
Затем последовали «Виноградная лоза» (музыка А.Г.
Рубинштейна, 1906) и «Умирающий лебедь» (К.Сен-Санс,
1907), впоследствии принесшие хореографу мировую
славу, и другие. Престарелый Мариус Петипа
признал в Фокине многообещающего балетмейстера.
В работе над спектаклями Фокин
сотрудничал со многими известными художниками,
принадлежащими творческому объединению «Мир
искусства», – А.Бенуа, Л.Бакстом, М.Добужинским,
Н.Рерихом, С.Судейкиным, Н.Гончаровой, А.
Головиным, композиторами И.Ф.Стравинским,
С.В.Рахманиновым, А.К.Глазуновым. Фокин делал, на
первый взгляд, невероятные вещи как в области
техники танца, так и в области хореографии. Он
создавал балеты-поэмы. Он сделал самостоятельным
жанром бессюжетный балет, создавая его
средствами как классического танца
(«Шопениана»), так и характерного («Арагонская
хота» на музыку М.И. Глинки).
Летом 1908 г. после триумфальных
парижских гастролей русской оперы,
организованных Сергеем Дягилевым, у Бенуа
появилась мысль организовать в Париже гастроли
обновленного балета. К гастролям готовились
долго. Дягилев взял на себя обязанности
директора-распорядителя, Бенуа –
художественного директора, Фокин –
хореографического руководителя.
Сцена из балета «Шопениана». 1907
А. Бенуа. Эскиз декорации «Сады
Армиды»
к балету «Павильон Армиды». 1907
Первый «русский сезон» 1909 г.
познакомил Париж с балетами, поставленными
Фокиным для Мариинского театра, – «Павильон
Армиды», «Шопениана» и «Египетские ночи».
Следующие гастроли превзошли все ожидания – о
триумфе русского балета знали тогда даже далекие
от танцев люди.
Анна Павлова. «Умирающий лебедь»
Благодаря фокинским балетам
раскрылись таланты многих замечательных
артистов, собранных Дягилевым, – Вацлава
Нижинского, Тамары Карсавиной, Анны Павловой.
Специально для Павловой Михаил Фокин поставил
«Умирающего лебедя», причем поставил в одно утро
– заболел партнер Павловой, и на вечернее
выступление ей срочно нужен был сольный номер,
которого у танцовщицы не было. «Умирающий
лебедь» стал самым удачным и самым, пожалуй,
известным из всего, что Павлова исполняла на
протяжении своей артистической деятельности.
После 1912 г. успех «Русских сезонов»
пошел на убыль. Некоторые артисты покинули
труппу, и Дягилев сообщил Фокину, что больше не
нуждается в его услугах. Какое-то время Фокин
пытался найти антрепренера, чтобы создать свой
театр. Предложения были, но они носили откровенно
коммерческий характер, не имевший ничего общего
с искусством.
Сцена из балета И. Стравинского
«Петрушка». 1911
Фокин объединился с Анной Павловой:
собрав небольшую труппу, они вдвоем объездили
немало стран. Потом Михаил Михайлович вернулся в
Мариинский театр, где с 1910 г. числился
балетмейстером. Неожиданно его пригласили в
Стокгольм – ставить «Петрушку». Он уезжал на
пару месяцев, а оказалось – навсегда.
В 1921 г. Фокин открыл студию танца в
Нью-Йорке. Но этого было слишком мало для такого
деятельного человека. Фокина постоянно
приглашали в Россию, советские власти предлагали
ему возглавить балетную труппу или поставить
спектакль. Он колебался, но так и не решился
вернуться. В 1930-е гг. Фокин работал в
Буэнос-Айресе, в Парижской опере, в «Балле рюс де
Монте-Карло», «Балле рюс де Базиль». Там он
возродил свои балеты «Шопениана», «Карнавал»,
«Видение розы», «Петрушка», «Шехерезада» и
поставил несколько новых спектаклей. Тогда же
американская балерина Люсия Чейз организовала
«Американский балетный театр». Выступления
этого коллектива в Нью-Йорке начались со
спектаклей Фокина.
С. Судейкин. Эскизы костюмов А. Больма
к балету «Петрушка» по М. Фокину: Эфиоп, Няня
Метрополитен-опера. Нью-Йорк
В конце 1930-х гг. Фокин начал работу над
балетом «Паганини» на музыку Рахманинова. Работа
затянулась. Довольно продолжительное время
балетмейстер переписывался с композитором, а
потом даже начал осваивать скрипку, чтобы самому
войти в образ гениального скрипача.
Т. Карсавина – Коломбина и А. Больм –
Пьеро. «Карнавал»
Премьера балета состоялась в Лондоне в
1939 г. Это был последний крупный успех великого
балетмейстера. В 1942 году его не стало.
Поставленные Фокиным балеты, многие из которых
до сих пор входят в репертуар ведущих мировых
театров, стали явлением в балетном искусстве ХХ
века и оказали огромное влияние на творчество
таких хореографов, как Джордж Баланчин, Морис
Бежар, Джон Ноймайер.
Перу Фокина принадлежат книга
воспоминаний «Против течения» и ряд статей о
балете.
|