Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Роза ЧАУРИНА

 

Картина в картине

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Кто не знает известнейшей картины И.Е. Репина «Не ждали» (1)? Художник изобразил неожиданное возвращение в родной дом из ссылки дорогого для всех членов семьи — матери, жены, детей — человека. На стене, над роялем, висят портреты борцов за народное счастье Некрасова и Шевченко, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейнбена «Голгофа». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции того времени. На картине «Не ждали» и портреты, и гравюра — это детали обстановки, имеющие разъясняющее сюжет значение: они подсказывают причину долгого отсутствия главы семьи, говорят о его трудной стезе...

(1)

Композиционный прием «картина в картине» может выполнять различные задачи:

— быть деталью обстановки (интерьера),

— разъяснять сюжет,

— выражать идею,

— противопоставлять (что-либо или кого-либо),

— создавать гармонию (чего-либо с чем-либо)...

На картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (2) изображена такая сценка: ученик вернулся из школы. Из портфеля торчат... коньки. Значит, уже успел и на коньках покататься, и с ребятами нагуляться. А когда готовить уроки на завтра? Мать расстроена, сестра смотрит укоризненно, братишка — выжидательно («Что же теперь будет?»), только собака встретила с радостью. Как мальчик учится, легко догадаться по названию картины.

(2)

В комнате висит настенный календарь с репродукцией другой картины этого же художника, которая называется «Прибыл на каникулы» (3). Курсант суворовского училища, с сияющим лицом, рапортует своему дедушке об успешном окончании первого полугодия. Счастлив юный суворовец, доволен его дед, радуется сестренка.

(3)

Здесь прием «картина в картине» играет роль противопоставления и подсказки ответа на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Художник Ф.П. Решетников использовал этот же композиционный прием и в другом своем полотне — «Переэкзаменовка» (4): на стене висит написанная им же картина «Опять двойка», которая помогает установить причинно-следственные отношения.

(4)

Аристарх Васильевич Лентулов в своей картине «Овощи» (5) тоже прибегает к оригинальному решению: он соединяет натюрморт с пейзажем. Тем самым обыкновенные овощи: капуста, баклажаны, перец — приобретают особую значительность и полнокровность, как бы включаясь в общую жизнь залитой солнцем природы.

(5)

Подобно тому как в литературе нередко используется композиционный прием «рассказ в рассказе», так и в живописи прием «картина в картине» применялся неоднократно. Кроме уже названных художников им пользовались И. Фирсов («Юный живописец»), Ю. Пименов («Воспоминания о военном пайковом хлебе» (6)), И. Глазунов («Вечная Россия» (7)), В. Гаврилов («В.И. Суриков» (8))...

(6)

(7)

(8)

Перед вами одна из этих картин. В 1951 г. художник Владимир Николаевич Гаврилов пишет портрет Василия Сурикова. Когда я впервые увидела в журнале «Огонек» репродукцию этого портрета, то в памяти всплыли воспоминания И.Е. Репина. Вот послушайте.

«С Суриковым мне всегда было интересно... Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках...»

Кроме Репина многие мастера писали этого великого живописца. Да и сам Суриков оставил после себя великолепные автопортреты. Легко было пойти по проторенной дорожке. Однако В. Гаврилов решил тему по-своему: Василий Суриков изображен на фоне своей знаменитой картины. Можно предположить, что тем самым Гаврилов хотел, кроме всего прочего, донести до зрителя мысль, что человек и его дело — это одно целое. Давайте вспомним самые известные картины исторического живописца Василия Сурикова, имя которого носит сегодня Московский художественный институт. Я вам помогу. Самые известные монументальные полотна Сурикова посвящены переломным моментам русской истории, судьбам отдельных людей и целого народа. Народа, который:

• может бунтовать («Степан Разин»);

• умеет воевать, врезаясь клином в кучумские орды («Покорение Сибири Ермаком»);

• в состоянии преодолеть заснеженные Альпы («Переход Суворова через Альпы»);

• способен пережить драму («Меншиков в Березове»);

• не побоится лечь на плаху («Утро стрелецкой казни»);

• умеет от души веселиться («Взятие снежного городка»);

• может быть преданным вере и стоять за нее до конца («Боярыня Морозова») (9).

(9)

Нужно было быть Суриковым, чтобы суметь вывернуть такие «глыбы истории».

На портрете работы В. Гаврилова перед нами коренастый, сильный, с волевым скуластым лицом сибиряка, медлительный в движениях художник за работой. Работа близится к завершению. Мастер задумался, все ли ему удалось сделать так, как хотелось... У него чуть усталые глаза, глаза, о которых Репин в своих воспоминаниях писал: «Мне врезались в память его выразительные глаза». Это человек, способный все видеть, объять, понять! Заметить малейшую погрешность на огромном холсте. Увидеть в толпе нужную, единственную, заветную натуру. Большой, непрестанный труд оставил на лице художника след забот каждодневных, нередко тяжелых...

Настоящий художник стремится увидеть не внешний облик человека, не общее выражение лица, а его характер, его, так сказать, «подлинник». Гаврилов сумел передать характер Сурикова. Воля чувствуется сразу. Неодолимая. Непреклонная. Она — в твердых скулах, в суровой линии рта. Его взгляд устремлен далеко-далеко: в века минувшие и века будущие.

• Знаете ли вы название картины, фрагмент которой воспроизвел В. Гаврилов?

(«Боярыня Морозова».)

Наброски каких персонажей мы видим на переднем плане фрагмента? Кто такие юродивые?

(Коленопреклоненную нищенку и юродивого. В различных религиях мира юродивый — это безумец, обладающий, по представлению части верующих, даром ясновидения и прорицания.

В Древней Руси испокон веку жила потребность в людях, которые могли бы говорить правду в лицо, говорить то, что думают, любому человеку: дьяку, боярину, воеводе и даже царю. Юродивых называли «божьими людьми» и почитали как святых.

Не одно столетие ученые, историки, богословы, деятели искусства пытаются разгадать тайну юродивых. Сегодня мы знаем, что они пришли на Русь из Византии вместе с христианством, но затем стали специфически русским явлением, которое не получило распространения ни в какой другой стране. Подлинных юродивых на Руси за всю ее историю было не так уж много. Шестнадцать из них канонизированы церковью.

На картине Сурикова юродивый в рваном рубище, с тряпицей вместо шапки на голове, босой сидит прямо на снегу. У него по-детски наивное выражение лица. Он единственный в толпе, кто не побоялся ответить Морозовой благословляющим двуперстием, что было знаком явного единомыслия.)

• Как вы думаете, почему В. Гаврилов воспроизвел не всю картину Сурикова, а лишь ее фрагмент?

(Наверное, потому, что, во-первых, это один из самых узнаваемых фрагментов, во-вторых, художник тем самым ненавязчиво приглашает зрителя еще раз посмотреть на картину Василия Сурикова полностью и поразмышлять...)

Мы принимаем приглашение художника Владимира Гаврилова.

Перед вами один из шедевров В. Сурикова — картина «Боярыня Морозова».

• Как, по-вашему, что необходимо для лучшего понимания любого произведения искусства на историческую тему?

(Знание истории, а в данном случае нужно еще иметь представление о жизни и судьбе главной героини картины боярыни Морозовой.)

Вспомним одну из страниц русской истории.

Во второй половине XVIII в. пришла беда на русскую землю, «разорвалось надвое русское народное сердце, надвое расщепилось, как вековое дерево, русская народная мысль, и самая русская жизнь с этих несчастных годов потекла по двум течениям, одно другому враждебным, одно другое отрицающим... Это и есть начало раскола в русской земле...».

А началось с того, что в 1655 г. царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «тишайшим» (вероятно, по сравнению с его предшественником Иваном Грозным), и патриарх Никон начали проводить церковные реформы, выправлять все тексты церковных книг по греческим образцам. В результате: нужно было по-новому писать и произносить «Иисус», а не «Исус»; креститься тремя сложенными перстами, а не двумя; ходить крестным ходом против хода солнца, а не наоборот; стричь бороду и усы. То есть соблюдать богопротивные чужеземные обычаи; почитать не восьмиконечный крест, а четырехконечный, как на Западе...

И дело не только и не столько во внешних атрибутах, сколько в том, что это было посягательством на привычный, веками существовавший уклад жизни, поругание того, что было неизменно и свято. А неизменное и святое — это Владимир, крестивший Русь, княгиня Ольга, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский...

Противников церковных реформ стали называть «раскольниками» (от слова «раскол»), «староверами», «старообрядцами». Движение против реформ, охватившее все слои общества, возглавили протопоп Аввакум и боярыня Морозова (1632–1675). Немного из ее биографии: в 17 лет боярышню Феодосью Соковнину взял в жены бездетный вдовец, человек весьма зрелых лет, приближенный царя Глеб Морозов. Взял за достоинство, которое нельзя приобрести ни за какое злато-серебро, — за редкостную красоту. Родился сын. Феодосье не исполнилось и тридцати лет, когда она овдовела, став наследницей огромнейшего состояния. Ум, красота, богатство, сострадание и помощь нищим, убогим и обиженным, приближенность к престолу, сильный характер, безграничная преданность вере — вот масштаб личности боярыни Морозовой.

Старообрядцы не боялись высказывать вслух крамольные мысли о нестерпимом гнете духовной и светской власти. Их начали преследовать и учинять над ними расправу. После долгих лет ссылки и земляной тюрьмы протопоп Аввакум был заживо сожжен на костре. Боярыню Морозову жестоко пытали: вздергивали на дыбу (подвешивали за руки, связанные за спиной), после чего бросали в снег, а на обнаженную грудь клали промерзшие плиты; закованную в цепи в санях на соломе и под конвоем стрельцов провозили по заснеженной Москве, чтобы не только поглумиться над боярыней, но и устрашить народ; погребли заживо, посадив в земляную тюрьму, где цепи, холод, вши, черви... Трагичной была жизнь боярыни Морозовой, трагичной была и ее смерть. Однако она жила не покоряясь и умерла не сломленной.

Вынужденные скрываться раскольники бежали в лесные скиты (убежища беглых старообрядцев), где продолжали жить по старым обычаям.

...На протяжении трех столетий старообрядцы вели борьбу за свое человеческое достоинство, за признание исконных прав народа. Эта борьба закончилась совсем недавно (если считать по историческим меркам) — в 1971 г., когда на церковном Соборе со старообрядцев было снято проклятие церкви — анафема.

Известно, что во время работы над картиной перед художником как бы оживают события, которые он изображает. Он проживает жизнь своих героев, испытывает их тревоги и сомнения, их радость и боль...

• Как вы думаете, какие мысли и чувства волнуют Сурикова, которого мы видим на картине В. Гаврилова?

(Создается впечатление, что Суриков вновь и вновь переживает трагедию боярыни Морозовой, трагедию народа... Возможно, он думает над тем, как создать впечатление заполненности улицы народом, хотя в событии принимает участие сравнительно небольшое число действующих лиц... А может быть, художник задумался над тем, как преодолеть статичность в картине и создать иллюзию движения саней...)

Мне кажется, что глубина сопереживания Сурикова была столь велика, что он даже слышит скрип снега под полозьями саней, на которых везли Морозову на допрос; звон ее цепей; многоголосый говор толпы; вопрос, который прокричала страдальчески перекошенным ртом боярыня Морозова во время пытки: «Христиане ли вы, коли так мучаете человека?!» Слышит зловещую характеристику — приговор царя: «Эта баба — сущий Стенька Разин!» Слышит и безутешные рыдания боярыни, когда сжили со свету ее единственного сына Ивана... Слышит и последнюю просьбу умирающей узницы к караульному стрельцу: «...убогое тело мое покройте рогожей и положите меня подле сестры неразлучно... Сходи на речку, я ведь закована, и вымой сорочку. Хочется лечь в землю в чистой одежде...».

Мы знаем, что картины — это зашифрованные послания художника своим современникам и потомкам. Задача зрителя не только разгадать шифр, но и почувствовать эмоциональный импульс.

• Как вам кажется, почему, хорошо зная историю боярыни Морозовой, Суриков изобразил ее закованной в цепи, а не близкой к престолу, одной из самых богатых женщин Руси; едущей на допрос на простых, застланных соломой санях, которые везет одна-единственная лошадь, а не в серебряной карете, запряженной двенадцатью лошадьми; отправляющейся на верную гибель, а не в свой дворец с мраморным полом и с огромным, устроенным на европейский манер садом, где гуляют «павы и павлины»; под конвоем стрельцов, а не в сопровождении двухсот слуг?..

(Потому что Суриков хотел показать, какой выбор сделала мятежная Феодосья Морозова между «всем золотом мира» и своими убеждениями, от чего она отказалась; показать силу человеческого духа, непоколебимую валю этой женщины, которая обессмертила себя способностью сказать «Нет!» и остаться преданной своей вере до самого смертного часа. Она нашла себя настоящую в верности Христу. За это можно и погибнуть, подобно тому как гибли первые христиане, выходившие на арену семьями, где их терзали, разрывали на куски дикие звери.)

Заканчивая нашу беседу об одном из композиционных приемов в изобразительном искусстве, я попрошу вас еще раз внимательно посмотреть на полотно Сурикова «Боярыня Морозова».

• Скажите, нет ли на нем детали, которая представляет собой самостоятельное произведение живописи?

(Есть. Это произведение культовой живописи — икона Владимирской Богоматери на Чудовом монастыре, мимо которого везут на допрос боярыню Морозову.)

Итак, подведем итог.

• В картине В. Гаврилова «В.И. Суриков» есть фрагмент картины «Боярыня Морозова».

• В картине Сурикова «Боярыня Морозова» есть произведение культовой живописи — икона Владимирской Богоматери.

С какой целью это сделал художник, мы можем только предполагать:

— чтобы зритель смог определить место, где происходит действие (Морозову провозят около Чудова монастыря);

— создать колорит эпохи (иконы — атрибут того времени, XVIII в.);

— подчеркнуть, что сюжет картины затрагивает вопросы церкви, религии, веры;

— показать отношение к личности и поступку боярыни Морозовой (теплое сияние иконы воспринимается как благословение на подвиг духа или как несогласие с ней, укор).

Ребята! Дома поразмышляйте над этим. Можете добавить и свои варианты. Выберите то предположение, которое кажется вам наиболее правильным, и попытайтесь объяснить, почему вы так думаете.