Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Проба русского искусства

К 150-летию со дня рождения Марии Тенишевой

«Моя талашкинская мастерская есть проба искусства русского. Ежели бы это достигло совершенства, оно стало бы общемировым», — писала княгиня М.К. Тенишева. Многими достоинствами обладала эта незаурядная женщина, меценатка, субсидирующая журнал «Мир искусства», собирательница картин русских и иностранных художников. Она и сама успешно занималась искусством. И голос у нее был прекрасный, могла бы стать великолепной певицей. Жизнь ее была необыкновенная, богатая на встречи с выдающимися людьми, творцами, прежде всего художниками.

Мария Клавдиевна Тенишева. 1900

Мария Клавдиевна Тенишева. 1900

 

Вячеслав Николаевич Тенишев. 1900

Вячеслав Николаевич Тенишев. 1900

 

Собирала Тенишева акварели и рисунок, чем не слишком увлекались другие коллекционеры. А пополнял и обрабатывал ее собрание — около девяти тысяч единиц хранения — будущий знаменитый художник Александр Бенуа. Главный ее интерес — русская старина и народное творчество. Тенишеву увлекала идея возрождения народных промыслов и создание нового русского стиля.

М. Врубель. Валькирия. Княгиня М.К. Тенишева. 1899

М. Врубель. Валькирия. Княгиня М.К. Тенишева. 1899

Скульптор П. Трубецкой лепит фигуру М.К. Тенишевой

Скульптор П. Трубецкой лепит фигуру М.К. Тенишевой

Храм-усыпальница во Фленове. Начало 1900-х гг.

Храм-усыпальница во Фленове. Начало 1900-х гг.

 

В 1900 году она открыла художественно-ремесленные мастерские. Ей удалось внести нечто новое в создаваемые предметы прикладного искусства: изящные, простые, удобные для употребления. Она умела создать в Талашкине особую атмосферу творческого единения. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. В талашкинских мастерских под руководством С.В. Малютина ученики изготавливали предметы быта, детские игрушки, мебель, декор для театра. Иногда покупали у местных кустарей готовые изделия и украшали их резьбой и росписью.

Балалайка-прима. Роспись М. Врубеля. 1899

Балалайка-прима. Роспись М. Врубеля. 1899

 

Познакомиться с творческими достижениями мастерской в Талашкине, предметами искусства из коллекции княгини, произведениями знаменитых художников, работавших там, творениями самой Тенишевой можно на посвященной 150-летию со дня ее рождения выставке «Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века» в Историческом музее. Интрига хорошо продуманной экспозиции в том, что каждый экспонат показывает различные грани деятельности княгини, напоминает об эпохе. Стиль, направленность, ориентация, своеобразие художественных устремлений Серебряного века проявились и в многогранной и яркой деятельности владелицы Талашкина.

Балалаечный оркестр талашкинской школы. Ученики и учителя

Балалаечный оркестр талашкинской школы. Ученики и учителя

 

В центре зала воссозданы фрагменты интерьера, напоминающие и о стиле талашкинских мастерских, и о доминирующем стиле того времени — модерне. Особый интерес представляют эскизы для художественно-ремесленных мастерских С. Малютина, К. Коровина, М. Врубеля, Н. Рериха. А витрина с эмалями Тенишевой демонстрирует ее высокий профессионализм, тонкое чувство цвета. И неудивительно: ведь она училась у прославленного парижского ювелира Лалика и даже защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Ее эмали имели успех на парижских выставках. Больше всех работал в Талашкине Малютин, делал эскизы сундуков и кресел. По его проектам строили сказочный теремок, домашний театр и музей «Русская старина» в Смоленске.

С. Малютин. Баян. Эскиз занавеса для театра в Талашкине. 1900

С. Малютин. Баян. Эскиз занавеса для театра в Талашкине. 1900

 

На выставке представлен эффектный портрет Тенишевой (1896) И. Репина. Коровин, помимо эскизов для талашкинских мастерских, писал эскизы для спектаклей театра в Талашкине, расписывал балалайки, которые также можно увидеть на выставке. О посещении Талашкина Врубелем напоминают эскизы для росписей церкви Св. Духа.

Декоративная пепельница. Изготовлена по эскизу М.К. Тенишевой. 1903

Декоративная пепельница. Изготовлена по эскизу М.К. Тенишевой. 1903

 

Во время первой русской революции Тенишева уехала в Париж вместе с экспонатами своего уникального музея. Вернувшись в Россию в 1908 г., она открыла в Смоленске первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», а Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

Отлично срежиссированная роскошная выставка, столь многогранно освещающая яркую деятельность Тенишевой и показывающая достижения выдающихся мастеров Серебряного века, состоялась благодаря участию многочисленных российских музеев и парижского Музея декоративно-прикладного искусства.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина бытовой техники Екатеринбурга «ideя!». Посетив интернет магазин ideя!», который располагается по адресу www.idei66.ru, Вы сможете не покидая кресла за своим компьютером купить электроинструменты, бытовую технику, телефоны, ноутбуки и другую электронику с доставкой на дом.

Иллюстрации

Н. Рерих. Олени (фрагмент декоративного панно).1900-е

Ангел. Панно. Работа Е.А. Праховой по эскизу В.М. Васнецова. 1899

С. Малютин. Садко – богатый гость. 1903

Теремок во Фленове близ Талашкина. Начало 1900-х

Апостолы

Шкатулка. Изготовлена по эскизу М.К. Тенишевой

Св. Зосима

Ангел

Портал декоративной двери. Изготовлен по эскизам М.К. Тенишевой. 1908–1911