Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Владимир ЯРАНЦЕВ

 

МИХАЙЛОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

 

ВАСИЛИЙ САДОВНИКОВ
МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
1845

 

Михайловская площадь (пл. Искусств) создана в 1819–1840 гг. по проекту архитектора К.И. Росси при дворце, построенном им в 1819–1825 годах для брата императора Александра I великого князя Михаила Павловича и его супруги Елены Павловны, урожденной принцессы Вюртембергской, ставшей впоследствии создательницей Петербургской консерватории и первого в мире Клинического института усовершенствования врачей. Дворец получил название Михайловский.

16-1.jpg (250529 bytes)

План

 

Для строительства дворца и площади был отведен большой участок существовавших с начала Санкт-Петербурга царских садов между Екатерининским каналом (ныне канал Грибоедова), р. Мойкой и Б. Итальянской ул., где в середине XVIII в. располагался третий Летний сад. Михайловский дворец и Михайловская площадь заняли место парников и оранжерей этого сада.

К. Росси. Русский музей. Белый зал. 1819–1825

К. Росси. Русский музей. Белый зал. 1819–1825

 

Композиция дворца в виде низкой и широкой буквы «П» традиционна для классической архитектуры. Она напоминает здание Воспитательного общества благородных девиц (Смольного), построенное Дж. Кваренги в начале XIX в. Михайловский дворец состоит из центрального трехэтажного корпуса и двухэтажных служебных флигелей (в западном размещались кухни, в восточном — манеж), словно охватывающих парадный двор (кур д’онёр), отделенный от площади чугунной оградой из вертикальных копий с золочеными наконечниками. Центральные ворота имеют гранитные пилоны со скульптурными трофеями. В центре фасада дворца — грандиозный 8-колонный коринфского ордера портик, стоящий на монументальной аркаде первого этажа с парадным подъездом. К подъезду ведут широкая гранитная лестница с парой львов и по бокам ее — два пандуса для экипажей.

Вестибюль и лестница второго этажа

Вестибюль и лестница второго этажа

Л. Премацци. Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856

Л. Премацци. Кабинет великого князя Михаила Павловича
в Михайловском дворце.
1856

 

Над портиком треугольный фронтон, в тимпане которого вылеплены трофеи и фигуры, держащие щит с вензелем хозяина — великого князя Михаила Павловича. По краям центральной части дворца из фасада на три четверти выступают коринфские колонны. По всему фасаду проходит фриз со скульптурными сценами работы В. И. Демут-Малиновского, воспроизводящими рельефы римского Ara pacis (Жертвенника мира). Двухэтажные, с меньшей, чем у центральной части дворца, высотой этажей, флигели подчеркивают высоту главного корпуса. По всему фасаду флигелей идут полуколонны римско-дорического ордера.

Михайловский дворец со стороны сада

Михайловский дворец со стороны сада

 

Полностью выдержанный в стиле ампир Михайловский дворец русские и европейцы считали самым прекрасным в Европе. Из интерьеров дворца первоначальную отделку и убранство сохранили огромный парадный вестибюль с лестницей и выходящая окнами в сад большая Белая гостиная в центре бельэтажа, где был салон хозяйки дворца, расписанный художником А. Виги на тему торжества женщины. От многих интерьеров Росси во дворце сохранились плафоны и обрамления дверей.

От Михайловской площади Росси проложил перпендикулярно Невскому проспекту Михайловскую улицу, ориентированную на построенный на Невском в 1800-е гг. архитектором Луиджи Руска портик торгового здания Перинных рядов. Украшенные пилястрами фасады домов вдоль Михайловской улицы выступают как пропилеи, ведущие к площади и дворцу. Коринфским колоннам дворца корреспондируют ионические пилястры Дворянского собрания (ныне Филармония) и Католической школы.

Площадь перед дворцом с окружающими ее домами и сквером должна была составлять единый ансамбль. Окружающие площадь с боковых сторон дома строились разными архитекторами для разных лиц, но их фасады должны были следовать проекту Росси. Их безордерные формы играли роль скромной оправы дворца. Среди них построенное в 1831–1833 гг. архитектором А.П. Брюлловым здание Императорского Михайловского театра.

Создание ансамбля Михайловской площади было началом наиболее обширной градостроительной работы К. Росси — реконструкции слабо урегулированных участков старых императорских садов, где архитектор создал систему четырех площадей (Михайловская, Манежная, Александринская и Чернышева), соединив их с Невским проспектом, Марсовым полем, Невой и Фонтанкой. Таким образом, Росси создал единый архитектурный ансамбль огромного городского района — от Невского проспекта до Марсова поля. Вдоль дворца по северной границе площади была проложена Инженерная улица. Она связала Михайловскую площадь с одновременно перепланированной Росси территорией у Михайловского (с 1823 года — Инженерного) замка, где Росси засыпал каналы с западной стороны замка, продолжил Садовую улицу через территорию третьего Летнего сада между Михайловским садом и замком к Марсову полю.

Фрагмент фасада гостиницы «Европейская»

Фрагмент фасада гостиницы «Европейская»

 

Впоследствии некоторые здания ансамбля Михайловской площади перестроили, и архитектурное совершенство ансамбля было нарушено. Особенно существенной была переделка архитектором Л.Ф.Фонтана фасада Hotel d’Europe (гостиница «Европейская») на Михайловской улице, перестроенного из ампира в необарокко. В 1894 г. внуки великого князя Михаила Павловича продали обветшавший и слишком большой для них Михайловский дворец в казну. Указом императора Николая II Михайловский дворец был отдан под размещение Русского музея императора Александра III (открыт в 1898 году).

В. Свиньин. Здание музея этнографии. 1900–1911

В. Свиньин. Здание музея этнографии. 1900–1911

 

На месте восточного служебного корпуса дворца архитектор В.Ф. Свиньин построил здание Мемориального зала Александра II с Этнографическим отделом (ныне Музей этнографии). Это возведенное в духе архитектуры Росси здание своим дворцовым фасадом с лоджией дорического ордера соперничает с Михайловским дворцом. Около западного служебного корпуса Михайловского дворца позже для Русского музея архитектор Л.Н. Бенуа построил тяжелый неоклассический «корпус Бенуа», в отличие от корпуса Этнографического отдела не соотнесенный с пропорциями и членениями здания дворца.

Государственный Русский музей. Корпус Бенуа

Государственный Русский музей. Корпус Бенуа

 

В ходе строительства Михайловского дворца Росси распланировал в центре Михайловской площади первый в Санкт-Петербурге сквер. Это был «великолепный сад в роде Английских Square, т.е. площадей, усаженных клумбами из редчайших кустарников и благоухающих цветов, покрытых бархатным дерном. Широкие дорожки, живописно извивающиеся, составят сообщение между противоположными воротами, устроенными по четырем закругленным углам, а вокруг площадь сия обнесена чугунною решеткою легкого приятного рисунка и тротуаром из пудостского камня. Нет сомнения, что садик сей составит одно из лучших украшений города и немало будет содействовать к возвышению великолепия Михайловского дворца», — писали «Отечественные записки» в 1827 году.

М. Аникушин. Памятник Пушкину в сквере на Михайловской площади. 1957

М. Аникушин. Памятник Пушкину в сквере на Михайловской площади. 1957

 

Облик сквера неоднократно менялся. В 1912 г. в центре предполагалось установить конный монумент императора Александра II в мантии, с короной на голове, в античной колеснице. В советское время Михайловская площадь, на которой расположено три музея, три театра и филармония, получила имя площадь Искусств. В центре овального сквера с чересчур разросшимися деревьями в 1957 г. поставлен памятник А.С. Пушкину (бронза, гранит, скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Петров).