Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

А. КАПИТУНОВА,
методист Центра непрерывного
художественного образования, Москва

 

Пробуждение чувств

Интеграция основного и дополнительного образования младших школьников

Предметы художественно-эстетического цикла всегда занимали и занимают особое место в воспитании детей. Искусство — важнейшее средство приобщения школьника к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе, ненавязчиво вводит ребенка в контекст культуры человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле.

 

Думать и делать

Самой жизнью диктуется необходимость решать важнейшие для нашего будущего задачи воспитания творческой личности ребенка, его способности строить жизнь «по законам красоты». Дети младшего школьного возраста чутки и отзывчивы на любовь и доброту. «Но добрые дети не сваливаются с неба, их надо воспитывать», — писал В.А. Сухомлинский. Психологи и наблюдениями, и специальными экспериментами доказали, что в основе формирования личности ребенка лежит его собственная активность, его собственная деятельность. Не то, что ему говорят, не то, что ему показывают, не сама по себе система наказаний и поощрений оказывают решающее воздействие на формирование личности, а то, что делает и что думает сам ребенок.

Наблюдая за детьми, мы убеждаемся, что у них свои художественные воззрения и требования, своеобразные, недоступные пониманию взрослых. А.П. Чехов в рассказе «Дома» отмечал, что у ребенка «свое течение мыслей… у него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». Для того чтобы возникло взаимопонимание с ребенком, чтобы активизировать его познавательные потребности, учитель обращается за помощью к поэзии, музыке, истории, географии, к психологии, философии...

В период формирования у детей личных отношений с родной землей, родиной, так необходимы глубокое уважение и любовь к талантливому труду и мужеству своего народа. Именно в искусстве отражается история народа, его духовная культура, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанные с родной землей. Практика показала: помогая детям узнавать прошлое своего народа, его искусство, мы воспитываем в них способность постигать душу другого народа. И этот путь нравственного и эстетического развития детей содействует воспитанию подлинных патриотов.

Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе ориентировано на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, создание условий для развития их индивидуальных интересов и потребностей; оно расширяет воспитательные возможности школы. Разумно организованная система внеурочного образовательного процесса может открыть целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих детям возможность применить на практике знания, полученные на уроке изобразительного искусства, позволит закрепить результаты учебного процесса, создаст мотивацию для самостоятельного поиска знаний.

 

На внеклассных занятиях

Развитие художественного восприятия начинается с развития слуховых и зрительных ощущений, тонкости различения красок, звуков, ритмов.

«О, как трудно вместить в себя мир!.. Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает!.. Напрягается слух ребенка. Широко раскрываются его очи. Распахивается сердце. Пробуждается музыкант. Художник. Поэт» (Э. Межелайтис. Мир Чюрлёниса).

Детям в природе можно показывать все — от травинки и цветка до пейзажа, облаков и звезд, не просто назвать и указать пальцем, а описать, подчеркнуть особенности, сравнить, провести параллели с искусством, с философией. Так, в младших классах, на внеклассных занятиях по теме «Травы», при созерцании близкого ребенку мира природы происходит развитие ассоциативного мышления, воображения, любознательности, наблюдательности. На занятиях по названной теме проводятся экскурсии в музей народного искусства, выставки по теме «Растительные мотивы в росписи, в резьбе, литье и других видах народного творчества».

Дети наблюдают, как претворяется живая природная форма в узор, декоративный мотив. Выполняют наброски, собирают репродукции, рассматривают орнаменты народов России, знакомятся с духовным содержанием православных праздников, начинают понимать особенности народного прикладного искусства, учатся находить травный узор в архитектуре Древней Руси, в чугунных оградах.

Для того чтобы создать серию травных композиций, педагог выбирает ситуацию, которая отвечала бы склонностям каждого ребенка, продумывает систему индивидуальных упражнений, помогающую ему найти средства выражения. Можно дать детям предварительные задания:

• нарисовать тропинку от школы до дома и наклеить на нее засушенные травы;

• зарисовать их, подписать название — современное и народное, чем знамениты эти растения;

• «Цветик-семицветик, или Семь твоих самых заветных желаний»;

• пусть ребенок выберет во дворе кустарник; наблюдает, как на нем набухают и распускаются почки, замечает особенности и оттенки листьев, как зацветают цветы и созревают семена, начинают желтеть листья;

• ребенок будет с удовольствием наблюдать за жизнью выбранного дерева: за его весенним пробуждением, летним цветением, осенним увяданием и зимним сном. Он будет относиться к дереву как к живому существу: навещать его, замечать новые побеги, засохшие ветви, помогать ему, если это в его силах.

Решать эту проблему намного легче на внеклассных занятиях. Педагог дополнительного образования должен иметь общее представление об учебных программах, связанных тематически с деятельностью детей, что будет способствовать развитию мотивации ребенка к занятиям. Тема «Травы» имеет задачей помочь воспитателям групп продленного дня, руководителям кружков и студий, педагогам дополнительного художественного образования, родителям обрести общее занятие, воспитать в детях качества, которые необходимы для того, чтобы общение с природой и искусством приносили радость и удовлетворение. Творческое восприятие природы, жизни, искусства вооружает детей способностью чувствовать гармонию. Роль семьи здесь невозможно переоценить. Задача педагога и родителей — сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой умение радоваться и удивляться, наблюдать и познавать окружающий мир, любить свой родной край, беречь традиции своего народа. С малых лет научить любить и понимать искусство.

Сейчас в школе в учебниках по изобразительному искусству, в пособиях для детского сада, достаточно полно рассказано о народных промыслах: о Жостове, Хохломе, Гжели. И все же, готовясь к занятию с детьми, приходится обращаться к конкретным знаниям — как расписать жостовский поднос, хохломскую чашу, гжельский чайник. Мы не ставим задачу подготовить мастеров для этих промыслов. Много важнее через общение с этими вещами соединить детей с художественным мышлением народных мастеров, с тем чтобы развивать в них способность к созиданию, к гармонии.

Собирание трав, составление красивых композиций — это увлекательное занятие, объединяющее педагога с родителями, которые удивительно быстро увлекаются сами, помогая детям. У родителей и детей появляется общее дело, одинаково интересное всем: прогулки, экскурсии, коллекционирование, занятия творчеством. Первая самостоятельная графическая или живописная работа ребенка обязательно станет гордостью всей семьи. В том, что эта работа будет выразительной и талантливой, можно не сомневаться, ведь ребенок сам любовно собирал самые красивые растения, рассматривал, бережно расправлял пальчиками каждый листик, переживал за результат своего труда.

Художественное творчество требует от ребят активности, трудолюбия, усидчивости и, конечно же, вдохновения. «Вдохновение есть расположение души к ярчайшему приятию впечатления», — писал А.С. Пушкин. Нет для ребенка большего вдохновения и большей радости, чем внимание и похвала родителей, активное участие их в его маленькой жизни.

Необходимость общения детей с природой учитывали многие известные педагоги. Оно проникнуто сопереживанием всему живому, сочувствием к людям и окружающему миру, формирует творческую мысль. В.А. Сухомлинский считал природу воспитательным фактором огромной важности, накладывающим свой отпечаток на весь характер педагогического процесса. Здесь не имеется в виду воспитание на лоне природы или воспитание любви к природе (это необходимое условие), а именно воспитание через природу. Оно возможно везде. Даже над самым промышленным городом небо с облаками, солнцем, радугой, звездами, водные бассейны, парки, скверы и бульвары.

Концентрация внимания на созерцаемом предмете позволяет увидеть то, мимо чего обычно проходят люди, не замечая красоты в повседневной жизни. Мы можем годами ходить от своего дома к остановке автобуса и не знать, какое дерево растет под нашим окном, какие травы у нас под ногами. Описание словами красок и оттенков закатного неба, формы облаков не просто увлекательное занятие. Созерцание звездного неба будит в душе ребенка самые высокие стремления. Систематическое рассуждение вслух в ходе обучения развивает мыслительную способность и делает ребенка более проницательным, ведь мы видим лишь тогда, когда осознаем.

«То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия», — считал Л.С. Выготский.

 

Некоторые аспекты воспитания

Вот некоторые аспекты воспитания художественной культуры через природу в младших классах, акцентированные в концепции художественного образования и других методических материалах:

• У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.

• В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложатся как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

• Внеклассные и внешкольные занятия способствуют развитию эмоционального восприятия увиденного, способности выразить воспринятое.

• Система учреждений дополнительного образования детей выступает как сфера творческого раскрытия личности, где воспитанникам предоставляется возможность развивать свои способности.

• Главным аспектом воспитания является участие семьи в жизни ребенка, которое приносит ему радость.

Рассмотрим, как отражено воспитание через природу и искусство в содержании ныне действующих государственных программ по изобразительному искусству.

1) «Изобразительное искусство» для 1–9-х классов, авторский коллектив под руководством В.С. Кузина. Программа ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

2) «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9-х классов, авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского. Программа ставит задачу духовного развития личности, знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

3) «Изобразительное искусство и художественный труд», авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой. Программа ставит целью формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса «Изобразительное искусство» и художественного труда на народных традициях.

Внеурочная работа в школе тесно связана с дополнительным образованием детей, но ее выделение из системы дополнительного образования позволяет лучше понять ее границы и специфику. Дополнительное образование детей в школе — совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время наряду с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не была связана друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

 

Реабилитация искусством

Воспитание через природу заложено в каждой из представленных выше программ по изобразительному искусству для основной школы. Есть мнение, что тема «Травы» как наиболее развивающая может быть успешно реализована и в работе с детьми, имеющими различные проблемы в развитии. Методика этой близкой детям темы, тщательно отрабатываемая в течение нескольких лет педагогами дополнительного художественного образования (слушателями курсов повышения квалификации в ЦНХО) со своими воспитанниками, учителями ИЗО на внеклассных занятиях, студентами педагогического колледжа № 16 на практике в коррекционных классах, не случайна.

Статистика показывает, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, поэтому сегодня актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений психолого-педагогической реабилитации. Одним из таких направлений является реабилитация изобразительным искусством. В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, сферы образных представлений, мыслительной, речевой деятельности, воображения).

Отсутствие готовности к самостоятельной изобразительной деятельности у детей — главная проблема для педагогов на начальных этапах обучения. Стремление как можно быстрее получить результат часто ведет педагога по ложному пути. Не имея возможности опереться на анализирующее восприятие детей, которые не умеют рассматривать, выделять главные части предмета, определять их пространственные свойства, педагог вынужден в качестве основных методов обучения применять показ этапов выполнения изображений, копирование образцов, создаваемых поэлементно на глазах у детей. В результате происходит накопление детьми определенного количества графических образов, которые чаще всего приобретают характер графических шаблонов. Развивающий и коррекционный результат обучения при этом оказывается недостаточным.

Неотъемлемой частью творческого процесса является эмоциональное переживание, способность к которому определяется уровнем развития познавательной деятельности. Мотивация деятельности взрослых должна быть такой, чтобы у ребенка возникла потребность в отражении предложенной темы. Деятельность всегда должна быть желанной для детей и приносить им удовольствие, только тогда ребенок сможет выразить в образной форме впечатления, полученные в жизни и игре, по-новому пережить этот опыт.

На занятиях искусством необходимо помнить о постоянном сенсорном (зрение, слух, ощущения) воспитании детей. В процессе лепки, например, как ни в какой другой деятельности, происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры. Необходимо учить детей различным способам восприятия окружающего мира, видеть мир таким, чтобы на основе увиденного сформировались представления, пригодные для построения образов изображения. Без умения вычленять из реального образа предмета или явления природы нужные для изображения признаки и свойства невозможна передача этих свойств в изображении.

На занятиях с травами дети в классах коррекции с огромным интересом рассматривают собранные на прогулке растения, учатся различать цвета, определять различие между ними. Занятия с травами способствуют воспитанию у детей с интеллектуальными проблемами любви к чтению, чуткости к красоте, внимательности, способности к сосредоточению.

Многолетние исследования развивающих и коррекционных возможностей изобразительной деятельности выявили необходимость разработки программ для слушателей курсов повышения квалификации в Центре НХО — педагогов дополнительного образования и коррекционной педагогики. В свою очередь, работа над этими программами послужила основой для создания цикла лекций о природе для данной категории слушателей.

Тема «Травы» предлагается как один из способов реабилитации художественными средствами в коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии, как вариант эстетического развития и развития познавательных интересов младшего школьника.

Материал оформлен детскими работами