РИСУНОК
Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики
Государственного музея изобразительных
искусств
им. А.С. Пушкина, Москва
Словарь терминов
Акварель (от лат. aqua — вода) —
соединение чистых пигментов со связующим —
гуммиарабиком, растворимое в воде. Дает
прозрачный цветовой слой на белой бумаге, не
позволяет вносить изменения в рисунок.
А. Филиппов. Музыка. Акварель
Бистр — прозрачная коричневая
краска из древесной сажи, предподчтительно из
букового дерева, смешанной с растворимым в воде
растительным клеем.
Графика (от греч. graphein —
скрести, царапать, писать, рисовать) — искусство,
использующее «грифель», — инструмент, которым
наносятся линии или письмена. Объединяет две
группы произведений, связанных общими
эстетическими принципами создания
художественного образа на плоскости, но
совершенно различными по своему происхождению и
техническому процессу: рисунок и печатную
графику.
Графит, графитный карандаш —
природный графит — твердый тонкий пластинчатый
серый минерал, разновидность углерода. Впервые
стал добываться в Англии, в Кумберленде, в 1560
году. В XVII и XVIII вв. использовался для создания
миниатюрных портретов на пергаменте. Ватто
использовал его в сочетании с красным мелом. В
конце XVIII в. французский химик Н.Ж. Конте соединил
очищенный графит с клеем и получил современный
графитный карандаш в деревянной оболочке,
используемый с XIX в.
Н. Пуссен. Анжелика и Медор. Бистр
Гуашь — разновидность акварели с
примесью белил, что делает краску плотной,
непрозрачной. Применяется чаще всего вместе с
акварелью.
Д. Есенина. Волк. Гуашь
Итальянский карандаш —
приготавливается из черного глинистого сланца,
добываемого в Пьемонте, дает матовый оттенок и
слабую черноту. Появился в XIV в.
И. Шишкин. Цветы в лесу. Итальянский
карандаш
Кисть — тонкие беличьи, собольи
кисти использовали для нанесения отмывок мягким
расплывчатым слоем и для рисования тонкими
линиями, наподобие пера.
Рембрандт. Святой Иероним. Тростниковое
перо, кисть
Мел — отпрессованный в виде
палочек природный минерал — известняк. Чистый
мел белого цвета. Примеси углерода делают его
черным, железа — красным.
Металлический грифель (штифт) —
древнейший инструмент рисовальщика. По форме
представлял металлический стержень: золотой,
серебряный, свинцовый, медный, – который
вставлялся в металлический зажим. Наиболее
распространены были штифты свинцовый, дающий
мягкую линию, удобный для набросков, и серебряный,
оставляющий тонкую светлую линию. Последний
требовал гладкой поверхности грунтованной
бумаги и точности руки: линии почти не стираются.
Особенно любим в XV веке в Нидерландах и в Италии.
Ф. Дрюа. Портрет графини дю Барри. Рисунок
мелом и углем
Леонардо да Винчи. Две головы. Рисунок
сангиной
Пастель (франц. pastel от итал. pastello,
уменьшит. от pasta — тесто) — натуральные
пигменты разных цветов в виде порошка, смешанные
с мелом и другими добавками и отпрессованные в
виде палочек или карандашей. Сохраняет свежесть
и чистоту цветов, дает мягкую живописную линию,
растушевку. Нуждается в фиксации, так как слабо
соединяется с поверхностью основы, осыпается.
Ж.Э. Лиотар. Шоколадница. Пастель
Перо — главный инструмент
европейского рисунка. С VI в. в употребление
входит гусиное перо. В XVI в. обращаются к тростниковому
перу, которым очень трудно рисовать, так как
малейший нажим сразу дает сильное утолщение
линии. Металлическое перо — с XIX века.
А. Дюрер. Портрет жены художника
Агнессы. Рисунок пером
Сангина (франц. sanguine от лат. sanguinelis
— кроваво-красный ) — природная и искусственная,
состоит из окислов железа и каолина,
отпрессована в виде палочек. Природным минералом
рисовали еще в палеолитических пещерах, но в
рисунок нового времени сангина входит последней,
ввел ее неутомимый новатор Леонардо да Винчи.
Оттенки могут колебаться от оранжевого до
темно-коричневого с фиолетовым оттенком.
Леонардо да Винчи. Голова мужчины. Рисунок
сангиной
Бизон из пещеры Альтамира. Природные
минералы (сангина)
Сепия — коричневая краска,
получаемая из секрета каракатицы,
использовалась европейскими художниками с XVIII в.
Соус — приготовленная из
графита или сланца с водой застывшая масса,
употребляется для рисования кисточкой. Дает
очень глубокий черный тон.
М. Попова. Набросок. Соус
Тушь — изготовлялась из сажи,
полученной при сжигании хвойной древесины,
растительных масел и смол. Сохраняет неизменным
глубокий черный цвет, при разбавлении в воде дает
серый.
Ф. Матвеев. Пейзаж с пиниями. Рисунок
сепией, тушью и итальянским карандашом
Японский художник. Бамбук. Тушь,
акварель
Уголь — изготовляется из
подвергнутых обжигу тонких веток или
обструганных палочек липы, ивы и других деревьев.
В XIX в. получил распространение твердый
«прессованный» уголь (из угольного порошка, с
добавлением растительного клея). Дает глубокий
бархатистый штрих, но требует фиксации,
закрепления, так как слабо соединяется с
поверхностью основы, осыпается. Позволяет
сочетать линию и тональные эффекты в едином
художественном решении.
А. Славинский. Движение. Рисунок
углем
П. Гоген. Таитянские лица. Уголь
Чернила — со времен Средневековья
приготавливали из водного настоя так
называемого чернильного орешка — нароста на
деревьях, в основном дубах — и окиси железа. С XIX
в. — химические чернила.