НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Идеальная красота пейзажей
Федора Матвеева
Картина Федора
Матвеева «Рим. Развалины форума» (1816) удивляет
необыкновенной точностью в передаче деталей,
древних памятников, растительности. Изображены и
колонны божественного Веспасиана, храм Антонина
и Фаустины, руины базилики Максенция и
Константина, портик храма Сатурна, арка Тита и
Колизей... Картина построена так, что можно
совершить воображаемую прогулку по Риму начала
XIX века.
Выставка «Федор Матвеев. Путешествие
по Италии» (к 250-летию со дня рождения) в
Третьяковской галерее возвращает из забвения
замечательного художника (1758–1828), мастера
идеального героического пейзажа в стиле
классицизма, одного из основоположников русской
пейзажной школы. Впервые творчество художника
представлено так полно и разнообразно: более 80
работ из 24 российских и белорусских музеев, а
также частных собраний.
Рим. Развалины Форума. 1816.
Национальный
художественный музей Республики Беларусь
Судьба распорядилась так, что в 1779 г.
пенсионер Академии художеств Матвеев вместе с
другими выпускниками отправился в Рим, чтобы
совершенствовать свое мастерство, и остался там
навсегда. Матвеев не мог вернуться на родину по
разным причинам: денежной — ему не хватало
средств для возвращения (академический совет не
дал денег) и политической — он оказался
замешанным в связях с организацией, выступавшей
за национальную независимость. И кроме всего
прочего, художника поразила величественная
красота итальянских ландшафтов, в которых он все
время открывал нечто новое. Его мечты об
идеальном мире воплотились наяву.
Вид Рима. Колизей. 1810-е
Государственная Третьяковская галерея
Оставшись в Италии, он смог создать
свой образ этой страны, ставшей для него «землей
обетованной». Блистательный мастер
«ландшафтного художества», он оставил
свидетельства времени в видах Рима, Неаполя,
Сицилии, Швейцарии. Он зарабатывал на жизнь,
выполняя частные заказы русских вельмож, и,
путешествуя с ними по Италии и Швейцарии, писал
виды итальянских и швейцарских городов («Вид
Неаполя от подножия Позилиппо», «Вид в
окрестностях Тиволи», «Вид на Лаго Маджоре»).
Вид в Италии. 1805. Рыбинский
государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
В его пейзажах природа всегда
предстает торжественной, преображенной. Его
композиции продуманны, уравновешенны,
симметричны, с делением на три плана, боковыми
кулисами и трехцветкой: коричневые тона — первый
план, зеленые — второй, голубые — третий.
Рассматривая его большие работы (на выставке они
помещены на красивые терракотовые щиты) с
изображением классических итальянских,
швейцарских ландшафтов, словно попадаешь в
странный, зачарованный театр, где реальные
героизированные «пейзажи-персонажи» сочетаются
с сочиненными, где торжествуют гармония и
ясность, где можно с удовольствием погружаться в
мастерски написанные дальние планы.
Каскады близ Рима. 1806. Новгородский
государственный объединенный музей-заповедник
Усиливает остроту этого впечатления и
то, что в некоторых картинах из разных музеев
повторяются одни и те же ландшафты с
незначительными вариациями деталей,
завораживающие живописными голубыми далями,
спокойствием, эпическим духом, тишиной и
умиротворенностью. Это очень своеобразная, порой
экзотическая интерпретация средиземноморской
природы.
Особенно много Матвеев работал в
окрестностях Рима и на Сицилии. Обычно во время
путешествий он делал многочисленные зарисовки и
создавал графические и живописные композиции.
Выставка хорошо показывает талант
Матвеева-рисовальщика («Вид на Фраскати со
стороны римской дороги», 1824, «Горный пейзаж.
Швейцария», 1810). Пленяют ясностью,
одухотворенностью впечатления его натурные
рисунки: античные руины, средневековые замки
появляются в его рисунках с перечислением их
характерных особенностей. Но и в быстрых
набросках ему удавалось передать ощущение
пространства. Выделяются чудные пейзажи с
пиниями, карандашные листы из альбома.
Итальянский пейзаж с руинами трех
античных храмов. 1816.
Государственный Эрмитаж
В пейзажных рисунках Матвеева 1820-х
годов прослеживается более живое видение
пейзажа, он больше следует за своим воображением,
и в то же время они более реальные. И колорит в его
поздних графических и живописных работах богаче,
и манера письма более свободная и разнообразная.
Но желание передать незыблемое и величественное
в природе сохраняется.
Вид Неаполя от подножия Позилиппо.
1806. Государственный Русский музей
Матвеев при жизни получил европейскую
известность. В 1818 г. император Александр I
назначил ему пожизненный пенсион. А художник в
благодарность подарил императору шесть полотен
(находятся в Эрмитаже).
Хорошо продуманная выставка
раскрывает все грани таланта Матвеева и
представляет его искусство после долгого
забвения в новом свете.