АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Запорожцы пишут письмо
турецкому султану
ИЛЬЯ РЕПИН
ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
1880–1891. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Идея создать
картину, посвященную запорожцам, пришла в голову
Репину в 1878 году. Летом этого года он гостил в
Абрамцеве. По вечерам гости собирались вместе,
спорили, декламировали стихи и рассказы. В один
из таких вечеров читалась переписка турецкого
султана с казаками — предложение сдаться без
сопротивления и едкий ответ запорожцев. Детство
и юность художника прошли на Украине, казацкое
письмо он знал с детства (списки его были широко
распространены в Малороссии). И в воображении
Репина тут же возникла сцена — запорожцы
сочиняют послание султану, подбирая соленые
словечки, стараясь уколоть его посильнее.
Репин принялся за активные поиски
материала, изучение источников, отправился в
путешествие по Украине, побывал в местах, где
прежде жили запорожские казаки, зарисовывал
старинное оружие и утварь, приглядывался к
разным типам людей. Он настолько увлекся этой
темой, что даже своему маленькому сыну Юрию
выбрил казацкий чуб-оселедец и наряжал его в
запорожский костюм, а по вечерам все семейство
разыгрывало сцены из «Тараса Бульбы».
«Ну и народец же! — писал Репин
Стасову. — …Голова идет кругом от их гаму и
шуму… Недаром про них Гоголь писал, все это
правда! Чертовский народ!.. Никто на всем свете не
чувствовал так глубоко свободы, равенства и
братства!» Эти настроения равенства и братства
людей, сообща воюющих и веселящихся, как нельзя
лучше проявились в окончательном варианте
картины. Исторический сюжет Репин использует с
целью показать все оттенки безудержного смеха —
это прямо-таки энциклопедия смеха! Казаки
хватаются за бока, покатываются от хохота,
гогочут, ржут, хихикают, посмеиваются в усы. Вряд
ли кому-то удавалось прежде настолько живо и
естественно написать смеющиеся лица. А какое
разнообразие поз и жестов, какое пиршество цвета,
богатство аксессуаров, костюмов, вооружения!
Композиция картины весьма динамична и
в то же время уравновешенна и невероятна сложна.
В ней совмещены горизонтальный и вертикальный
ритмы, а также кругообразное движение. Репин
долго искал единственно верное решение, менял
местами разные фигуры, цветовую гамму,
соотношение первого плана и фона, изменял формат.
Работа продолжалась около двенадцати лет. «Какой
это труд!.. Работаю иногда просто до упаду».
Казак. 1888
В итоге центральное место получила
фигура писаря, вокруг которого двумя
концентрическими кругами размещены диктующие
послание запорожцы. Таким образом, внимание
зрителя акцентируется на письме. И самое
удивительное — при таком обилии фигур
композиция не распадается на куски, а
представляется крепко спаянной. Дым костров на
заднем плане, полоска Днепра, движущиеся вдалеке
фигурки казаков не только создают настроение
общего воодушевления, но и увязывают группы на
переднем и заднем плане в единое целое. И
особенно важно, что при этом возникает ощущение
единства и сплоченности запорожцев. Эта картина
— гимн во славу свободных людей, их героизма,
мужества и юмора; прославление «горсти
удальцов», которая не только «защищает всю
Европу от восточных хищников, грозит даже их
сильной тогда цивилизации и от души хохочет над
их восточным высокомерием».