|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Одержимость видениемАльберто Джакометти (1901–1966) один из немногих скульпторов, открывших в ХХ веке свежее видение человеческого тела: длинные и тонкие, словно изъеденные временем, немыслимо вертикальные бронзовые человеческие фигуры будто устремлены в бесконечность. Разрушая традиционные представления о скульптуре, он вычленил живую субстанцию из человеческого тела, нашел новую форму воспроизведения «рисунков» тела в пространстве. Суждение критиков о том, что достижения Джакометти заключались в нахождении новой стилизации тела, преследовало его до самой смерти, хотя он отвергал подобные мнения и считал, что критики абсолютно не понимают его творчества. «Все критики, писатели говорили о метафизическом содержании или поэтическом послании моей работы. Но я не имел в виду ничего подобного. Это чисто оптическое упражнение. Я стараюсь воспроизвести голову так, как я ее вижу». Человек, пересекающий площадь. 1949
Джакометти родился в Швейцарии, в альпийской деревне Боргоново возле Стампы. Его отец, Джованни Джакометти, был художником-постимпрессионистом, художником-фовистом был его дед Куно Амье. Поначалу Альберто Джакометти не знал, стать ему живописцем или скульптором. В 1919–1920 гг. он изучал живопись и скульптуру в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел в Женеве. В мае 1920 г. он посетил с отцом Венецианскую биеннале, где его поразили работы скульптора Александра Архипенко. В 1922 г. Альберто переезжает в Париж, где берет уроки у Бурделя в его студии Гранд Шомьер. Сильное впечатление на него произвела африканская и полинезийская скульптура, что отразилось в его работах в кубистической манере. В 1927–1928 гг. он привлек внимание критиков и публики авангардистской скульптурой, серией металлических дисков с тонкой гравировкой, в которых обнаружился его интерес к абстрактной скульптуре. Пара. 1926
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Джакометти отождествляют с сюрреализмом. Он познакомился и подружился с Андре Массоном, Жаном Арпом, Жоаном Миро, Пикассо. В сюрреалистический период творчества Джакометти был погружен в исследование сферы ментальных образов: мечты, фантазии, воспоминания, галлюцинации. Он создавал воображаемые «знаковые» скульптуры с выразительной, глубоко прорезанной формой («Подвешенные шары», «Скульптуры в клетке», «Невидимый объект», «Куб»). Но подобные конструкции слишком далеко уводили его от реальности. И в 1935 г. он порывает с сюрреализмом, возвращаясь к работе с моделью, ищет новые способы фиксации увиденного, экспериментирует, вводит в скульптуру концепцию дистанцирования, исследует оптические законы, управляющие восприятием внешнего вида вещей. Женщина-ложка. 1926–1927
В своих скульптурах он делает фигуры и головы маленькими, как бы увиденными на расстоянии, что придает им особую выразительность. С 1947 по 1951 г. он создавал сильно вытянутые, скелетообразные фигуры. В них скульптура воспринимается как «эстетический эквивалент реальности» («Рука», 1947). В начале 1950-х Джакометти был одержим визионерскими опытами и разработал мистическую концепцию своего творчества, ставя перед собой цель «магического дублирования реальности», воскрешения таинственного чувства метафизического «бытия», когда «физическая реальность исчезает, уступает место другой, неуловимой реальности, за пределами видимого». С особой силой это проявилось в скульптурных бюстах, картинах, зарисовках, для которых позировал его брат Диего. Этот метод назвали «феноменологическим реализмом». В подобных портретах он выявлял истинную суть личности. Он умел преображать формы, чтобы раскрыть трагедию человеческого существования. Его удивительные портреты, молчаливые и загадочные, трудно поддаются интерпретации. Возможно, Джакометти — один из самых загадочных творцов ХХ века — особенно тонко ощущал свою эпоху и был ее чутким барометром. Не случайно такой интерес к его искусству проявляли Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Жан Жене. Лес. 1950. Кунстхаус, Цюрих
В его жизни было много мистических событий, странных, необъяснимых. Весной 1921 г. Джакометти случайно в поезде познакомился с пожилым библиотекарем ван Мерсом. Через несколько месяцев, пораженный высокой культурой и тонкой натурой своего 20-летнего попутчика, ван Мерс в объявлении в газете предложил ему краткое пребывание в Венеции. Но во время путешествия ван Мерс тяжело заболел, и молодой художник присутствовал при его кончине. Этот драматический опыт нанес ему тяжелую душевную травму. «Я всегда воспринимал смерть как нечто торжественное. Но все оказалось не так, смерть предстала ничтожной, абсурдной, унизительной. За несколько часов ван Мерс превратился в предмет, стал ничем. Во всем прослеживается странная причинная связь: встреча, поезд, объявление, как будто все специально подстроено, чтобы я присутствовал при этом жалком конце. В тот день моя жизнь перевернулась. Я много думал об этой драме. Поэтому всегда жил во временных условиях. Невозможно вести прекрасную жизнь, когда есть угроза смерти, — нет. Вот почему я предпочитаю жить в гостиницах, кафе — во временных пристанищах», — говорил Джакометти в одном из интервью. И действительно, он так и прожил свою жизнь, несмотря на славу, престиж и богатство. Лишь скромная мастерская на улице Ипполита Мэдро в Париже стала его защитной раковиной, убежищем от мирских тревог. Впервые на выставке «Альберто Джакометти» в ГМИИ им. А.С. Пушкина демонстрируются работы этого выдающегося скульптора из швейцарских собраний. Тщательно отобранные скульптуры, картины, рисунки из богатого наследия гениального мастера показывают зрителю Джакометти как истинного свидетеля своей эпохи. |