Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Чудо со статиром

ЧУДО СО СТАТИРОМ

МАЗАЧЧО
ЧУДО СО СТАТИРОМ
Ок. 1425. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

 

Это, пожалуй, самая знаменитая фреска в капелле Бранкаччи. Здесь иллюстрируется рассказ о том, как однажды Христа с апостолами остановил таможенный сборщик у ворот Капернаума и не хотел пропускать до тех пор, пока они не уплатят положенную подать — статир. Тогда Христос послал апостола Петра на озеро, где тот поймал рыбу, достал из нее монету и смог заплатить стражнику.

Многофигурная композиция объединяет три разновременных эпизода. В самом центре изображен Иисус в окружении учеников, на сцене слева Петр ловит рыбу и извлекает из нее статир, а справа — он уже вручает монету привратнику. Казалось бы, человеческому взгляду удобнее воспринимать развитие событий последовательно, слева направо, но Мазаччо изображает эти три сцены так ясно и убедительно, что у зрителя не возникает никаких сомнений в правильности их «прочтения». Конечно, нельзя не признать, что в подобном построении композиции, представляющей собой несколько стадий одного рассказа с повторением изображения главного действующего лица, все же чувствуются отзвуки средневековых традиций. Однако по стилю исполнения это уже совершенно новаторское произведение.

Мазаччо расставляет фигуры своих героев в пространстве необычайно свободно и естественно, но при этом в каждом жесте, в каждом движении виден тонкий художественный расчет. Посмотрим на центральную сцену фрески — Христос со всех сторон окружен учениками, но в то же время он, безусловно, доминирует над ними. А ведь Христос ничем не отличается от простых смертных — ни ростом, ни пышностью одеяния.

Архитектура также подчинена общему замыслу. Например, арочный пролет городских врат в правой части росписи прекрасно выделяет фигуру Петра, вручающего статир стражнику. Огромную роль в построении композиции играет светотень. Свет падает справа — и соответственно расположены самые крупные фигуры, наиболее близкие к плоскости картины. Фреска полностью создана с единой точки зрения, головы всех персонажей находятся на уровне горизонта, а их фигуры прекрасно вписаны в пейзаж, соотносясь с ним и по масштабу, и по цветовым сочетаниям.

Мазаччо всегда привлекало изображение человека, и в этом он поистине не имеет себе равных. Как выразительны его апостолы — широкоплечие, сильные и монументальные! Их лица просты, но значительны. В фигурах Мазаччо не осталось и намека на вытянутые, изящные готические пропорции, совсем напротив — они приземисты, весомы и очень «материальны». Апостолы облачены в простые, напоминающие античные, одеяния, ниспадающие крупными свободными складками. А какое разнообразие поз и жестов, как проработаны «портреты» героев, каждый из которых обладает своим характером! С легкой руки Вазари, в лице крайнего справа персонажа принято находить черты самого Мазаччо, но позднейшие исследования ставят под сомнение эту точку зрения. Возможно, это сам заказчик росписи — Феличе Бранкаччи, тогда как автопортрет художника мы можем найти в другой фреске, «Воскрешение сына Теофила» (в образе молодого человека, третьего с правого края, смотрящего на зрителя, сильно скосив взгляд). Как бы там ни было, образ настолько индивидуален, что трудно представить его плодом фантазии живописца.

Многие исследователи видят во фресках капеллы Бранкаччи намек на современное художнику положение Флоренции. Так и в «Чуде со статиром» (прямо скажем, не самом распространенном сюжете), возможно, отражены события, связанные с введением в государстве подоходного налога.