Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Смерть Анании
и раздача милостыни

СМЕРТЬ АНАНИИ И РАЗДАЧА МИЛОСТЫНИ

МАЗАЧЧО
СМЕРТЬ АНАНИИ И РАЗДАЧА МИЛОСТЫНИ
1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

 

На той стене, где мы можем видеть «Петра, исцеляющего своей тенью», помещена еще одна фреска – «Смерть Анании и раздача милостыни». Несмотря на разность тем, обе эти фрески находятся в тесной связи друг с другом. Если мы представим их как две части одной и той же композиции, нам будет совершенно очевидно, что они имеют единую точку схода.

Мазаччо вновь обращается к сюжету, в котором Петр предстает защитником слабых и обездоленных, и снова он решил объединить два эпизода, происходивших в разное время. В одном речь идет о том, как члены общины, владевшие землями и домами, продавали свое имущество и приносили выручку апостолам, чтобы те распределили деньги между нуждающимися.

Фигура Петра выделена как идейный центр композиции, вокруг которого разворачивается основное действие. Перед апостолом стоит женщина с ребенком, которой он передает милостыню. Лицо его поражает строгой добротой и значимостью. За спиной женщины дожидаются своей очереди еще двое больных. А у ног Петра лежит бездыханное тело. Это уже совсем другая история, хотя и напрямую связанная с первой. «Некоторый же муж, именем Анания... продав имение, утаил из цены, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услыхав сии слова, Анания упал бездыханен; и великий страх объял всех слышавших это» (Деян. 5).

Вся сцена производит впечатление торжественной и даже героической, несмотря на то что в основе ее лежит сюжет скорее бытовой. Возможно, как и в «Чуде со статиром», здесь присутствуют аллюзии на введение во Флоренции нового подоходного налога. Выбранный эпизод должен был продемонстрировать, что подобные меры гарантируют большее равенство между гражданами, и в то же время предостеречь от божественного гнева тех, кто подаст фальшивую декларацию

В лучших своих традициях Мазаччо использует архитектурный фон как вспомогательный. Здесь перед нами снова предстает уголок Флоренции, а на заднем плане виднеется холмистый пейзаж с одиноким деревом и далеким замком. Простые кубические здания оттеняют объемность фигур, а дом в центре, поставленный углом, четко разделяет фигуры Петра и женщины с младенцем. Все это служит отчетливой обрисовке персонажей. И снова исследователи пытаются найти в изображениях героев фрески скрытые портреты – на сей раз речь идет о заказчиках цикла росписи. Так, некоторые ученые считают, что коленопреклоненный человек – не кто иной, как кардинал Ринальдо Бранкаччи. Другие же видят в нем изображение иного представителя знатного семейства – кардинала Томмазо Бранкаччи.