|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Портрет Моны Лизы (Джоконда) ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Если провести опрос на тему: «Какую картину считать самой знаменитой в мире?», то ответ будет очевиден: «Джоконда». Вряд ли еще найдется полотно, которому было бы посвящено столько научных статей и художественных произведений, серьезных исследований и бредовых измышлений. Несчастную даму «обвиняли» в косоглазии, беременности, болезни Дауна, говорили, что это переодетый мужчина или даже автопортрет самого Леонардо… За всю долгую историю искусства было создано великое множество самых пленительных женских образов, но ни один из них не сравнится по популярности с портретом далеко не самой красивой флорентийки. Тайна ее улыбки на протяжении многих веков будоражит умы тех, кому посчастливилось увидеть ее воочию, но вряд ли кто-то сможет дать вразумительный ответ, почему именно ЭТА улыбка производит настолько сильное впечатление? Попытаемся обратиться к сухим фактам, которые поведают нам, что в 1503 г. Леонардо получил заказ написать портрет Моны Лизы, жены флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо. По рассказу Вазари, художник стремился избежать «той унылости, которую живопись обычно придает портретам» и постоянно держал при себе певцов, музыкантов и шутов, чтобы они развлекали модель, не давая улыбке уйти с ее лица. Четыре года продолжалась работа над картиной. Усилия Леонардо не пропали даром, ему удалось создать «точную копию натуры», произведение настолько прекрасное, что он не смог с ним расстаться (и даже впоследствии увез его с собой во Францию). Почему-то заказчик не делал попыток получить принадлежащее ему по праву полотно, и это дало основания говорить о том, что произошла ошибка, что на картине изображена не Мона Лиза, а совершенно другая особа, например бывшая возлюбленная герцога Джулиано Медичи. Но так ли это важно сейчас? Когда-то справа и слева на картине были нарисованы колонны, теперь обрезанные – очевидно, модель во время сеанса позирования сидела на балконе. За ее спиной разворачивается причудливый, даже какой-то космический пейзаж – обрывистая цепь скал, водная гладь у их подножия. Легчайшее сфумато окутывает пики гор, рассыпается водными брызгами, увлажняет взгляд Джоконды, создает мягкость прикосновения рук; техника Леонардо здесь достигает наивысшего совершенства! Каким чудом удается ему передать теплый оттенок кожи, блеск глаз, даже биение пульса? Изображенная на портрете дама вполне реальна, вплоть до таких деталей, как сбритые по последней моде брови и волосы на верхушке лба, но почему-то кажется, что она принадлежит другой реальности – той самой, фантастической. А может быть, она вне времени... «Джоконда» уже давно вышла за рамки любых суждений, мы вряд ли сможем сказать, прекрасна она или отталкивающа, она НАД критериями. |