БЫТОВОЙ ЖАНР
Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Питер де Хох.
Хозяйка и служанка
во внутреннем дворике
ПИТЕР ДЕ ХОХ
ХОЗЯЙКА И СЛУЖАНКА ВО ВНУТРЕННЕМ ДВОРИКЕ
Ок. 1660–1665. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Питер де Хох
относится к известным мастерам голландской
жанровой живописи, в чьем творчестве нашли
проявление самые характерные ее черты.
Творчество художника протекало сначала в родном
Роттердаме, где он писал сцены грубоватого
ухаживания офицеров за хорошенькими девушками. В
1650-х годах он работал в Делфте; влияние Вермера
Делфтского и Карела Фабрициуса, Питера Санредама
и Эммануэля де Витте утончило искусство де Хоха,
внесло поэзию в его взгляд на окружающую
реальность. Он почерпнул у них новые сюжеты
(музицирование, чтение и писание письма) и
художественные приемы (направленное солнечное
освещение интерьера, открывающийся через
дверной проем вид на смежные комнаты или улицу),
которые успешно применял в последующем
творчестве. В 1660-х гг. де Хох работал в Амстердаме,
ведущем художественном центре Голландии того
времени, изображая жизнь амстердамского
патрициата. Это придало больший масштаб его
картинам, отражавшим теперь более внушительные
интерьеры, но со временем в них появился оттенок
прохладной официальности.
Питер де Хох. У бельевого шкафа. 1663.
Рейксмузеум, Амстердам
Эрмитажное полотно создано в период
расцвета творчества мастера и по праву считается
одним из лучших его произведений. Сюжетной
завязкой картины художник, как и большинство
голландских жанристов, выбрал незначительный
эпизод домашних будней: служанка показывает
хозяйке купленную на рынке рыбу, та, оторвавшись
от рукоделия и бумаг, которые она держит в руке
(счета или письмо?), внимательно смотрит на
покупку. Это малоприметное домашнее событие Хох
преобразовал в достаточно репрезентативный и
довольно подробный рассказ о жизни бюргерского
дома. Историки архитектуры и моды, быта и
садового искусства найдут здесь много
достоверных деталей.
Как правило, картины Хоха представляют
сцены в интерьере; в этом — заметим, редком, —
случае художник переносит действие в маленький
внутренний дворик городского дома. Пол террасы
выложен такими же плитами цветного мрамора, что и
комнаты, а его идеальная чистота, как и
аккуратность садовых дорожек и до блеска
начищенное латунное ведро для рыбы, говорят о
строго соблюдаемом порядке и налаженном быте в
доме. Вместе с тем пространство дворика не
изолировано, но связано с другими пространствами
внутри и вне дома. Дверной проем и раскрытое окно
объединяют его с внутренними покоями, а
приоткрытая калитка и проем в садовой стене
приглашают выйти на набережную канала, на
противоположной стороне которого виднеется дом
и проходящая пара. Пейзаж второго плана написан с
такой проникновенностью, что заставляет
вспомнить фоны картин ранненидерландских
художников — Яна ван Эйка, Рогира ван дер
Вейдена, Ханса Мемлинга. В картине царит ровный
прохладный свет, характерный для Голландии.
Питер де Хох. Материнский долг. 1658–1660.
Рейксмузеум, Амстердам
Движение девушки, гибкие и округлые
очертания фигурной группы и древесных крон
вносят естественную подвижность в застывшую
геометрию горизонталей и вертикалей,
образованных архитектурой. Соединение строгости
и случайности создает убедительный образ
протекающей на наших глазах жизни, обладающей
вместе с тем размеренностью и основанной на
определенных правилах и распорядке. Свет
сообщает изображенной сцене тихий уют и придает
поэтическое очарование неприметному эпизоду
жизни частного человека.