БЫТОВОЙ ЖАНР
Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Франсуа Милле.
Сборщицы колосьев
ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ
СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ.
1875. Музей Орсе, Париж
Одно из
центральных произведений Милле, созданных в пору
творческой зрелости, прекрасно раскрывает
особенности его творчества. Полотно явилось
итогом многолетних поисков художника в решении
этой темы.
В поле, на закате три женщины подбирают
колоски и зерна за жнецами, обронившими их в
спешке сбора урожая. В монотонных движениях
женщин ощущается почти ритуальный ритм трех
повторяющихся фаз: наклониться — подобрать
колоски — вновь ненадолго выпрямиться. Низкий
горизонт придает величественность крупным
фигурам переднего плана: лучи заходящего солнца,
освещающие их из глубины картины, подчеркивают
их объем и весомость, дают краски их бедной
одежде. Не прибегая к занимательным историям,
Милле делает темой картины достоинство труда и
людей труда, находя и передавая живописными
средствами красоту таких непритязательных, но
извечных сущностей, как земля и работающий на ней
человек. Образы крестьян, как и облик природы,
полны величия и торжественной простоты, овеяны
задумчивой грустью.