Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКАЯ ИКОНА

 

Ирина ЯЗЫКОВА

 

Что изображает икона

Сюжетной основой иконы является Библия — Новый и Ветхий Завет. В Средние века церковное искусство так и называли — «Библия для неграмотных». Книги не были так доступны, как сегодня, чтение не было распространено широко даже среди грамотных людей, и икона выполняла информативную, учительскую, эстетическую и нравственную функции, давая зрителю разнообразную пищу для ума, души и сердца. Но и позже, когда книга вошла в быт, икона не утратила своей роли. Ее язык универсален, она не только открывает смысл Священного Писания, но и позволяет глубже взглянуть на мир и человека. Иконография основных образов сложилась примерно к VIII в., к концу иконоборческого периода. Закрепленная каноном, она принципиально c этого времени не менялась, происходила лишь весьма разнообразная модификациия образов.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Земная жизнь Христа и Богоматери легла в основу иконографии двунадесятых праздников, к которым относят Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), Крестовоздвижение. В основном эти образы написаны на сюжеты Евангелия, но некоторые иконы, например детство Богоматери и ее успение, созданы на основании неканонических текстов (так называемых апокрифов) — «Протоевангелия Иакова», «Евангелия от Никодима» и др. Сюжет иконы «Крестовоздвижение» — событие из истории церкви: в IV в. мать императора Константина Елена, производя раскопки в Иерусалиме, нашла крест Христов, и он был поставлен в храме — воздвигнут — как важнейший символ христианства.

Четырехчастная икона. Воскрешение Лазаря. Троица. Сретение.
Евангелист Иоанн диктует Прохору.
Рубеж XIV–XV вв. ГРМ, Санкт-Петербург

 

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Образa кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.

Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же — смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи — две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха — это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

Образ Воскресения Христова в иконах выражается двояко. Древнейший извод (одна из разновидностей установленного канона), известный с раннехристианских времен, прямо соотносится с евангельским текстом — это «Жены-мироносицы у гроба Господня». На этой иконе изображается, как женщины пришли ко гробу Христа и нашли погребальную пещеру пустой, а ангел, сидевший на отваленном от входа камне, возвестил им, что Христос воскрес.

Сошествие во ад
Последняя четверть XIV в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

 

Второй извод, возникший уже в постиконоборческую эпоху, выражает богословскую интерпретацию Воскресения, он получил название «Сошествие во ад». Это образ победы Христа над смертью. На иконе изображается воскресший Христос, стоящий на поломанных крестообразных створках адских врат. Под ним разверзнута черная бездна, из которой Христос выводит Адама и Еву, первых людей, грехопадением ввергших человечество в царство смерти, за ними из ада выходят цари, пророки, праведники и проч.

В праздничный ряд иконостаса включались также иконы праздников, не входящих в число двунадесятых, но значимых с точки зрения церкви. Особое место всегда имели так называемые страстные иконы, посвященные последним дням земной жизни Христа, его распятию и погребению (в иконостасе они могут составлять даже отдельный ряд) — «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Христос перед Пилатом», «Поругание Христа», «Несение креста», «Положение во гроб», «Снятие со креста», «Оплакивание» и др. (Эти евангельские события вспоминаются в период Великого поста, предшествующий Пасхе.)

В послепасхальное время, в период от Пасхи до Троицы, вспоминаются следующие евангельские события: «Уверение Фомы», «Беседа Христа с самарянкой у колодезя Иаковлева», «Исцеление расслабленного» и др. На эти сюжеты написаны иконы. В их ряду есть образ, называемый «Преполовение», поскольку это празднование приходится ровно на середину послепасхального периода. А темой для иконы «Преполовение» послужил рассказ из Евангелия от Луки, в котором повествуется, как во время этого праздника Мария, Иосиф и Иисус посетили Иерусалимский храм. Когда пришло время возвращаться домой, Иисуса не оказалось с ними, Мария долго искала сына и наконец нашла его в храме беседующим со старейшинами и учителями, которые были удивлены, откуда у 12-летнего отрока такая мудрость и познания в Священном Писании. На иконе изображается Христос-отрок, сидящий среди израильских учителей.

Школа Рублева. Тайная вечеря
1425–1427. Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад

 

Среди других сюжетов, связанных с Евангелием, которые стали темой для создания образов,можно отметить историю Иоанна Крестителя или, как его именует древняя традиция, Иоанна Предтечи. Это целый цикл икон: «Рождество Иоанна Предтечи», «Ангел ведет Иоанна Предтечу в пустыню» (в более позднее время этот сюжет стал основой для иконы «Ангел-хранитель»), «Усекновение главы Иоанна Предтечи». К ним примыкает также «Обретение главы Иоанна Предтечи» по сюжету средневековых сказаний. На Руси очень любили образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». На этих иконах Иоанн изображался с крыльями, как ангел («ангел» в переводе с греческого значит «посланник», «вестник»), одетым в шкуры, с длинными всклокоченными волосами, как у ветхозаветного пророка. В руку Иоанна обычно помещается свиток с надписью «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…» — этими словами, согласно Евангелию, Иоанн начал проповедь. Иногда в руках он держит чашу со своей головой, символизирующую его мученическую смерть. На иконах Иоанна Предтечи часто можно видеть дерево и секиру, напоминающие слова пророка: «Уже и секира лежит при корне дерев, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь».

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием
Начало XV в. ГТГ, Москва

 

Помимо четырех Евангелий — от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, в Новый Завет входят книги: Деяния апостолов, Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Сюжеты из этих книг чаще использовались в храмовых росписях, чем для написания икон. Однако образы из книги Откровения (Апокалипсис) послужили основой иконы «Страшный суд».

На ней изображается второе пришествие Иисуса Христа, который приходит как Царь и Судия. Он сидит на престоле в окружении двенадцати апостолов. Христос судит людей, отделяя праведников от грешников: и одни идут в жизнь вечную (образы рая, Царства Небесного изображаются в левой части иконы), а другие — на вечную муку (образы ада и преисподней изображаются в правой части иконы).

Перед престолом, на котором восседает Христос, изображаются Адам и Ева, первые люди, отпавшие от Бога, у их ног мы видим огромного змия-искусителя, который извивается по всей плоскости иконы, и его хвост уходит в бездну ада, откуда приходят силы зла. Тело змия бывает увито кольцами с названиями смертных грехов — «убийство», «ложь», «лицемерие», «сребролюбие», «властолюбие» и др. Но змей изображен поверженным, ибо Христос победил зло и смерть. В самом центре иконы, между раем и адом, изображается архангел Михаил с весами, он взвешивает души людей, определяя тяжесть их грехов. Тема «Страшного суда» может внушать ужас, но древние иконы написаны ярко и светло, в них нет мрачности, они не пугают, а вселяют надежду на то, что зло и смерть будут побеждены, а свет и любовь восторжествуют.

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». На любой крупной выставке и презентации не обойтись без широкого спектра специального оборудования. Компания «PlasmaOnLine» предоставляет в аренду экраны и звуковое оборудование для презентаций и выставок. Посетите официальный сайт компании http://plasmaonline.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Сюжеты Ветхого Завета реже, чем сюжеты Нового, изображались на иконах, их гораздо чаще мы видим в храмовых росписях в силу повествовательности текста многих ветхозаветных книг. Ветхий Завет стал доступен для читателя в XVI–XVII вв., после того как в 1498 г. архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов) перевел на славянский язык весь корпус книг Ветхого Завета. В Ветхом Завете более шестидесяти книг и тысячи сюжетов. Но среди росписей наиболее часто встречаются следующие: Шестоднев (шесть дней творения мира), история Каина и Авеля, Вавилонская башня, Потоп и история Ноя, история патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, Моисей и Исход из Египта, Давид, цари и пророки.

Высокий русский иконостас к XVII в. имел целых два ряда икон с ветхозаветными персонажами: пророческий (великие и малые пророки) и праотеческий (от Адама до Моисея). К числу пророков относят также царей Давида и Соломона — их легко отличить по царским одеяниям и коронам на головах.

Школа Дионисия. Шестоднев
Начало XVI в. ГТГ, Москва

 

Среди ветхозаветных пророков самым известным и чтимым был Илия, поэтому и иконография его весьма разнообразна. Большое распространение получили иконы «Илия-пророк в пустыне», где он сидит на камне и ворон приносит ему пищу. Также часто встречаются иконы «Огненное восхождение пророка Илии». На них пророк возносится на небо на огненной колеснице, а его ученик Елисей держится за его милоть (верхняя одежда из шкур). Милоть остается в руках Елисея как знак пророческой силы, переходящей от учителя к ученику.

Огненное восхождение Ильи-пророка
Конец XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева,
Москва

 

Из историй, связанных с пророками, пожалуй, наиболее занимательна по сюжету история Ионы. Книга Ионы повествует о том, как Бог послал пророка в Ниневию проповедовать покаяние, но Иона, воспротивившись этому, решил убежать от Бога на корабле. Во время бури пророк был выброшен в море, где его проглотил кит. Три дня пробыл Иона во чреве кита и благополучно вышел из китового чрева как раз около Ниневии. Этот почти сказочный сюжет любили изображать еще в катакомбах, он вошел и в древнерусскую иконописную традицию, но особой изобретательностью отличаются иконы XVII в., в которых история Ионы приобретает характер занимательного рассказа.

Бывало, что образ в иконе со временем приобретал новый смысл и сюжет в определенный момент истории осмыслялся заново. Яркий тому пример «Гостеприимство Авраама». Сюжет этой иконы восходит к 18-й главе книги Бытия (первая книги Библии), в которой рассказывается, как к праведному Аврааму приходят три ангела (посланника) с вестью о том, что у него родится сын. Уже в римских катакомбах мы находим этот сюжет. Его изображали в раннехристианских мозаиках, на фресках и иконах в Византии и по всему христианскому миру.

Обычно на иконах эта история изображается подробно: три ангела сидят за столом, Авраам и Сара угощают гостей, слуга закалывает тельца и т.д. В таком изводе этот сюжет пришел из Византии на Русь, и уже в стенных росписях Софии Киевской мы видим эту композицию. Встречается она и в иконах — новгородских, псковских, московских и др. Нередко в этом сюжете видели намек на Троицу, и это обозначалось в символах, которые угадывались сквозь бытовой план повествования. В таком виде иконография доживает до начала XV века, когда Андрей Рублев создает икону, которую с полным правом можно назвать образом Святой Троицы – единого Бога в трех лицах. Иконописец отказывается от изображения Авраама и Сары, сосредоточивая все внимание на трех ангелах.

Согласно летописи, эту икону Андрей Рублев создал «в память и похвалу преподобного Сергия». Как известно, Сергий Радонежский посвятил свой монастырь Святой Троице, потому что видел в Божественном Триединстве совершенный образ единения и любви.

Но если на иконе Рублева изображена Троица, то возникает вопрос: кто из трех ангелов Отец, кто Сын, а кто Святой Дух?

Посмотрим на икону внимательно: на ней изображены три прекрасных юноши с золотыми крыльями, их лики очень похожи, словно это один лик, данный в разных ракурсах. Этим иконописец показывает, что Троица — это единый Бог в трех лицах. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоит чаша с головой тельца (образ жертвы). Фигуры двух боковых ангелов также образуют собой силуэт чаши, так что ангел, сидящий в центре, оказывается внутри ее. Он облачен в одежды Христа — темно-красный хитон и синий гиматий (синий цвет как символ неба присутствует в одеяниях всех трех ангелов). Ангелы ведут между собой тихую беседу, о чем свидетельствуют их склоненные головы и жесты, указывающие на чашу.

Эту рублевскую икону в Древней Руси называли также «Предвечный совет», который совершается внутри Троицы о жертве Христа, приносимой во имя спасения мира. Есть несколько версий смысла этого образа, ученые спорят между собой о толковании символов и изображенных лиц, но икона и должна содержать непостижимую до конца тайну. И в то же время образ Троицы доносит до нас главный смысл библейского сюжета: Бог приходит к человеку, разделяет с ним трапезу, чтобы приобщить его к вечной жизни.

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой — это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Поклонение святым началось уже в первые века с почитания мучеников, затем стали почитать святителей (епископов), преподобных (монашествующих), благоверных князей, праведных мирян, юродивых, страстотерпцев и др. Образ святого на иконе дает возможность молитвенного общения с ним. Обычно святой изображается в том чине, в котором он послужил Богу. Одеяния тоже свидетельствуют о его подвиге или служении.

Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин — Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом — символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в.

Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, — Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. — изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. Однако в деисусном чине иконостаса воины предстают в одеждах знатных мирян, как придворные Небесного Царя.

Апостолов изображают в античной одежде — хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. К апостолам относят не только двенадцать ближайших учеников Христа, но и семьдесят, также согласно Евангелию избранных Христом. Часто в число двенадцати включают апостола Павла, который был призван уже после смерти и Воскресения Христа. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел — язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла — темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель, большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

 

Святители перенимают эстафету ближайших учеников Христа и продолжают апостольское служение, поэтому их также изображают с Евангелием в руках. Епископы, пресвитеры, диаконы чаще всего прославлялись за их служение у престола Божия, и потому они предстают в полном богослужебном облачении, готовые к совершению таинства Евхаристии. На древних иконах святители облачены в крестчатые ризы (полиставрий), символизирующие ношение креста — и своего собственного, и своей паствы.

Глава у святых на древних иконах обычно обнажена в знак открытости перед Богом. Но иконография знает исключения: в головных уборах изображаются святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Спиридон Тримифунтский. Головной убор святителя Спиридона — это пастушеская шапочка. Он, будучи епископом, продолжал пасти овец, как это делал и до своего избрания.

С ХV в. головные уборы на иконах встречаются чаще: русские святители изображаются в белых клобуках в знак их особого служения. С ХVIII в. святителей и пресвитеров стали изображать не в богослужебном облачении, а в мантии, епитрахили, поручах, омофоре, черных клобуках, митрах.

Преподобные (монахи) обычно одеты в серо-коричневые одеяния, символизирующие смирение и молитву. У многих свитки в руках, развернутые или свернутые, так как они были учителями христианской жизни. На развернутых свитках обычно помещаются наставления, слова завещания ученикам. У святых иконописцев и защитников икон в эпоху иконоборчества в руках могут быть образа.

Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы. Цари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу (Христос нередко изображается на иконах святых в сегменте неба). Но есть исключения, например свв. Бориса и Глеба изображают в основном на конях, как воинов, а Даниила Московского и Александра Невского — часто в монашеском облачении, потому что в конце жизни они приняли монашеский постриг.

Особое место в иконографии занимают ангелы. Ангельский мир многообразен, по преданию, он содержит девять чинов. Часть из них получила вполне устойчивую иконографию: например, серафимы и херувимы изображаются шестикрылыми, с человеческими лицами. Архангелы в виде прекрасных крылатых юношей предстают на иконах то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.

Надписи на иконах — важный элемент, они удостоверяют, кто или что изображено. В древней иконе надписи обычно предельно кратки, их задача — сделать изображение понятным, чтобы не было двойственности толкования.

Образ святого может сопровождаться также изображением его жития, это так называемые житийные иконы. Обычно они строятся по типу иконы с клеймами: в среднике крупно изображается святой, а на полях — сюжетные композиции с эпизодами его жития. Ряд житийных клейм окружает фигуру, словно разворачивающаяся кинолента, в которой перед нашими глазами проходят основные эпизоды жизни святого — от рождения до смерти и прославления.

ПРОЧИЕ СЮЖЕТЫ

Иногда темой для иконы может стать исторический факт, например «Вселенские соборы», «Крещение Руси», «Сретение иконы Владимирской Божьей Матери» и др. Изображали также события, связанные с вмешательством божественных сил в историю — «Покров Богородицы», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Чудо от новгородской иконы Знамения». Легендарные или мифологические сказания тоже становились темами для иконописания, прославляющими победу светлых сил над силами зла. Самый яркий пример — икона «Чудо Георгия о змие». На ней прекрасный юноша в воинских доспехах, скачущий на коне, поражает копьем страшного змия. Иногда на заднем плане изображали город с жителями и царевну Александру, которую согласно одной из легенд и спас от змия святой Георгий.

Чудеса не только изображаются на иконах, но и сопровождают их историю. Существует много икон, которые прославились как чудотворные. В Древней Руси был даже особый жанр литературы — сказания о чудотворных иконах. Но на самом деле каждый молящийся знает — всякая икона чудотворна, ибо она открывает окно в мир горний, тот мир, в котором действуют свои законы. Это мир благодати, где царят вечные любовь и красота.