|
ЖИВОПИСЬ XX ВЕКА
РЕДАКЦИЯ
Послесловие к номеруМного лет последнюю страницу газеты «Искусство» занимает рубрика «Начиная с ХХ века». Ее материалы, как правило, посвящены не художникам или направлениям, а отдельным произведениям — как самым современным, буквально сегодняшним, так и более старым, а иногда даже традиционным в содержательном смысле. Классическая академическая традиция в ХХ веке не прервалась, лишь стала одним из многих художественных направлений и, рискнем сказать, — не магистральным. Вот и мы уделяли в нашей рубрике больше места произведениям новаторским, необычным и даже шокирующим, пусть даже они созданы в самом начале прошлого века. Это, кстати, удивительная способность — десятилетиями будоражить зрителя. Пожалуй, в истории искусств не было такого периода, когда картины или скульптуры через сто лет все еще воспринимались бы так остро, рождали непонимание и отторжение у массового зрителя, не устаревали бы в своей способности вызывать сильную эмоциональную реакцию. Взять хотя бы пресловутый «Черный квадрат». Уж казалось бы — дела давно минувших дней, плюсквамперфект, а народ все еще недоумевает, возмущается и требует разъяснений. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, можно пойти от противного. Представим себе некую обобщенную классическую картину и нормальную реакцию благосклонного зрителя. Что мы услышим? Первое: «Ах, как красиво!» Второе: «Ну до чего ж похоже!» И третье: «Как здорово написано!» Да, человек, воспитанный в классических традициях, подходит к живописной работе с тремя критериями, будто измеряет ее тремя линейками: на одной написано «Красота», на другой «Подобие», на третьей «Мастерство». Обыватель этими качествами удовлетворяется, оттого, например, обожает Шилова. Зритель более продвинутый идет дальше и ищет художественный образ, но и он открывает дверь своим поискам, пользуясь теми же ключами. А. Модильяни. Жан Кокто. 1916.
В начале ХХ века что-то такое произошло в атмосфере, в умах и настроениях художников, что они решили отказаться от перечисленных критериев. (Мы уже писали об этом в связи с «Черным квадратом», см. «Искусство» № 18/2007.) Им не захотелось ни подражать видимому миру, ни добиваться красоты и гармонии, ни блистать техническим мастерством отделки. Полотна стали заполнять абстракции и нереальные формы, зачастую диссонансные и деформированные да еще и исполненные нарочито небрежно. Вот тогда лишенный привычных ориентиров зритель оказался сбитым с толку. Проще всего было объявить новое искусство мазней расчетливых жуликов или умалишенных, что многие и сделали и до сих пор пребывают в этом убеждении. Много сложнее пытаться найти новые подходы и подобрать новые ключи к непривычному искусству. Собственно, в этом — в помощи при подборе ключей — мы и видели задачу своей рубрики «Начиная с ХХ века». Вот только заявленный с самого начала принцип — разбор отдельных произведений — в какой-то момент стал явно ограничивать наши возможности. Хотелось большего, хотелось посвящать материалы лучшим мастерам и обзорам целых направлений, но формат этого сделать не позволял. Искусству ХХ века стало тесно в прежней рубрике. Дж. ди Кирико. Злой гений короля. 1914–1915. Мы почувствовали потребность выйти за ее пределы и полностью отдать тематическую вкладку, скажем, Паулю Клее или сюрреализму. Но сделать это просто так, без подготовки, не хватало смелости. Казалось, что тема повиснет в воздухе и потому не встретит необходимого понимания. И тогда мы решили начать с закладки фундамента — рассказать о тех глубоких переменах, даже о потрясении основ, которые испытало искусство в ХХ веке. Какими бы разными ни были направления, как бы ни отличались друг от друга художники Новейшего времени, в постановке художественных задач и отказе от прежних критериев художественного творчества у них было много общего. Вот этому общему и посвящен нынешний спецвыпуск. Х. Сутин. Маленький кондитер. Ок. 1922. Форматные ограничения преследовали нас и здесь. Обзор никак не хотел умещаться в отведенные ему 24 страницы, а потому пришлось ограничить тему строгими рамками: только живопись, только довоенная, и только основные направления. И то оказалось тесно, некоторые выдающиеся фигуры упомянуты лишь вскользь, а некоторым и вовсе не нашлось места, например Джорджо ди Кирико, Амедео Модильяни и Хаиму Сутину. Их картины мы воспроизводим на этой странице в качестве своеобразного утешительного приза. Можете пока рассмотреть, вооружившись новыми знаниями, а мы впоследствии заполним лакуны. Ибо главное — сделано. Мы заложили фундамент, а вы получили опору. Мы постарались сделать непростое искусство ХХ века ближе — и для тех, кто раньше не знал, как его понимать, и для тех, кого и так не надо было убеждать и уговаривать. Теперь можно продолжать разговор. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. Басси Э. Экспрессионизм / Пер. с англ. – М.: ЗАО «БММ», 2007. Гентфюрер-Триер А. Кубизм. – М.: Арт-Родник, 2005. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. — СПб.: Азбука-классика, 2003. Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. – М.: Искусство–XXI век, 2008. Дитмар Э. Дадаизм. – М.: Арт-Родник, 2006. Клингсёр-Лерой К. Сюрреализм. – М.: Арт-Родник, 2008. Кривцун О.А. Эстетика. – М.: Аспект-Пресс, 2003. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В. Бычкова. — М.: Росспэн, 2003. Музей современного искусства. Нью-Йорк / Пер. с англ. – М.: Слово, 2005. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Под ред. А.Д. Сарабьянова. – М.: Советский художник, 1992. Рид Г. Краткая история современной живописи. – М.: Искусство–XXI век, 2006. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. – М.: Локид-Пресс, 2005. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия / Сост. И.Г. Мосин. – СПб.: Кристалл; М.: Оникс, 2005. Турчин В.С. Образ двадцатого... — М.: Прогресс-Традиция, 2003. Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. Каталог. – М.: Красная площадь, 2000. Чегодаев А.Д. Искусство США. – М.: Искусство, 1976. Эссерс В. Анри Матисс. Мастер цвета. — М.: Арт-Родник, 2002. |