Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Светлана КИРИЛЛОВА

 

Времена года

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина O2Climat.Ru, предлагающего климатическую технику от ведущих мировых производителей. Хотите, чтобы атмосфера в Вашем доме не зависела от капризов погоды за окном: летом — не страдать от жары и духоты, а пребывать в комфортной прохладе, зимой — не кутаться в теплые кофты и носки, а наслаждаться приятным теплом? Тогда пришло время покупать кондиционер! Только не нужно вводить в поисковую строку браузера запрос: "кондиционеры купить в Москве", нужно сразу заходить на сайт o2climat.ru. Здесь Вы найдете и напольное оборудование, и настенные сплит-системы (традиционные, инверторные), оконные и мобильные моноблоки и другие виды климатической техники, которые не только способны согреть или охладить воздух в помещении, но и увлажнить или подсушить его, очистить от пыли и неприятных запахов, насытить полезными для здоровья анионами. Выбирайте технику с необходимым Вам набором функций и заказывайте ее установку в O2Climat.Ru.

Фортепиано было любимым и самым демократичным инструментом своей эпохи. Без него не обходилось ни домашнее музицирование, ни обучение детей музыке, ни семейные праздники, ни минуты меланхолии. Во времена Чайковского получили распространение домашние фортнпиано с мягким, как бы матовым звуком. С их помощью можно было выразить самые тонкие и теплые оттенки чувства. Отсюда — прекрасные образцы камерной музыки для фортепиано и множество превосходных детских фортепианных пьес в творчестве композитора.

Один из самых замечательных фортепианных циклов Чайковского — «Времена года» (12 картин для фортепиано. Ор. 37-bis). В заглавии этого сборника фортепианных миниатюр есть расхождения: у первого издателя он назывался «12 характерных картинок», в издательстве П.И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин».

Эти определения, придуманные издателями, подразумевают одно и то же: речь идет о летящих музыкальных зарисовках, листках из музыкального альбома, по сути — о лирическом музыкальном дневнике.

Название «Времена года» появилось в 1876 году, при издании пьес одной книгой. Оно, напротив, подчеркивало важность и значимость работы Чайковского. В глазах просвещенного слушателя той поры «Времена года» связывались с одноименной ораторией Йозефа Гайдна. (Сейчас бы вспомнили и о скрипичных концертах «Времена года» Антонио Вивальди. Однако во времена Чайковского это имя ничего не говорило даже специалистам: музыку «рыжего священника» откроют только в начале ХХ века.)

Удивительно, что фортепианные миниатюры Чайковского, столь прихотливые, непосредственные в печали и в радости, до краев переполненные чувством, были написаны по заказу. Этот заказ, который композитор получил из Петербурга, строго регламентировал их названия, темы и сроки выполнения. Каждая из 12 миниатюр должна была публиковаться первого числа каждого месяца 1876 года. По сути дела, Чайковскому предлагалась та же журналистика — только выраженная в звуках. Петр Ильич в то время зарабатывал на жизнь главным образом как музыкальный критик (в 1875 г. он написал 17 музыкально-критических статей, отстаивая необходимость исполнения русских опер в Москве).

«Времена года» заказал Чайковскому петербургский музыкальный журнал «Нувеллист» — периодическое издание, которое знакомило музыкальную общественность с новыми сочинениями русских и зарубежных композиторов. На страницах «Нувеллиста» печатались нотные тексты, сведения о новинках оперных сцен всего мира, о концертах в России, Западной Европе и Америке. Семья Барнард, владевшая журналом, хорошо знала музыкальный мир и понимала запросы своей аудитории: их детище, родившееся в 1842 г., на фоне прочих российских журналов выглядело долгожителем.

К Чайковскому издатель Николай Матвеевич Барнард (1844–1905) обратился как к восходящей музыкальной звезде. Композитор был даже смущен величиной предложенного гонорара. «Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий, — откликнулся он в ноябре 1875 года, — я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский».

Петр Ильич работал в то время над Первым фортепианным концертом и «Лебединым озером» — двумя произведениями в новых для него жанрах, поэтому сочинять маленькие фортепианные «пиэски» стало для него отдохновением. Заказ он выполнял очень аккуратно. Уже в декабре Чайковский выслал в Петербург две первые миниатюры, прибавив: «Если Вы пожелаете пересочинения «Масленицы», то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений».

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. И каждый номер открывали пьесы Чайковского: «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль), «Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь), «На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь). Исключение было сделано только в сентябре 1876 года. В этом номере первой была поставлена пьеса композитора В.И. Главача «Сербская походная песня» («Радо иде србин у войнике»). Осенью 1876 г. началась трагическая русско-турецкая война…

При журнальном издании «Времен года» каждая миниатюра Чайковского получила по поэтическому эпиграфу (в том числе из Пушкина, Жуковского, Фета, Майкова, Кольцова, Плещеева). Сегодня кажется, что подобранные стихотворные строчки (кроме, быть может, одной или двух) звучат совершенно не в тон дивным фортепианным миниатюрам. Однако эти эпиграфы лишний раз подчеркивали для читателя национальное значение музыки Чайковского (тогда еще композитора, широко известного в узких кругах). Особенно — глубокую связь его музыки с русской поэтической традицией. Интересно, что все прижизненные издания «Времен года» включали эти тяжеловесные стихотворные эпиграфы. Следовательно, композитор (который сам писал неплохие стихи) их принял и одобрил.

В созданных Чайковским миниатюрах таятся созвездия его будущих музыкальных тем. Можно восхищаться тем, как в пьесах «Подснежник» (Апрель) и «Святки» (Декабрь) вдруг раскрываются предтечи его больших симфонических вальсов к балету «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А глубокая меланхолия «Баркаролы» (Июнь) и просветленная печаль «Осенней песни» (Октябрь) напоминают его лучшие оперные арии.

Удивительно, что у нас не сохранилось известий о первом исполнении цикла. Не известно о том, как оценила пресса публикации в журнале «Нувеллист». Незаметно для всех с маленькими «пиэсками» из «Времен года» произошло то, что бывает только с величайшими произведениями, — они стали естественны, как воздух. Как будто существовали всегда.