|
||||||||||||||||||
УРОК ИЗО
Татьяна САПОЖНИКОВА,
|
Ксения Назаренко. 1-й кл. |
Космический пейзаж. 3-й кл. |
Кузнецова Лена. 2-й кл. |
Лиза Макарова. 1-й кл. |
В 4-м классе задания на уроках изобразительного искусства усложняются и могут выполняться не за один, а за два-три урока. Коллективное панно на тему «Космос» дает учителю прекрасную возможность подвести итоги учебного года, показав творческие способности целого класса. В школе № 235, носящей имя летчика-космонавта В.М. Комарова, такое панно, выполненное в 2008 году учениками 4-го класса, украшает рекреацию около музея космонавта.
В 7-м классе заинтересовать ребят космической темой труднее, чем малышей, поэтому можно предложить им выполнить коллективную работу на фантастическую тему «Дискотека на Марсе» (или на любой другой планете), где они покажут умение изображать фигуру человека в движении. Фантазируя на эту тему, ученики должны думать и о цвете выбранной бумаги, и о пропорциях человека, но в то же время они могут не бояться нарисовать двигающегося человека неправильно, так как фантастика дает им такую возможность.
Дискотека на Марсе. Коллективная
работа
учеников 7-го класса и преподавателя И.А.
Черкасовой
Детские работы на тему космоса могут быть связаны не только с космическими кораблями и космонавтами в скафандрах. Само слово «космос» (от греч. кosmos — Вселенная) означает мир как ближний (исследуемый человеком), так и дальний (мир звезд и галактик); пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы (околоземное, межпланетное, межзвездное и межгалактическое), со всеми присутствующими в нем объектами.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ
Звездное небо всегда интересовало людей, а астрономия зародилась тогда, когда человек впервые взглянул на небо. С древних времен люди обращали взоры к небу. Любуясь небом, человек пытался увидеть в контурах облаков и в скоплении звезд на небе знакомые и понятные ему образы — людей, животных, деревья, горы. Звезды и созвездия называли и в честь богов, и в честь земных существ.
Объяснить явления природы, не прибегая к сверхъестественным силам, первыми попытались древние греки, превратив астрономию из мистического учения в науку. Детям будет интересно узнать, что для наблюдения над разнообразными небесными явлениями не всегда нужны специальные приборы. Даже в течение одной ночи можно увидеть, как меняется небо: за два часа звезды, которые находились у восточного горизонта, перемещаются высоко в небо, а другие опускаются к западу. Документальный фильм или фотографии помогут учителю рассказать о таком чудесном явлении, как затмение Солнца. Дети увидят, как Луна постепенно закрывает солнечный диск, оставляя лишь небольшой кусочек в форме серпа; небо темнеет сначала медленно, но потом темнота быстро сгущается, и на землю опускается ночь. Небольшой рассказ учителя об астрономии может вдохновить школьников на создание творческой работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Дети любого возраста с интересом разглядывают карту звездного неба, пытаясь найти на ней знакомые созвездия. Но, даже зная, где находятся, как выглядят и как называются звезды и созвездия, распознать их на небе не так легко, так как мы видим только группы различных по яркости звезд, разбросанных в беспорядке по небу (Близнецы — группа звезд). Чтобы на небе появились понятные фигуры, которые соответствуют своим названиям, можно провести линии, соединяющие звезды (Близнецы — смысловое изображение), и тогда даже маленькие дети научатся видеть сказочную картину звездного неба.
Малышам интереснее всего находить созвездия, связанные с хорошо знакомыми им животными: Большая Медведица, Лев, Волк, а ученики постарше, уже знакомые с мифологией, с удовольствием находят такие созвездия, как Центавр, Пегас, Персей и другие. Для того чтобы дети понимали, что и как надо изображать, им необходимо показать и карту звездного неба с группами звезд и со смысловыми изображениями созвездий (рисунки), и изображения отдельных созвездий в виде группы звезд и аллегорических фигур, и фотографии ночного неба и затмения солнца. Работы, в которых дети фантазируют на тему созвездий, изображая их на небе и на земле, могут получиться особенно интересными.
В мифологии космос противостоит хаосу и в то же время возникает из него. Вертикальная структура Космоса состоит из верхнего мира — неба, где обитают боги, души праведных и птицы, среднего мира — земли, где живут люди и копытные, и нижнего мира — подземного царства, преисподней, где находятся демоны, души неправедных и хтонические животные (животные, связанные с подземным царством).
Ира Глухарева. Древо жизни. 5-й кл.
В 5-м классе уроки литературы начинаются с изучения мифов и сказок разных народов мира. На уроках изобразительного искусства именно мифология помогает пятиклассникам понять символику орнамента на предметах народного декоративно-прикладного искусства и выполнить практические работы на эту тему (в работах «Древо жизни» показаны три мира: верхний, средний и нижний).
Даша Лапшова. Древо жизни. 5-й кл.
Космогонические мифы (космогония — учение об образовании Вселенной) описывают, как возникла Вселенная. Они, как правило, начинаются с описания того, что предшествовало творению, то есть небытия, хаоса. В III четверти 5-го класса на уроках изобразительного искусства мифы о сотворении мира дадут возможность создать интересные творческие работы на тему декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ
Во всех украшениях древних египтян: ожерельях, пекторалях, браслетах, серьгах — можно увидеть и изображения солнца и луны, и цветок лотоса, распустившийся на холме, появившемся из океана хаоса. Египтяне считали, что в начале была бескрайняя неподвижная холодная водная гладь — Хаос, который назывался Нун. В гелиопольской версии древнеегипетского мифа творения сказано: «Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы встать…»
Бог Атум, что значит «совершенный», появился из хаоса и стал первым богом во вселенной. Появившись из хаоса, Атум не нашел себе никакого места, где он мог бы удержаться, поэтому в первую очередь создал себе холм Бен-Бен. Культ Атума был соединен с культом солнечного бога Ра. Атум это и есть Ра (Солнце). В «Текстах пирамид» он назван «отцом богов». По одной из версий, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса, который вырос на холме Бен-Бен. Ра создал первую пару богов — Шу (Воздух) и Тефнут (Влагу). В загробной жизни эти два божества засияли, как звезды среди небесных созвездий, и получили название Близнецы.
От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Нут была самим Небом, ее называли Огромной матерью звезд и Рождающей богов (гробница Рамзеса VI, «История создания мира; путешествие Ра») (1). Ра везет солнечный диск в своей Ладье вечности через небесную реку по животу богини неба Нут.Считалось, что Нут каждое утро перед восходом Солнца проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь (гробница Рамзеса IX, иллюстрация из Книги дня и ночи «Богиня Нут, проглатывающая утром солнечный диск») (2). По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы и рождает солнечный диск. На потолке гробницы Рамзеса VI (Долина царей) гигантская фигура богини Нут повторяется дважды, а два полушария заполнены звездными богами, следующими за солярными ладьями по небесному Нилу.
(1)
(2)
Солнце и Луну называли глазами Амона-Ра. В некоторых мифах Солнце и Луна были глазами Гора (сокола), одного из самых почитаемых в Древнем Египте богов, летящего сквозь мировое пространство. С полетом сокола египтяне связывали смену времен года и времени суток.
Египетские созвездия не похожи ни на вавилонские, ни на древнегреческие, всего их известно 45. О египетских созвездиях можно судить по упоминаниям в текстах и по рисункам на потолках храмов и гробниц. Сохранившиеся росписи потолков не образуют звездной карты, и положение египетских созвездий на небе удается определить лишь приблизительно.
В те дни, когда небо затягивалось тучами или из пустыни налетала песчаная буря, египтяне считали, что на ладью бога Ра напал гигантский змей Апоп — злое чудовище длиной в 450 локтей. Если змею удавалось проглотить Ладью, то наступало солнечное затмение. Ра вступил в борьбу со змеем и одержал победу, но злой Апоп не был убит, а раненый нырнул в Реку и уплыл в Дуат. Дуат — это загробный мир, который находится на небе, а души умерших вселялись в звезды. В созвездие Орион превратился Осирис (сын Нут и Геба, муж и брат богини Исиды), вступив в правление царством мертвых Дуатом. Звезда Исиды — Сириус впервые после 70-дневного отсутствия на небосводе появляется на утренней заре незадолго до начала подъема воды в Ниле. Планеты Юпитер, Сатурн и Марс считались воплощением бога Гора (сына Осириса и Исиды).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполняя работу на тему «Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта», пятиклассники могут изобразить на фоне звездного египетского неба портреты египтян, украшенные символическими знаками.
В головных уборах египетских цариц можно показать древний символ — «чашу небесных вод». В такой короне-чаше изображена на фреске царица Нефертари (3). Похожую чашу-эхин (эхин — составная часть капители колонны дорического ордера) можно увидеть на голове кариатиды из греческого Эрехтейона, а чашу-кокошник — на голове у русской крестьянки. Рогатая кика русской крестьянки похожа на древний головной убор египетской богини Исиды — рогатую корону-чашу, в которой покоится солнце.
(3)
Бальжима Цыдыпова. |
Даша Толстикова. |
Евгения Калашникова. |
Мээрим Токтобаева. |
Дети с удовольствием изучают особенности орнаментов древних египтян и фантазируют на темы египетской астрономии.Практическая работа сначала выполняется гуашью, а потом может быть дополнена восковыми мелками и закончена в технике коллажа.
Окончание следует
ЛИТЕРАТУРА
Египетская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, 2002.
Леви Д. Путеводитель по звездному небу. — М.: Астрель, 2005.
Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. — М.: Олма-пресс, 2001.
Рей Г. Звезды. Новые очертания старых созвездий. — М.: Мир, 1969.