Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Александра НИКИТИНА

 

Дневник учителя. Январь

Продолжение. См. № 21/2008, № 1, 6, 8/2009

Ну вот и закончился 2008 год, а вместе с ним учебное полугодие. Это было первое полугодие работы нашего проекта по созданию школьного театрального музея. Декабрь, наверное, самый короткий месяц. 26-го — последний учебный день. Но еще до этого в нашей театральной школе — подготовка к заключительному праздничному концерту, открытые уроки по творческим дисциплинам, ну и как у всех — итоговые опросы и контрольные. Так что с середины месяца всех лихорадит и необязательные занятия обычно почти прекращаются.

Предыдущие два года декабрьские часы были для меня мучительными: дети вымотанные, им ничего не хочется, ходят через пень-колоду. В этом году не хотелось думать о прошлом опыте, я изо всех сил старалась поднять настроение себе и ученикам и ждать только хорошего. Вспомнила, как радовались обычным леденцам и ластикам все школьники и педагоги, участвовавшие в выездных занятиях нашей лаборатории интерактивных театральных проектов МИОО, и решила пойти на подкуп. Принесла в класс нарядные простые карандашики и шоколадные медальки. И за каждую качественно выполненную работу стала выдавать награды.

Очень весело смотреть на то, как такая ерундовина способна активизировать творческий процесс. Ухоженные и прекрасно одетые детки азартно бьются за обладание карандашом и ради такого чуда способны прочитать, осмыслить и переработать за 45 минут 8–9 страниц непростого научного текста. Правда, это касается только восьмиклашек. Они на занятия ходили, и мы немало успели сделать. А вот с девятым классом все гораздо печальнее: их просто не было — бесконечные накладки в их разнообразных творческих расписаниях.

Экспонаты музея «Кукольный дом» на Варварке

 

Однако вернемся к восьмому классу. Там образовалось несколько автономных творческих групп. Одна изучала древние мистерии Египта, Крита, Греции, Ирана. Другая — буддийскую мистерию Цам, дожившую до наших дней, истоки русского театра и итальянское Просвещение. Третья группа начала работу над историей театра древней Греции. Темп и качество работы удивили и меня, и самих участников процесса. Процесс мы организовали таким образом: разные тексты по теме мы распечатывали или ксерокопировали, и дети могли размечать его маркерами. Одним цветом они выделяли то, что казалось им самой главной и содержательной информацией, другим цветом то, что их лично больше всего задело и заинтересовало, третьим — то, что оказалось совсем непонятным. Потом с каждым сотрудником музея мы обсуждали все три группы цветовых разметок.

В разряд «непонятного», как нетрудно было предвидеть, попали почти все имена собственные и более-менее специфические термины: митра, Элевсин, иерофант, — все это поначалу звучало для детей одинаково нечитаемой абракадаброй. Однако уже ко второму занятию они научились понимать смысл некоторых слов по контексту, соображать, что имена богов и названия местностей не требуют перевода.

Достаточно легко большинство детей справились и с выделением основного содержания. В нашем случае нужно было выбирать самое-самое необходимое. Из 9–15 страниц нескольких совершенно разных статей сделать полстраницы для музейного стенда — непростая задача. И сначала «самого главного» получалось многовато. Но это было действительно осознанно выбранное содержание. Процесс работы по сокращению у всех детей получился двухэтапным: осмысление и первое сокращение, а потом окончательное сокращение через неделю на другом уроке. За это время школьники успевали отделиться от своей первичной работы и увидеть, как можно уплотнить материал.

Труднее всего оказалось с определением того, что лично задевает, тревожит, интересует. Тут наиболее ярко выделились три знакомые проблемы: дети не слишком хорошо умеют прислушиваться к себе; не подозревают, что их могут волновать какие-то проблемы в культуре; не умеют высказать то, что смутно ощущают. В собеседованиях мы потратили больше всего времени на преодоление этих трудностей, что для нашей работы было совершенно необходимо. Ведь если мои музейные сотрудники не поймут, что увлекает их, они просто не смогут составить тексты, интересные для сверстников.

Когда мы с детьми искали личное, оказалось, что для многих привлекательна мифологическая история. Грустно, конечно, что мифы об Исиде и Осирисе, о Деметре и Коре-Персефоне они прочитали впервые. Но и приятно, что не так уж сильно одно поколение отличается от другого. Подростки выросли из сказки, а вот миф им как раз по размеру: тайна жизни и смерти, чудо, философия! Оказалось интересным для моих детей и устройство древних календарей, и внутреннее убранство храмов, и порядок обрядовых действий. Со всеми материалами подобного рода мои сотрудники стали работать смело и эффективно, перестали бояться переписывать тексты по-своему, поняли, что композиция влияет на смысл, сообразили, что начала и концы должны быть максимально яркими.

Особая история — работа с картинками. В школе до Интернета добраться трудно. И, как выяснилось, с ним мои детки работают не слишком уверенно. «Контакт» и «аська», где они чувствуют себя свободно, — еще не вся сеть. Пришлось на каникулах встречаться у меня дома. Поиск иллюстраций в сети, совмещение их с созданными текстами и сочинение эскизов стендов стало отдельным интереснейшим приключением. Девочки мои научились искать картинки в разных поисковых системах, используя разные ключевые слова, научились находить описания картинок, сохранять их в разных форматах.

Но, мне кажется, подлинный вкус к происходящему они почувствовали только в работе по проектированию экспозиции. Только тут они по-настоящему представили себе, как все будет на самом деле. И только в этот момент поверили, что сами способны сделать что-то весомое, что останется в школе для многих и многих поколений детей. Когда закончили проекты стендов, посвященных древним и современным мистериям, русским обрядам и скоморохам, так раскочегарились, что предложили сделать следующую пару макетов самостоятельно и даже пообещали втянуть наконец в это дело вечно ускользающих мальчиков.

На волне интереса к обрядам, мистериям и фольклорным играм мы с детьми сходили в музей «Кукольный дом». Посмотрели крестьянские куколки-обереги, Петрушку, кукол вертепного и восточного марионеточного театра. Для них все это теперь оживает, становится любопытным. История Петрушки, разумеется, удивила и понравилась больше всего. Они никак не ожидали найти в нем потомка латинских божков плодородия и родственника Дон Жуана. Ну а заодно мои дети увидели кукол совсем иной серии — авторские работы художников XX века. Теперь они хотя бы знают, что были такие люди, как, например, Анна Ахматова и Фаина Раневская. И есть надежда, что некоторых поэтов, актеров, режиссеров недавнего прошлого они, может быть, даже узнают в лицо.

Однако с интересом к судьбам конкретных художников в восьмом классе пока трудно. Может быть, сказывается опыт написания традиционных рефератов? Не знаю. Но как только появляется конкретный персонаж: не важно Эсхил, Мольер или Гольдони, — тексты становятся гладкими, сухими и безмерно скучными. Иногда кажется, что дети вообще не понимают, что может быть интересного в чужой судьбе. Рассказываю им о том, что интересно мне самой. Слушают, что уже отрадно. Но пока в основном их воодушевляют истории из детства актеров и драматургов. Может быть, это и нормально.

Но вот в девятом классе всё немного иначе. Там в декабре серьезно работал только один человечек, девушка, которая участвует в музейном проекте дольше всех. И вот ее бесконечно увлекают все индивидуальности, все судьбы, все истории уникальных творческих поисков. В этом месяце она знакомилась с героями английского Просвещения. Сама сделала уже практически все: источники нашла, тексты скомпоновала и отредактировала, иллюстрации подобрала. И, что особенно приятно, начала читать исторические документы: письма, мемуары, критические статьи XVIII века. Ей уже интересно услышать подлинный голос эпохи и хочется познакомить с ним товарищей.

Теперь мы не увидимся с детьми целый месяц. Скажем так, отпуск по семейным обстоятельствам. Как всегда, в самый неподходящий момент. Восьмой класс только разогрелся, а девятый, наоборот, ускользает. Самое время работать. Но… не всё в нашей власти. Заменять меня будет замечательный педагог по актерскому мастерству, что особенно хорошо — мужчина и, что еще лучше в нашем случае, — прекрасно разбирающийся в компьютерах и умеющий все-все-все делать руками. Надеюсь, детям вместе с ним удастся по нашим разработкам создать первые стенды. Говорят, встретив его в первый учебный день нового полугодия, они радостно размахивали руками и кричали, что с нетерпением ждут ближайшей встречи.