Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Мосхофор

 

МОСХОФОР
Около 570 г. до н.э.
Акропольский музей, Афины

 

Мосхофор (греч. – тельценосец) – интереснейший, сохранившийся почти целиком ранний аттический памятник: посвятительная статуя человека, несущего дары божеству. У этой высеченной из мрамора статуи частично сохранилась раскраска: глаза человека красные, борода зеленая, теленок синий. Скульптура высотой 1,65 м несет ярко выраженные черты архаики: фронтальность фигуры, неподвижность позы; выставленная вперед, как у куроса, нога, лицо с так называемой архаической улыбкой. Существует мнение, что архаическая улыбка получалась в результате специфического способа обработки камня (и в Древней Греции, и в Древнем Египте), когда последовательно обрабатывались грани каменного параллелепипеда по нанесенным на них проекциям. Вместе с тем живая пластика мускулистых рук Мосхофора, сжимающих ноги теленка, и почти реалистическое изображение животного говорят о художественных приемах более позднего времени.

Голова всадника, или голова «Рампин». VI в. до н.э. Лувр, Париж

 

Сохранение Мосхофора и других скульптур этого времени – счастливый случай в истории, требующий отдельного рассказа.

При раскопках на афинском Акрополе под зданиями храмов V в. до н.э. и вблизи них археологи открыли слой, состоящий из произведений архаического искусства. Под грудой обломков, на которых стоит Парфенон, были найдены статуи дароносцев и кор, рельефы, пьедесталы, фрагменты храмов и зданий, разрушенных персами в 480 г. до н.э.

Каменная голова Горгоны. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Из персидского мусора, как стал называться этот археологический слой, были извлечены фрагменты огромной скульптурной группы из известняка, украшавшей фронтон гигантского святилища VI в. до н.э. Центральные фигуры фронтона не сохранились, поэтому содержание композиции остается загадкой. Так, фантастическое существо с тремя человеческими туловищами, крыльями за спиной и змеиным хвостом, заполнявшее правую часть фронтона, принято считать изображением Тифона, укрощенного Гераклом. Но, судя по улыбкам чудовища, это мифическое существо мирного характера. Все три головы бородатые, с длинными волосами. Лицо головы с синей бородой напоминает пестрый декоративный орнамент, широко открытые глаза придают лицу выражение любопытства.

Трехголовый Тифон. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Архаические памятники Акрополя дают представление о смелости цветовой гаммы и фантастических сюжетах древней скульптуры, о появлении признаков живой натуры в декоративно-условной пластике акропольских находок.

В персидском мусоре была найдена скульптура бородатой мужской головы – интересный образец ориентального (восточного) стиля архаической пластики, названная по имени первого владельца – голова «Рампин». Скульптор превратил в орнамент высеченные из мрамора завитки волос и бороды. Голова «Рампин» принадлежала статуе всадника. Части скульптуры – конь и обнаженная фигура всадника – были найдены позднее, чем голова, и хранятся в музее Акрополя в Афинах. Через какое-то время такая же история произошла с «Возничим», тоже лишенным своих коней.