НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
Острова жизни и смерти
Александра Борисова
Более часа, пораженный величием
неведомого, не мог оторвать я глаз. Проходила
публика, слышались отрывки нелепой критики… А в
стороне стоял одиноко высокий, могучий человек,
сухой и стройный, с большой бородой и загорелым
лицом…Посмотрев на него, я понял, что именно
такой, полный вдохновения и энергии железной,
закаленный человек мог достигнуть глубин
Ледовитого океана и там, в этом ужасе
замороженной жизни, ее «метелями обвеян»,
горячим порывом широкой души увековечить яркой
кистью при сорокаградусном морозе виденное,
пережить это и заставить пережитое и виденное
перечувствовать на грядущие годы тех, перед
глазами которых явится это живое полотно.
В.А. Гиляровский о картине «Страна
смерти»
на выставке Академии художеств 1903 г.
В массовом сознании
русское искусство начала XX века представлено
«Миром искусства», символистами, «Бубновым
валетом» и другими художественными
направлениями новаторского толка. Среди этого
формалистического хора, созвучного
западноевропейскому вкусу, трудно разглядеть
путь реалистической пейзажной живописи, расцвет
которой в творчестве русских художников
пришелся на вторую половину XIX в. А жаль!
Пейзажи Александра Алексеевича
Борисова (1866–1934), ученика Шишкина и Куинджи, были
известны и востребованы в России и Европе (первые
же работы купил П.М. Третьяков). Александр Борисов
исследовал острова Новой Земли и как
ученый-первооткрыватель присвоил имена своих
учителей, художников, писателей географическим
объектам архипелага. Благодаря ему на карте
появились мысы Крамского, Васнецова, Л. Толстого,
Репина, Верещагина, ледник П. Третьякова и др. И в
живописи художник стал первопроходцем в
изображении Севера, опередив Р. Кента
(«Искусство» № 19/2007). «Крайний Север, — писал
Александр Борисов, — с его мрачной, но мощной и
таинственной природой, с его вечными льдами и
долгой полярной ночью всегда привлекал меня к
себе. Северянин по душе и по рождению… я только и
мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за
пределы Архангельской губернии». Слова
«эпичность» и «драматизм» как нельзя лучше
характеризуют и сам Север, и характер картин
Борисова.
Страна смерти. 1903
Глыбы льда на полотне «Страна смерти»
отражаются в воде с отблесками огненной зари,
полоса которой пронизывает почти черное небо. В
мрачном характере изображенного нашло отражение
состояние опасности, которое художник ощущал во
время путешествия среди плавучих льдов. В то же
время картина звучит «как скорбный реквием по
тем, кто не возвратился, и как честное
напоминание и мужественное напутствие тем, кому
еще суждено было не возвратиться из Арктики…
Обобщенный образ, почти философия в красках» –
так писал о картине в 1903 г. критик Е. Черненко.
Заметно, что по сравнению с ранними работами в
картине «Страна смерти» нет натуралистических
подробностей, так необходимых ученому и мешающих
художнику создавать образ.
Лето на Карском море. Болванский нос. 1901
Картина «Страна смерти» была
центральным экспонатом выставки в Белом зале
Зимнего дворца, устроенной для Николая II и
царской семьи 1 марта 1903 г. Царь приобрел картину
и передал ее в Русский музей. Находившаяся в годы
Великой Отечественной войны в Музее Арктики, она
сильно пострадала от бомбежки.
А в начале ХХ века о картине писали
много, полотно полюбилось публике и стало часто
воспроизводиться (даже в виде подделок).
Вероятно, так же часто, как другая, самая
известная картина швейцарского художника
А.Бёклина («Искусство» № 24/2007), так называемая
«икона символизма» — «Остров мертвых» (1880).
Известны ее шесть вариантов. Кроме этого
издательство Ф.Гурлита выпустило репродукции с
бёклиновской картины большим тиражом (одна из
таких репродукций висела дома у В.Ленина в
Цюрихе).
Под впечатлением от картины Бёклина
композитор С.Рахманинов написал свой «Остров
мертвых» — симфоническую поэму, написал ее
сложным музыкальным языком, характерным для
позднего творчества музыканта, когда он
размышлял о жизни, смерти, судьбе родины.
Лунная ночь. Медведь на охоте. 1899
Не вызывает сомнений, что художник
Александр Борисов был знаком с картиной Бёклина,
но о мере ее влияния можно только догадываться.
Упоминавшийся выше учитель Борисова А.И.Куинджи
был склонен в творчестве к обобщениям в
изображении природы и декоративным
колористическим решениям, и мы склонны видеть в
картине «Страна смерти» скорее пластически
художественное, чем программно литературное
решение образа могучих стихийных сил природы и
значительности бытия человека. В будущем этот
путь развития пейзажа продолжат Н.Рерих
(«Небесный бой», 1912), А.Рылов («В голубом
просторе», 1918) и другие русские советские
живописцы.
Борисов Н.П. Художник вечных льдов. — Л.:
Художник РСФСР, 1983.