Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Острова жизни и смерти
Александра Борисова

Более часа, пораженный величием неведомого, не мог оторвать я глаз. Проходила публика, слышались отрывки нелепой критики… А в стороне стоял одиноко высокий, могучий человек, сухой и стройный, с большой бородой и загорелым лицом…Посмотрев на него, я понял, что именно такой, полный вдохновения и энергии железной, закаленный человек мог достигнуть глубин Ледовитого океана и там, в этом ужасе замороженной жизни, ее «метелями обвеян», горячим порывом широкой души увековечить яркой кистью при сорокаградусном морозе виденное, пережить это и заставить пережитое и виденное перечувствовать на грядущие годы тех, перед глазами которых явится это живое полотно.

В.А. Гиляровский о картине «Страна смерти»
на выставке Академии художеств 1903 г.

В массовом сознании русское искусство начала XX века представлено «Миром искусства», символистами, «Бубновым валетом» и другими художественными направлениями новаторского толка. Среди этого формалистического хора, созвучного западноевропейскому вкусу, трудно разглядеть путь реалистической пейзажной живописи, расцвет которой в творчестве русских художников пришелся на вторую половину XIX в. А жаль!

Пейзажи Александра Алексеевича Борисова (1866–1934), ученика Шишкина и Куинджи, были известны и востребованы в России и Европе (первые же работы купил П.М. Третьяков). Александр Борисов исследовал острова Новой Земли и как ученый-первооткрыватель присвоил имена своих учителей, художников, писателей географическим объектам архипелага. Благодаря ему на карте появились мысы Крамского, Васнецова, Л. Толстого, Репина, Верещагина, ледник П. Третьякова и др. И в живописи художник стал первопроходцем в изображении Севера, опередив Р. Кента («Искусство» № 19/2007). «Крайний Север, — писал Александр Борисов, — с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению… я только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии». Слова «эпичность» и «драматизм» как нельзя лучше характеризуют и сам Север, и характер картин Борисова.

Страна смерти. 1903

 

Глыбы льда на полотне «Страна смерти» отражаются в воде с отблесками огненной зари, полоса которой пронизывает почти черное небо. В мрачном характере изображенного нашло отражение состояние опасности, которое художник ощущал во время путешествия среди плавучих льдов. В то же время картина звучит «как скорбный реквием по тем, кто не возвратился, и как честное напоминание и мужественное напутствие тем, кому еще суждено было не возвратиться из Арктики… Обобщенный образ, почти философия в красках» – так писал о картине в 1903 г. критик Е. Черненко. Заметно, что по сравнению с ранними работами в картине «Страна смерти» нет натуралистических подробностей, так необходимых ученому и мешающих художнику создавать образ.

Лето на Карском море. Болванский нос. 1901

 

Картина «Страна смерти» была центральным экспонатом выставки в Белом зале Зимнего дворца, устроенной для Николая II и царской семьи 1 марта 1903 г. Царь приобрел картину и передал ее в Русский музей. Находившаяся в годы Великой Отечественной войны в Музее Арктики, она сильно пострадала от бомбежки.

А в начале ХХ века о картине писали много, полотно полюбилось публике и стало часто воспроизводиться (даже в виде подделок). Вероятно, так же часто, как другая, самая известная картина швейцарского художника А.Бёклина («Искусство» № 24/2007), так называемая «икона символизма» — «Остров мертвых» (1880). Известны ее шесть вариантов. Кроме этого издательство Ф.Гурлита выпустило репродукции с бёклиновской картины большим тиражом (одна из таких репродукций висела дома у В.Ленина в Цюрихе).

Под впечатлением от картины Бёклина композитор С.Рахманинов написал свой «Остров мертвых» — симфоническую поэму, написал ее сложным музыкальным языком, характерным для позднего творчества музыканта, когда он размышлял о жизни, смерти, судьбе родины.

Лунная ночь. Медведь на охоте. 1899

 

Не вызывает сомнений, что художник Александр Борисов был знаком с картиной Бёклина, но о мере ее влияния можно только догадываться. Упоминавшийся выше учитель Борисова А.И.Куинджи был склонен в творчестве к обобщениям в изображении природы и декоративным колористическим решениям, и мы склонны видеть в картине «Страна смерти» скорее пластически художественное, чем программно литературное решение образа могучих стихийных сил природы и значительности бытия человека. В будущем этот путь развития пейзажа продолжат Н.Рерих («Небесный бой», 1912), А.Рылов («В голубом просторе», 1918) и другие русские советские живописцы.

Борисов Н.П. Художник вечных льдов. — Л.: Художник РСФСР, 1983.