УРОК МХК
Людмила ПЕШИКОВА,
кандидат педагогических наук
Мы выбираем
программу Предтеченской
Окончание. См. № 12/2009
Жизненные ориентиры
Новое тысячелетие началось
знаменательным событием для российского
образования, взглядом в его будущее: весной 2000
года в Ростове-на-Дону состоялась Всероссийская
конференция, организованная Министерством
образования Российской Федерации, на тему
«Содержание образования в двенадцатилетней
школе». На ней впервые была представлена
образовательная область «Искусство» с предметом
«Мировая художественная культура»: «Во всех
типах школ ведется преподавание МХК, где
происходит общение учащихся с выдающимися
произведениями мирового искусства. На уроках
старшеклассник, устремленный в будущее, найдет
«жизненный материал», в котором он остро
нуждается, получит идейный эмоциональный заряд,
стимулирующий работу его чувств и разума,
заставляющий в согласии или споре с художником
вырабатывать свое отношение к миру, собственную
систему духовных ценностей. У выпускников
формируется потребность воспринимать
художественную культуру на протяжении всей
жизни, находить в произведениях искусства
нравственную опору».
Лия Михайловна Предтеченская
Это была концепция преподавания
мировой художественной культуры Лии Михайловны
Предтеченской.
Великий психолог ХХ века С.Л.
Рубинштейн говорил о таком подходе к воспитанию
как о единственно правильном, приобщающем
человека к «верной жизни», к духовному
самосовершенствованию на протяжении всей жизни,
создающим возможность «полноценного, радостного
человеческого существования».
Десятилетие без Лии Михайловны
Предтеченской у нас, ее учеников, последователей,
единомышленников, прошло в научном осмыслении и
развитии ее педагогических открытий, а также
реализации их в школьном преподавании.
Самое главное — это «одеть» курс,
говорила Лия Михайловна, это важнее, чем написать
докторскую диссертацию, на которую у нее не
хватало времени. «Одеть» — это значит
методически обеспечить учителя всем необходимым
для преподавания МХК. Предмет новый, а новизна
содержания художественно-интегрального
предмета влечет за собой и принципиально новую
методику его преподавания — ведь привычными
дидактическими методами, ориентированными на
приобретение учащимися знаний, умений и навыков,
невозможно достичь тех психологически сложных
задач духовного воспитания и личностного
развития старшеклассников, которые стоят перед
курсом «Мировая художественная культура».
Организация общения
Продумывая основы методики
преподавания МХК, Лия Михайловна опиралась на
последние открытия в философской теории
познания (современная теория диалога),
психологии (теория художественного восприятия) и
педагогике (развивающее обучение, педагогика
искусства). Основополагающим, концептуально
важным положением методики преподавания мировой
художественной культуры, тем самым секретом,
который необходимо постичь, чтобы открылся
заветный «ларчик», является положение о том, что обучение
и воспитание происходят разными путями:
получение знаний — путем передачи информации,
умения — с помощью показа, а воспитание, то
есть постижение духовных ценностей, происходит в
процессе духовного общения.
В его основе лежит не просто понимание
того, что говорит человек, а понимание, связанное
с переживанием или с сопереживанием тому, с
кем человек общается. Человек, воспринимающий
художественные произведения, вступает в
духовное общение с его героями и авторами,
переживает и размышляет вместе с ними. Потому что
«цель художника не сообщить какие-то истины
читателю, зрителю, слушателю и не пытаться
поучать его, а завязывать с ним воображаемое
общение и тем самым приобщить его к своим
ценностям — к своим идеалам, устремлениям,
нравственным принципам, политическим
убеждениям, эстетическим переживаниям…
Художник распахивает перед людьми свою душу, как
перед ближайшими друзьями, исповедуется перед
ними, искренне и откровенно, и тем самым их
воспитывает. Такое
нравственно-эстетически-гражданское воспитание
искусством и дополняет, и углубляет, и
целенаправленно расширяет опыт личности».
Именно организация общения школьников
с произведениями великих творцов мировой
художественной культуры стала в центре внимания
всех учебно-методических пособий по МХК, которые
вышли в свет в первое десятилетие XXI века —
десятилетие без Лии Михайловны Предтеченской.
Книги для учителя
Одним из первых таких пособий стала
вышедшая в 1999 году в Петербурге Рабочая тетрадь
по МХК для учащихся 9-го класса «Век Просвещения».
Она композиционно построена его авторами
Л.М.Ванюшкиной и Л.Ю.Копыловым в виде
фантастического путешествия во времени, в
котором герои художественных произведений XVIII
века и их авторы становятся собеседниками
современных школьников.
А в 2000 году опубликована еще одна
Рабочая тетрадь по МХК, тоже очень оригинальная
— «Дневник читателя, зрителя, слушателя». Он
предназначен для записи учениками своих
впечатлений от прочитанных книгах,
просмотренных телепередач или фильмов, после
посещения концертных залов, театра, кино, музеев.
Дневник разработала сама Предтеченская,
убежденная в том, что именно такое учебное
пособие, имеющее цель «целенаправленно влиять на
художественные впечатления учащихся, получаемые
ими в своей внешкольной жизни», должно стать
самым главным для учащихся учебным пособием по
мировой художественной культуре.
В 2001 году в ГИЦ «ВЛАДОС» была издана
программа Л.М.Предтеченской «Мировая
художественная культура», это ее шестое издание.
С позиций современности было проведено ее
обновление, особенным изменениям подверглись
темы последнего раздела «Художественная
культура 60–90-х годов XX века». Программа
напечатана в сборнике, в который вошли статьи,
относящиеся к методике преподавания МХК.
Как и в предшествующем издании,
программа Предтеченской напечатана вместе с
программой Ю.А.Солодовникова «Художественная
культура Древнего мира, Средних веков и эпохи
Возрождения» для 6–8-х классов. После
экспериментального преподавания МХК Лия
Михайловна учла пожелания
учителей-экспериментаторов начинать
преподавание мировой художественной культуры не
с XVIII века, а с ее истоков — с древности, и не в
старших классах, а в средних — с того момента,
когда на уроках истории начинается изучение
истории Древнего мира.
Под ее кураторством искусствовед
Ю.А.Солодовников создал программу для 6–8-х
классов, которая была опубликована вместе с
программой Лии Михайловны «Мировая
художественная культура. 9–11 классы» в 1994 году.
«Сборник программ и методических материалов. 6–11
классы» прошел через экспертный совет и получил
министерский гриф о допуске преподавания в
школах. С этого момента ГИЦ «ВЛАДОС» взял на себя
ответственность издавать учебно-методический
комплект по МХК, и я, как его научный редактор, с
большой благодарностью вспоминаю поддержку и
участие, которые я получала в процессе нашей
совместной работы над ним от редакторов
издательства и лично от его директора Ольги
Ивановны Бородиной. Учебники по программе
Ю.А.Солодовникова вышли в издательстве
«Просвещение».
В 2002 г. напечатана «Методика
преподавания мировой художественной культуры».
Содержание книги достаточно точно отразило бы
название «Общение с искусством и искусство
общения», потому что в ней доказывается, почему
именно общение с искусством необходимо
организовать на уроке мировой художественной
культуры, и объясняется, что же это такое —
общение с искусством. Но чтобы на уроках
действительно состоялось общение — диалог с
шедеврами мирового искусства, учитель должен
обладать высоким педагогическим мастерством,
которое можно сравнить с художественным
творчеством. Книга раскрывает секреты этого
мастерства.
В 2004 и 2005 гг. «ВЛАДОС» опубликовал «Методические
рекомендации по мировой художественной
культуре» в серии «Конспекты уроков» для 9-х и
10-х классов (для 11-х классов находится в печати).
После программы именно эти книги являются самыми
важными пособиями учебно-методического
комплекта по предмету МХК, так как они
представляют уроки, на которых происходит непосредственная
встреча учащихся с искусством, организация
художественно-педагогического общения.
Во всех трех сборниках уроки
располагаются в последовательности их
преподавания, которая соответствует разделам и
темам программы «Мировая художественная
культура», многие из них написаны в виде
драматургически выстроенных
«художественно-педагогических произведений»,
похожих на сценарии. И все три сборника можно
рассматривать как своеобразные «мастер-классы»
Л.М.Предтеченской и ее учеников-последователей
по методике преподавания МХК.
Приглашение к разговору
В «педагогике обучения» (так можно
назвать дидактику) учебно-методический комплект
по любому школьному предмету всегда возглавляет
учебник — «книга, в которой излагается материал
в соответствии с содержанием и системой учебной
программы». А вот в «педагогике воспитания»,
формирования духовных ценностей традиционный
учебник оказывается неспособным выполнить
задачи духовного воспитания. В 1990-е годы научной
группой под руководством Л.М.Предтеченской была
разработана концепция пособий для учащихся по
предмету «Мировая художественная культура»,
которая бы способствовала в единой системе с
уроком МХК эффективному осуществлению
«сверхзадачи» предмета, связанной с постижением
подростками общечеловеческого
духовно-нравственного опыта, хранящегося в
мировой художественной культуре.
В течение нескольких лет велась работа
по созданию экспериментальных пособий для
учащихся 9-го класса, которые пополнили
учебно-методический комплект по МХК: «Эпоха
Просвещения» и «Романтизм и реализм».
Предисловие к ним называется «Обращение к
читателю, или Приглашение к разговору об
искусстве». Каждая глава посвящена одному из
творцов художественной культуры своего времени,
она и называется именем писателя, художника или
композитора, о котором идет речь: «Даниэль Дефо»,
«Франц Шуберт» и др. В конце главы — вопросы и
задания, которые помогут читателям стать
участником развернувшегося диалога об
искусстве, присоединиться к размышлениям о
различных художественных произведениях,
поучаствовать в споре, иногда возникающем на
страницах хрестоматии, определить свою позицию в
нем, а также сформулировать свое собственное
высказывание.
Работа над созданием УМК по мировой
художественной культуре продолжается. Хотя с
изданием его появились некоторые осложнения, и
на это есть причины…
Серьезная угроза
22-й год предмет «Мировая
художественная культура» живет в школе. Но
сегодня у нового предмета началась «вторая»
жизнь.
Эта «вторая» жизнь появилась сразу
после того, как в 1987 г. предмет был утвержден в
школах и стали выходить «альтернативные»
программы по МХК. Они были написаны теми, кто
больше всех убеждал в невозможности для школы
такого «сложного» курса. За короткий срок, еще
при жизни Лии Михайловны, МХК уже стал «модным»
предметом, появилось большое количество
программ и учебников под названием «Мировая
художественная культура», многие из них с
легкостью проходили экспертный совет и получали
заветный «министерский гриф».
Лия Михайловна «философски»
относилась к этому, говоря, что она счастлива, что
смогла дать работу многим людям. Но ее
расстраивало, что программы, с которыми она
смогла познакомиться, были примитивны,
поверхностны, не преследовали никаких целей, не
говоря уже о той высокой цели духовного
воспитания подростков, ради которой был создан
предмет.
К началу ХХI века программа
Предтеченской уже стояла в общем ряду разных
программ по МХК, и многие учителя, теряясь в
выборе программы для преподавания, шли самым
простым путем: стали просто давать информацию
о мировой культуре и проверять, как усвоены
знания.
«Порядок» стал наводиться в связи с
начавшейся в 2002 г. реформой школьного
образования. «Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года»
была наполнена новыми социальными требованиями
к системе российского образования: современная
школа должна идти в ногу со временем, выращивая
для поднимающейся России самый важный ее ресурс
— человеческий. В ней написано:
«Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут принимать ответственные решения в
ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны».
В «Концепции» подсказаны и
направления реформаторской деятельности:
модернизация предполагает ориентацию
образования «не только на усвоение учащимися
определенной суммы знаний», на что делался
акцент в старой образовательной системе, но и на
«развитие личности человека, его познавательных
и созидательных способностей»; модернизация
выделяет в качестве «первостепенного приоритета
в образовании воспитание», тогда как в старой
школе приоритет отдавался обучению;
модернизация говорит о необходимости «более
полного использования нравственного потенциала
искусства как средства формирования и развития
этических принципов и идеалов в целях духовного
развития личности».
Радостно осознавать, что «Концепция
модернизации российского образования» звучит в
унисон с концепцией новаторского курса для
старшеклассников Л.М.Предтеченской «Мировая
художественная культура».
Но, к огромному сожалению,
реформаторская политика Министерства
образования оказалась направленной как раз «в
сторону наоборот»! В сторону укрепления
приоритета обучения над воспитанием, усвоения
знаний — над развитием личности, науки — над
искусством, дидактики — над педагогикой
воспитания.
Я как специалист в той самой области
духовно-нравственного воспитания и личностного
развития подростков, которую «Концепция
модернизации российского образования» признает
приоритетной, вижу главную причину
регрессивного движения школьной реформы в
профессиональной несостоятельности того
«министерско-академического корпуса», которому
доверили ее осуществлять. Ни открытия
художественной педагогики воспитания, которая
уже давно доказала свое право на достойное место
в образовании, ни инновационные исследования и
эксперименты педагогической психологии,
сделанные учеными не академического уровня, ни
инновации, накопленные в практике преподавания
российских школ в области духовного воспитания,
не были использованы при написании новых
образовательных стандартов.
«И вечный бой…»
А вот какая метаморфоза произошла с
мировой художественной культурой: из новаторского
художественного предмета, организующего
общение старшеклассников с искусством,
благотворно влияющего на их внутренний мир, он
под видом модернизации превратился в традиционный
предмет научного толка, дающий знания в
области культурологии и не способный эффективно
решать важнейшие задачи духовно-нравственного и
личностного развития молодых людей, признанные
приоритетными в сегодняшнем обществе!
В начале статьи я приводила цитату из
концепции предмета «Мировая художественная
культура» «старого» образовательного стандарта
2000 года — прочтите ее, пожалуйста, еще раз и
сравните с тем, как представлена концепция МХК в
«новом» стандарте 2004 года, — и вы убедитесь во
всем сами:
«Содержательная часть стандарта
строится на принципах выделения культурных
доминант эпохи, стиля, национальной школы при
соблюдении логики исторической линейности…
Реализация культурологических и эстетических
подходов в изучении мировой художественной
культуры предполагает умение анализировать,
синтезировать и критически осмысливать
материал»; «изучение мировой художественной
культуры направлено на формирование устойчивого
интереса и знаний отечественной и мировой
художественной культуры, знания и понимания
культурных доминант различных исторических эпох
и стилей…»
Никакого «общения с искусством» и
«жизненного материала», никакой «нравственной
опоры», в чем остро нуждаются выходящие из школы
молодые люди, — одно лишь изучение «культурных
доминант» и «умение анализировать и
синтезировать»… Ну почему так? Почему концепция
предмета, рожденного потребностью времени,
созданного с такой любовью к детям, с такой
отдачей душевных сил и прошедшего широчайшую
экспериментальную проверку, так кардинально
изменена?
На эти вопросы я получаю
чиновничье-равнодушные ответы: программа
Предтеченской устарела, она не соответствует
запросам современного образования, так как ее
объем невозможно реализовать за время, отводимое
базовым учебным планом на МХК, а структура
программы предназначена для линейной системы
образования. Хотя любой здравомыслящий человек
понимает, что устарела не программа, созданная
талантливым педагогом-новатором, а мышление
людей, которые взялись осуществлять реформу, а
сами, «сужденья черпая из забытых газет», «поют
все песнь одну и ту же» — о дидактике как
единственно возможном способе получения
образования и о «фундаментальной науке» как
единственной его опоре. А как же классическое
искусство? А педагогика искусства? Пусть они
останутся на десятом плане, так как пробуждают у
россиян, что хорошо известно, «огонь вольнолюбия
и свободомыслия», а оно надо?
Действия людей, осуществляющих
реформу российского образования начала нового
тысячелетия, логичны и последовательны. В 2005 г.
Министерство образования соединилось с
Министерством науки и стало называться
Минобрнауки России. В этом же году ликвидирован
экспертный совет, предполагавший обсуждение
поданных на экспертизу программ и учебников, что
теперь не нужно, и введена новая процедура
экспертизы — закрытого характера: лишь рецензии
РАН («выяснить, соответствует ли содержание
учебника современным научным представлениям») и
РАО («оценить соответствие учебника возрастным и
психологическим особенностям обучающихся и
соответствие его содержания федеральному
компоненту государственного стандарта общего
образования»).
В 2006 г. экспертизу прошли только два
учебника по мировой художественной культуре, так
как только они оказались соответствующими всем
условиям нового образовательного стандарта. Тем
самым было покончено и с программой
Предтеченской, и с «двойной жизнью» предмета МХК,
когда учителям предоставлялся выбор программы
для преподавания.
«И вечный бой, покой нам только снится»
— эту строчку из стихотворения А. Блока часто
повторяла Лия Михайловна. Она была настоящим
борцом.
Ее дело правое, и мы принимаем от нее
эстафету. Нам легче — ведь мы живем в эпоху
демократии, диалога и свободы слова!
В «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года» написано:
«Активными субъектами образовательной политики
должны стать все граждане России, семья и
родительская общественность,
профессионально-педагогическое сообщество,
научные, культурные, коммерческие и общественные
институты».