Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Завтрак аристократа

Павел ФЕДОТОВ
ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА (Не в пору гость)
1849–1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Картина принадлежит к числу лучших творений Федотова, написанных в пору расцвета его таланта. К этому времени художнику удалось окончательно овладеть рисунком, техникой масляной живописи и в какой-то степени избавиться от своей привязанности к обилию мельчайших деталей, иногда загружавших повествование.

Довольно часто Федотов обращался к теме обмана, надувательства, показного благополучия, привлекая внимание зрителя к тому, что за прекрасным фасадом может скрываться неприглядное нутро. В названии одной из его графических работ звучит полуироничный-полугорестный вздох художника: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!» Так же, напоказ, живет и персонаж картины «Завтрак аристократа».

Сколько таких обедневших, но горделивых и чванливых аристократишек приходилось встречать Федотову!

Молодой человек с бутербродом. Этюд к картине «Не в пору гость».
1849 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Главный герой живет в роскошном доме, возможно, когда-то он был владельцем огромного состояния, но давно все промотал. И вот теперь он вынужден довольствоваться корочкой хлеба в качестве завтрака. Заслышав же шаги гостя в передней, он как-то неуклюже и даже воровато пытается прикрыть от посетителя свою более чем скромную трапезу. Как можно допустить, чтобы кто-то проведал о настоящем положении дел? Нет, все должны считать его богатым и ни в чем не нуждающимся. Нежданного гостя мы не видим, но тем сильнее акцент на главном персонаже, тем острее воспринимается напряженная поза светского хлыща, угловатый жест его рук.

При всем при том нельзя сказать, что картина решена в карикатурном ключе, что было характерно для ранних графических работ Федотова. Даже при изображении фигуры аристократа художник не прибегает к гротескным приемам, но не теряет при этом выразительности. Как ни странно, в этой картине носителем положительного начала выступает предметный мир, созданный художником с любовью и тщательностью. Интерьер написан великолепно — в лучших традициях «малых голландцев», его вполне можно рассматривать как великолепный образец «картины в картине». Реальный мир реальных вещей противопоставлен призрачному порождению гордыни главного героя, которому приходится жить во лжи, выдавая желаемое за действительное. «На брюхе — шелк, а в брюхе — щелк» — это народное изречение Федотов вспоминал, работая над своим полотном.

В техническом решении «Завтрака аристократа» чувствуется отзвук влияния Карла Брюллова, что в общем-то неудивительно. В те годы Брюллов еще оставался властителем дум не только зрителей, но и художников, даже довольно известных. Что уж говорить о самоучке, мечтающем овладеть всеми тайнами живописного мастерства! Однако, к чести Федотова, он не стал слепо копировать брюлловскую манеру, но позаимствовал главным образом колористическое решение — изящное сочетание зеленых, синих и малиново-красных благородных тонов, создав одно из лучших своих произведений, в котором продемонстрировал мастерство владения техникой.