НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Марк САРТАН
Памятник Людовику XIV
во дворе Лувра
Одна из основных
и эффектных градостроительных особенностей
Парижа — так называемые Большие оси. Многие века
архитекторы нанизывали свои творения на
несколько воображаемых линий, пересекающих
город и скрещивающихся друг с другом. Наличие
этих осей как бы скрепляет совершенно разные
постройки, сшивает городскую ткань, собирает
французскую столицу в единое целое. И где бы вы ни
были, вы находитесь на одной из осей, а в самых
значимых местах — еще и на их пересечении.
От этого возникает ни с чем не
сравнимое ощущение, будто вы всегда в центре, а
Париж разворачивается вокруг вас. Наверное,
магия Парижа, с первых часов пребывания
становящегося «своим» городом для
любознательного туриста, во многом связана с
этим явлением.
Главная из Больших осей Парижа
задается архитектурой Лувра. Она начинается у
входа в его Восточную колоннаду, продолжается
Павильоном Башенных часов, а затем проходит
через центр знаменитой пирамиды, о которой мы уже
подробно рассказывали (см. «Искусство» № 1/2006).
Чтобы проследить продолжение оси на запад, нужно
встать чуть левей (южней) пирамиды. Тогда впереди
можно видеть следующие точки-маркеры: арку
Карузель, обелиск на площади Согласия в ее
центральном проеме, Триумфальную арку за ним и
совсем вдали — небоскребы нового района Дефанс.
Знаменитые Елисейские поля являются частью
главной оси так же, как и центральная аллея сада
Тюильри.
Наблюдаемая ось не совсем прямая, что
хорошо видно на аэрофотоснимке. Она чуть-чуть
переламывается западнее Лувра и не вполне
совпадает, скажем, с осью Елисейских полей.
Именно поэтому нужно оказаться слева от
пирамиды, чтобы увидеть все вышеперечисленное. И
это тот самый случай, когда привкус ошибки
превращает сухую геометрию в истинное искусство.
Ведь французской культуре всегда было
свойственно высочайшее мастерство в организации
пространства.
Туристы, неизбежно попадающие во двор
Лувра, так же неизбежно обращают внимание не
только на пирамиду, но и на конный памятник
Людовику XIV неподалеку. Его фотографируют, на его
фоне фотографируются, и впоследствии его
изображение украшает собой страницы
многочисленных семейных фотоальбомов. Но мало
кто знает, что монумент появился здесь только в
1988 году и благодаря Йонг Минг Пею, автору
Пирамиды. Такая дата дает как минимум формальные
основания для разговора об этом памятнике в
рубрике «Начиная с ХХ века».
Но есть основания и неформальные.
Первоначально памятник Людовику XIV был
изваян Бернини из мрамора в конце XVII века (тогда
итальянский скульптор и архитектор был
приглашен в Париж для работы над восточным
фасадом Лувра). Статуя королю не понравилась, как,
впрочем, и проект фасада. Мэтра тем не менее
обласкали, щедро вознаградили и отпустили домой
в Рим. После его отъезда недовольный монарх велел
скульптору Жирардону переделать памятник:
устранить портретное сходство, превратить его в
статую римского полководца и поставить в дальнем
уголке Версальского парка. А нынешняя скульптура
во дворе Лувра — копия работы итальянского
скульптора, отлитая из свинца.
Кажется, будто монумент поставлен в
случайном месте, но на самом деле его
расположение выбрано осознанно и очень верно. Он
маркирует место, где главная ось слегка меняет
свое направление, чтобы дальше соединить арку
Карузель, обелиск, Триумфальную арку и Дефанс.
Согласитесь, есть в этом какое-то
французское изящество — водрузить посреди Лувра
копию старинной статуи, только чтобы обозначить
точку перелома градостроительной оси!
Заодно получилась вполне
постмодернистская забава с цитатами: не совсем
Бернини, ибо слепок, и не совсем Людовик, ибо уже
триста лет как переделано под полководца. Но зато
памятник и об истории Лувра напоминает, и всю
идею парижского градостроительства стягивает не
то что в линию — даже в точку. И главная его
художественная ценность — в точно выбранном
месте установки, а не в красоте статуи и
мастерстве скульптора.
В общем, игры и парадоксы XX века во всей
своей красе.