Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Улица в провинции

Морис УТРИЛЛО
УЛИЦА В ПРОВИНЦИИ
1916

 

Этот пейзаж, в отличие от большинства «монмартровских» работ, написан на пленэре. Художник находится здесь же с мольбертом и быстро, темпераментно создает перспективу улицы с ее обитателями. Можно легко проследить технические приемы мастера.

Он пользуется мягкой беличьей кистью большого размера, не прибегая к подготовительному рисунку углем. Вначале он пишет небо, определяющее атмосферу и настроение картины, очень свободно, прозрачно и темпераментно. Так же свободно написана архитектура: небольшой монастырь слева, домик справа, сверкающие белизной стены ограды, сразу привлекающей внимание и создающей эффект «убегания». Затем написаны деревья с помощью живых, торопливых мазков, свободных и непринужденных, что вызывает ответное волнение у зрителя.

Белый дом

 

Интересно отношение к человеческим фигурам, совсем не похожим на «монмартрские» типажи с их предельной обобщенностью и неуклюжестью.

Социальный «статус» прохожих в этой картине вполне ясен: кюре на переднем плане в сутане и широкой шляпе, человек во фраке, дамы в платьях с турнюрами – в глубине. Это лишний раз свидетельствует о мастерстве Утрилло в изображении людей, что позднее проявилось в его декорациях и костюмах к опере Гюстава Шарпантье «Луиза», успеху которой немало способствовало участие Утрилло.

Дом в предместье Парижа

 

В этой картине очень заметно влияние на творчество Утрилло импрессионистов, в частности Писсарро и Сислея, которых он особенно любил.