Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Романтик соцреализма

Картина «Выходной день» Дмитрия Мочальского (1908–1988), великолепно выстроенная, пластически убедительная, в которой достигнуто единство в сочетании деталей и целого, — одна из лучших работ, представленных в ГТГ на выставке «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма», посвященной 100-летию со дня рождения художника. В свободной живописной манере изображен отдых двух молодых людей, тщательно продуманы цветовые соотношения, каждая деталь, каждый мазок. И получились емкие и выразительные образы.

Выходной день. 1967

 

Мастер советского бытового жанра, рассказчик в традициях П.Федотова, В.Маковского, Мочальский прошел отличную профессиональную школу: учился в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, брал уроки у Д.Н.Кардовского. В Академии художеств его педагогами были Н.Э.Радлов, В.Н.Мешков, Н.И. Чернышев, А.И. Савинов. Азы графического искусства он постигал у А.Д.Гончарова, совершенствовался в композиции у В.А.Фаворского, изучал основы пространственных соотношений у К.С.Петрова-Водкина. «Мне в жизни повезло с учителями, пробудившими во мне творческие порывы, привившими мне любовь к искусству», — писал Мочальский в автобиографии. Об «уроках» Кардовского и Петрова-Водкина напоминают показанные на выставке образные монументальные рисунки голов.

Победа. Берлин, 1945 год. 1947

 

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Hadley". Мужские сумки - для ноутбука, сумки-планшеты, портфели, дорожные сумки, городские рюкзаки, сумки для документов, клатчи, а также аксессуары и женские сумки. Гарантия качества, доступные цены, скидки, доставка по России, в Москве курьером или самовывоз. Посмотреть каталог товаров и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://hadleybags.ru.

В годы войны Мочальский выезжал в районы боевых действий. Вместе с советскими войсками он вошел в разрушенный Берлин (рисунки углем из серии «Советские войска в Берлине, 1945)». В перерывах между командировками Мочальский преподавал в Суриковском институте. В 1940-е годы он написал картины «Зоя Космодемьянская», «Победа. Берлин, 9 мая», «Минёр. Донской фронт», «Возвращение с демонстрации», в которых использовал монументально-графический язык. Это яркие свидетельства времени.

После демонстрации. 1949

 

Мочальский считается продолжателем традиций русской реалистической школы. Поэтизируя повседневную жизнь, он делает ее пластически убедительной благодаря острому чувству цвета, блистательному размещению фигур в пространстве, умению находить некий духовный камертон общения своих персонажей, хорошо выстраивая мизансцены, где каждому отводится своя роль. В композициях подкупают естественность, непринужденность поведения героев.

Троица. 1975

Подружки. 1957

О роли композиции в его творчестве Мочальский высказался так: «Слово о композиции — если бы я сумел написать о ней, как я чувствую, это была бы песнь о ней, ее красоте. Как достичь художественной образности, внутренней красоты? Научиться видеть, жить и владеть профессией? Внимание, наблюдение, воображение и обобщение». Этим заветам он оставался верен всю жизнь. И умер на посту как солдат: в деканате Суриковского института.

Затянувшееся объяснение. 1954

 

В 1950-е годы манера письма художника становится более свободной, он отказывается от излишней проработанности деталей предыдущего периода. В Казахстане, в летних поездках на целину в 1950–1960-е гг. он с увлечением, большой проникновеностью изображает быт целинников, их жизнь — трудную, суровую, но полную романтики («Палатка трактористов», 1957, «Ухажеры», 1956). Не многим удавалось найти столь выразительные и простые средства для передачи поэзии повседневного труда, создать столь естественные и непринужденные композиции. Этюды, эскизы, наброски к картинам, портреты дают представление о том, как рождался замысел той или иной картины, о трудоемкой подготовительной работе. В них можно подметить, как бесконечно варьировал автор позы героев, их движения. Особено хороши полотна лирического плана — «Подружки» (1957), «Молодожены-целинники» (1959).

Первый беспартийный художник, возглавивший МОСХ, Мочальский был одним из организаторов памятной выставки к 30-летию МОСХа в Манеже. В спокойной манере он пытался разъяснить Хрущеву и партийным руководителям достоинства картин различных мастеров, прежде всего Р. Фалька, но не смог воспрепятствовать начавшейся политической травле художников.

В 1960–1970-е Мочальский совершенствовал свое мастерство, создав знаменитые работы «Четыре поколения» (1968), «Скатерть-самобранка» (1970)... А его рисунки — портретная галерея художников Виктора Попкова, Алексея Ткачева, Таира Салахова, Георгия Нисского — показывают, каким он был замечательным рисовальщиком.

Мочальский 51 год проработал в Суриковском институте, его учениками были братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.Н.Неменский, П.П.Оссовский, Н.А.Андронов, В.Ф. тожаров, О.В.Булгакова... Булгакова так писала об учителе: «Мочальский — целая эпоха в жизни его студентов. Каждый человек, каждая история, каждая картина остро переживались им как пластическое событие. Он был убежден, что человек становится художником, когда впервые осознает острую необходимость нарисовать поразившее его зрительное впечатление — чем угодно и на чем угодно, что есть под рукой, и это становится в дальнейшем естественным».

На выставке представлено около ста живописных и графических работ Мочальского из собраний Государственной Третьяковской галереи, Международной конфедерации союзов художников и семьи этого классика соцреализма.