|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Надежда ВИНОГРАДОВА
Ван ВэйВАН ВЭЙ
Ван Вэй (699–759) — прославленный китайский поэт, живописец, музыкант и теоретик искусства, известный как основоположник монохромного пейзажа. Его имя почти легендарно, так как достоверных произведений мастера не сохранилось. Однако его кисти приписывается ряд картин-свитков, дошедших до нас в более поздних копиях и позволяющих судить о его стиле. Среди них «Горы под снегом», «Река под снегом», «Просвет после снегопада в горах у реки». Жизнь Ван Вэя протекала далеко не гладко. В начале своей карьеры он достиг высокого положения как придворный живописец и чиновник, но затем, пережив удары судьбы, удалился от двора, оставил жизнь в столице и приобщился к учению чань-буддизма, с его проповедью отшельничества, созерцания как пути к слиянию с жизнью природы. Ван Вэй. Река Янцзы в снегу. Фрагменты
В горах, на берегу реки Ванчуань он построил себе дом, который назвал Ванчуаньской хижиной. В стихах и картинах Ван Вэй стремился выразить свое понимание красоты и естественности природы. Среди сюжетов живописи у него не случайно большое место заняли зимние пейзажи. В картине «Просвет после снегопада в горах у реки», как и в других пейзажах, сочетание белого фона свитка и черной туши приобрело глубокий философский смысл. Белое в Китае — символ траура, признак старости, ухода в небытие. Время, когда природа погружается в сон, тоже белое. Белое и темное — знаки взаимосвязанных дуальных начал природы инь и ян. Осмысляя слова древнего философа Лао-цзы о том, что «Пять цветов притупляют зрение, а пять звуков притупляют слух», Ван Вэй пришел к созданию монохромных зимних пейзажей, в которых отчетливее всего выступают два цвета — белый и черный. Показывая заснеженные дали, застывшую гладь реки и белизну зимних холмов, Ван Вэй открыл новый этап постижения пространства в китайской живописи. Написанный в единой тональности, его пейзаж построен на ритмической гармонии и равновесии всех элементов композиции. Ван Вэй. Портрет ученого Фу Шэна. VIII в.
В созданном им трактате «Тайны живописи», вдохновенно воспевающем единство природы и человека, художник изложил способы раскрыть тайны ее гармонии: «Среди путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет природу природы, он закончит деянья творца… Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью. Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет в тысячу верст»*. Стихи Ван Вэя столь же пространственны и проникнуты теми же созерцательными настроениями, что и живопись.
* Ван Вэй. Тайны живописи // Журнал «Восток». Кн. 3. 1923 / Пер. с китайского В.М. Алексеева. ** Ван Вэй. Зимней ночью пишу о том, что у меня на сердце // В кн.: Три танских поэта / Пер. с китайского А.И. Гитовича. — М.: Восточная литература, 1960. |